Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Задорневой Н. П.,
судей Турлаева В. Н., Медведевой Д. С.,
при секретаре судебного заседания Фатневой Т. Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Филиала N 9 Государственного учреждения - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, поданной полномочным представителем Мирошниковой Верой Анатольевной,
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 23 мая 2013 года
по иску прокурора г. Пятигорска в защиту интересов несовершеннолетней Фокиной М.Э. к ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, выразившегося в необеспечении ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации и обязании обеспечить ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации,
заслушав доклад судьи Турлаева В. Н.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Пятигорска, действуя в интересах ребенка-инвалида Фокиной М. Э., ... года рождения, обратился в суд с иском к ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании незаконным бездействия ответчика, выразившегося в необеспечении ребенка-инвалида техническими средствами реабилитации - туторами на нижние конечности, корсетом Шено и ортопедической обувью, и обязании ответчика обеспечить ребенка-инвалида Фокину М. Э. указанными техническими средствами реабилитации.
В обоснование своих требований истец указал, что в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов, проведенной по обращению законного представителя Фокиной М. Э. - Фокиной Е. А., установлено, что несовершеннолетняя Фокина М., ... года рождения, является инвалидом и по состоянию здоровья нуждается в технических средствах реабилитации. Согласно медицинским документам, программе реабилитации Фокина М. Э. в период проведения мероприятий медицинской реабилитации (с 28.12.2012 года по 01.08.2013 года) должна быть обеспечена 4 парами сложной ортопедической обуви, в том числе, 2 парами на утепленной подкладке, туторами на нижние конечности и корсетом Шено. В качестве исполнителя проведения мероприятий медицинской реабилитации определен Фонд социального страхования РФ. 26.02.2013 года Фокиной Е. А. в филиал N 9 ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ подано заявление о предоставлении ее дочери Фокиной М. Э. указанных технических средств реабилитации. В тот же день обособленным структурным подразделением территориального органа Фонда социального страхования РФ в адрес Фокиной М. Э. направлено уведомление о постановке на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации. Однако до настоящего времени ответчиком не выдано направление на получение либо изготовление туторов на нижние конечности, корсета Шено и ортопедической обуви, несмотря на то, что ребенок-инвалид Фокина М. Э. в период с 28.12.2012 года по 01.08.2013 года должна проходить медицинскую реабилитацию с использованием указанных технических средств.
Поскольку в ходе судебного разбирательства было установлено, что в настоящее время ребенку-инвалиду Фокиной М. Э. разработана другая индивидуальная программа реабилитации, в соответствии с которой она не нуждается в обеспечении туторами, прокурор на удовлетворении требований об обязании ответчика обеспечить Фокину М. Э. туторами на нижние конечности не настаивал.
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда от 23 мая 2013 года исковые требования прокурора г. Пятигорска, действовавшего в интересах ребенка-инвалида Фокиной М. Э., удовлетворены частично.
На ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ возложена обязанность обеспечить ребенка-инвалида Фокину М. Э. техническими средствами реабилитации - корсетом Шено.
В удовлетворении требований прокурора г. Пятигорска о признании незаконным бездействия ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, выразившегося в необеспечении ребенка-инвалида Фокиной М. Э. техническими средствами реабилитации - туторами на нижние конечности и ортопедической обувью, и о возложении на ответчика обязанности обеспечить ребенка-инвалида Фокину М. Э. указанными техническими средствами реабилитации отказано.
