Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Шетогубовой О. П.,
судей краевого суда Песоцкого В. В., Калоевой З. А.,
при секретаре Сухомлиновой Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам истца Комарова Р. Н., ответчика Государственного Учреждения - Управления Пенсионного фонда по Шпаковскому району Ставропольского края на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 14 июня 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению Комарова Романа Николаевича к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края о признании права на получение пенсий, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в специальный стаж период службы в армии, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости,
заслушав доклад судьи Песоцкого В. В.,
УСТАНОВИЛА:
Комаров Р. Н. обратился в Шпаковский районный суд Ставропольского края с вышеуказанным заявлением к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края (далее - ГУ УПФ по Шпаковскому району СК).
В обоснование иска указано, что 16 апреля 2012 года он обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан N 771/19 от 25 апреля 2012 года в назначении пенсии ему было отказано в связи с отсутствием необходимого стажа работы по специальности, поскольку в специальный стаж работы не включен период службы в Вооруженных Силах СССР с 24 июня 1985 года по 29 мая 1987 года. В настоящее время он является получателем государственной пенсии по инвалидности гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, как участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и инвалид II группы в соответствии с Федеральным законом N 166 - ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". Просил суд первой инстанции признать право на получение двух пенсий: государственной пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по старости; признать незаконным и отменить решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края об отказе в назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности; обязать ответчика засчитать в специальный стаж период службы в Вооруженных Силах СССР с 24 июня 1985 года по 29 мая 1987 года из расчета один день военной службы по призыву за два дня работы; обязать назначить досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 16 апреля 2012 года.
Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 14 июня 2013 года решение Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края N 771/19 от 25 апреля 2012 года в части невключения Комарову Роману Николаевичу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 24 июня 1985 года по 29 мая 1987 года признано незаконным.
На ответчика возложена обязанность включить Комарову Роману Николаевичу в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периода прохождения службы в Вооруженных Силах СССР с 24 июня 1985 года по 29 мая 1987 года из расчета один день военной службы по призыву за два дня работы.
В остальной части в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ УПФ по Шпаковскому району СК Кругликова Л. И. просит отменить решение суда, как незаконное и вынесенное с нарушением норм материального права. Указывает, что до 1 января 2002 года государственные пенсии назначались на основании Закона Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", которым не была предусмотрена возможность зачета в выслугу лет периода службы в армии.
В апелляционной жалобе Комаров Р. Н. просит изменить решения суда в части отказа в удовлетворении его иска. Указывает, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В письменных возражениях ГУ УПФ по Шпаковскому району Ставропольского края полагало, что апелляционная жалоба Комарова Р. Н. удовлетворению не подлежит.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ГУ УПФ РФ по Шпаковскому району СК Москаль М. А. и представителя истца Комарова Р. Н. - Комарову Л. Д., поддержавших доводы и требования своих апелляционных жалоб, обсудив доводы указанных жалоб, апелляционная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ст. 330 ГПК РФ).
Таких нарушения судом первой инстанции допущены в части разрешения требований истца о признании права на получение двух пенсий, исчисления периода службы в армии для включения в специальный стаж, а также возложения обязанности назначить досрочную пенсию по старости,
Суд первой инстанции при рассмотрении гражданского дела и судебная коллегия краевого суда в процессе проверки решения установили, что 16 апреля 2012 года Комаров Р. Н. обратился в ГУ УПФ по Шпаковскому району СК с заявлением о назначении второй пенсии по старости.
Обжалуемым решением органа пенсионного обеспечения установлено, что на момент обращения о наличии права на получение второй пенсии - трудовой пенсии по старости Комаров Р. Н. достиг 45 лет, соответственно право на трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" у истца отсутствует. Также Комарову Р. Н. отказано в части зачета в специальный стаж периода службы в Вооруженных Силах СССР.
Принимая указанное решение, комиссия по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ УПФ по Шпаковскому району СК исходила из того, что на момент обращения Комарова Р. Н. за назначением пенсии ранее действующее законодательство, предусматривающее включение таких периодов в стаж работы по специальности, утратило силу, а действующее правовое регулирование предусматривает такое право только для лиц, проходящих службу в особых условиях, а не по призыву.
Разрешая заявленные Комаровым Р. Н. требования, суд первой инстанции указал, что назначение досрочной трудовой пенсии по старости Комарову Р. Н. может быть осуществлено только при достижении им возраста 55 лет, поскольку он является получателем государственной пенсии по инвалидности, что влечет отказ в иске о признании права на назначение двух пенсий. Период службы в Вооруженных Силах СССР подлежит включению в стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии по старости в льготном исчислении один день военной службы за два дня работы на основании абзаца 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в части признания незаконным решения ГУ УПФ по Шпаковскому району СК N 771/19 от 25 апреля 2012 года в части отказа во включении в специальный стаж гр. Комарова Р. Н., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР с 24 июня 1985 года по 29 мая 1987 года, а также в части возложения обязанности на ответчика по включению данного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
В остальном коллегия считает, что районный суд неправильно применил нормы материального права в виде неправильного истолкования закона и неприменения закона, подлежащего применению, что привело к постановлению неправильного решения в вышеуказанных частях.
Так, Комаров Р. Н. является получателем государственной пенсии по инвалидности как участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и инвалид II группы в соответствии с Федеральным законом N 166 - ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 10 Федерального закона N 166 - ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом имеют граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 данного Закона пенсия по старости назначается в том числе гражданам, указанным в подпунктах 1 и 4 пункта 1 настоящей статьи, по достижении возраста 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины) при наличии трудового стажа не менее пяти лет;
В силу пункта 3 вышеуказанной статьи того же Закона пенсия по инвалидности назначается гражданам, указанным в подпункте 2 пункта 1 настоящей статьи, в случае признания гражданина инвалидом I, II и III группы, независимо от продолжительности трудового стажа. Вместо пенсии по инвалидности указанные граждане могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 настоящей статьи.
Далее, согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 166 - ФЗ от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" гражданам, имеющим одновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 данного Закона право на одновременное получение двух пенсий предоставляется гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы.
Указанным положения корреспондируют положения законодательства о трудовых пенсиях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" допускается одновременное получение пенсии по государственному пенсионному обеспечению, установленной в соответствии с указанным Федеральным законом, и трудовой пенсии (части трудовой пенсии), установленной в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Свой вывод о невозможности Комаровым Р. Н. получения двух пенсий районный суд с применением возрастного ценза обосновал тем, что согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, инвалидам вследствие военной травмы: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Вместе с тем, исходя из системного толкования норм права, указанные ограничения могут иметь место только при применении положений пункта 3 статьи 10 указанного Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", согласно которым граждане, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вместо пенсии по инвалидности могут получать пенсию по старости, предусмотренную подпунктом 1 или подпунктом 2 пункта 2 этой же статьи.
В данном же случае Комаров Р. Н. обратился за назначением досрочной пенсии по старости не в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а на основании с подпункта 19 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона, согласно которому трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Данный вывод суда апелляционной инстанции подтверждается содержанием имеющегося в материалах дела решения Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края N 771/19 от 25 апреля 2012 года об отказе в досрочном назначении пенсии истцу, согласно которому орган пенсионного обеспечения отказал в назначении пенсии на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 данного Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" только в связи с недостаточностью 25-летнего стажа в связи с невключением в него службы в Вооруженных Силах СССР (л. д. 14-16).
Что же касается данного довода УПФ по Шпаковскому району и соответствующих выводов районного суда, то необходимо учесть следующее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В период службы истца по призыву действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, пунктом 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.
При этом в силу пункта 4 указанного Положения служба в армии засчитывалась в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которые давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Принимая во внимание, что на момент обращения Комарова Р. Н. (16 апреля 2012 года) с заявлением в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, им было выработано более 2/3 педагогического стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, имелись основания для зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, периода службы истца в Советской Армии с 24 июня 1985 года по 29 мая 1987 года.
Далее, согласно абзаца 1 пункта 3 статьи 10 Федерального закона N 76-ФЗ от 29.05.1998 г. "О статусе военнослужащих" (вступившего в силу с 1 января 1998 года) время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Что касается трудовой пенсии, за назначением которой обратился Комаров Р. Н. то ни самим Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", ни другими действующими нормативно-правовыми актами в области пенсионного обеспечения не предусмотрено включение в специальный стаж периодов военной службы.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформулированной в Постановлении от 24 мая 2001 г. N 8-П, в Определении от 5 ноября 2002 г. N 320-О и в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Данная правовая позиция конкретизирована в пункте 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", согласно которому по волеизъявлению и в интересах лица, обратившегося за назначением пенсии, специальный стаж может исчисляться также в соответствии с ранее действовавшими нормативно-правовыми актами.
В период прохождения Комаровым Р. Н. военной службы, как уже было указано выше, действовало вышеуказанное Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397.
Подпунктом "г" пункта 1 названного Положения предусматривалось включение в специальный стаж службы в Вооруженных Силах СССР.
Периоды такой службы засчитывались в календарном порядке.
При данных обстоятельствах оснований для льготного исчисления специального стажа истца за период с 24 июня 1985 года по 29 мая 1987 года не имелось.
На 16 апреля 2012 года стаж работы Комарова Р. Н. в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-Ф3 с учетом периода прохождения военной службы в календарном порядке составил 24 года 1 месяц 28 дней (22 года 2 месяца 25 дней + 1 год 11 месяцев 3 дня).
Поскольку Комаров Р. Н. по сегодняшний день продолжает работать по педагогической специальности в учреждении для детей, его право на досрочную пенсию по старости по данному основанию возникло с 20 марта 2013 года.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска в данной части является неверным, основанным на неправильном применении нормы материального права.
Суд апелляционной инстанции, придя к выводу об отмене решения суда в указанных частях, принимает новое решение об удовлетворении исковых требований Комарова Р. Н., признании права на получение двух пенсий: государственной пенсии по инвалидности вследствие военной травмы и досрочной трудовой пенсии по старости, вследствие осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей с 20 марта 2013 года.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная коллегия Ставропольского краевого суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 14 июня 2013 года оставить без изменения в части признания незаконным решения Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району Ставропольского края N 771/19 от 25 апреля 2012 года в части отказа во включении в специальный стаж гр. Комарова Романа Николаевича, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода прохождения им службы в Вооруженных Силах СССР с 24 июня 1985 года по 29 мая 1987 года, а также в части возложения обязанности на ответчика по включению данного периода в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
То же решение в остальной части отменить.
Принять по делу в отмененной части новое решение.
Иск Комарова Р. Н. удовлетворить.
Признать за Комаровым Романом Николаевичем право на получение государственной пенсии по инвалидности и досрочной трудовой пенсии по старости вследствие осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Шпаковскому району назначить досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 20 марта 2013 года.
Апелляционную жалобу Комарова Р. Н удовлетворить.
Апелляционную жалобу Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда по Шпаковскому району Ставропольского края оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.