В апелляционной жалобе полномочный представитель ответчика филиала N 9 ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Мирошникова В. А. просит указанное решение в удовлетворенной части исковых требований отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новое решение об отказе в их удовлетворении, ссылаясь на то, что при принятии решения суд не учел, что Фонд социального страхования осуществляет обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, а также выплату компенсации за самостоятельное их приобретение на основании индивидуальной программы реабилитации. Законный представитель несовершеннолетней Фокиной М. Э. - Фокина Е. А. 26.02.2013 года обратилась в филиал N 9 отделения Фонда с заявлением на обеспечение ее дочери техническими средствами реабилитации по программе реабилитации от 28.12.2012 года и в тот же день Фокина М. Э. была поставлена на учет по обеспечению указанными средствами. Однако 28.03.2013 года Фокиной М. Э. выдана новая индивидуальная программа реабилитации, в соответствии с которой рекомендовано обеспечить ребенка-инвалида аппаратом на правый коленный сустав, жестким корсетом Шено, 4 парами сложной ортопедической обуви. С момента выдачи новой программы реабилитации действие ранее выданной программы прекращается и, соответственно, заявление Фокиной Е. А. от 26.02.2013 года утратило силу, а филиал N 9 отделения Фонда освобожден от ответственности за исполнение индивидуальной программы от 28.12.2012 года, в связи с прекращением ее действия, однако, суд при принятии обжалуемого решения этого во внимание не принял. Суд не дал оценки тому, что 23.11.2012 года законным представителем несовершеннолетней Фокиной М. Э. - Фокиной Е. А. за счет собственных средств приобретен жесткий корсет Шено, срок пользования которым составляет не менее одного года. При этом необходимость досрочной замены технического средства должна быть подтверждена заключением медико-технической экспертизы, чего в данном случае, нет, равно как и не поступало в Фонд соответствующего заявления. В связи с этим считает, что у отделения Фонда отсутствуют законные основания выдачи технического средства реабилитации до истечения годичного срока пользования корсетом Шено.
В возражениях относительно доводов апелляционной жалобы помощник прокурора г. Пятигорска Арушанов А. Г. считает принятое по делу решение законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными и не подлежащими удовлетворению.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, выслушав представителя ГУ Ставропольское региональное отделение Фонда соцстрахования РФ - Воблова Д. Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Ледовской Н. В. об отказе в удовлетворении апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для его отмены не имеется.
Разрешая заявленный спор и удовлетворяя иск, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для данного дела, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, каких-либо нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права судом при рассмотрении дела не допущено.
Как следует из ст. 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р., и включает реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации, ортопедическую обувь.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 07.04.2008 года N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями", технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов.
Из заключения медико-технической комиссии следует, что Фокина М.Э. ... года рождения, два раза в год проходит курс лечения в СПб НПЦ МСЭ
им Альбрехта (г. Санкт- Петербург), где ей изготавливают корсет КР4-Ш (корсет Шено) кроме того, ей показано изготовление высокотехнологического ортопедического аппарата на правый коленный сустав. Рекомендовано изготовление изделий в СПб НПЦ МСЭ им Альбрехта.
В соответствии с актом освидетельствования N ... от 28.03. 2013 г. 28 марта 2013 года утверждена и выдана Индивидуальная программа реабилитации ребенка-инвалида Фокиной М.Э. программа разработана на период до 01.08.2013 года. Индивидуальная программа реабилитации предусматривает протезирование и ортезирование: аппарат на коленный сустав, корсет жесткий и ортопедическая обувь.
Согласно ст. 11 Федерального Закона от 24.11. 1995 г. N181-ФЗ ( в ред. От 23.02.2013 г.) "О социальной защите инвалидов в РФ" индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В ней содержатся как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду.
Инвалидам, которые в соответствии с данным Федеральным законом приобрели за собственный счет техническое средство реабилитации и (или) оплатили услугу до 1 февраля 2011 года, выплачивается компенсация в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 24.07.2009) независимо от даты обращения за этой компенсацией (Федеральный закон от 09.12.2010 N Э51-ФЗ).
Если предусмотренные программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Как следует из материалов дела, каких-либо сведений, свидетельствующих о том, что законный представитель ребенка-инвалида отказалась от индивидуальной программы реабилитации, ни суду первой инстанции, ни судебной коллегии, представлено не было. Напротив, в суде первой инстанции Фокина Е. А. поясняла, что в рамках этой программы она намерена за счет собственных средств приобрести корсет Шено с последующей оплатой его стоимости.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что факт нарушения права ребенка-инвалида Фокиной М. Э. на своевременное обеспечение корсетом Шено был подтвержден совокупностью имеющихся в материалах дела доказательств, суд первой инстанции в соответствии со ст. ст. 10, 11 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", ст. 6.3 ФЗ от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", положениями Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года N 328, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований.
Удовлетворяя исковое заявление прокурора, суд правильно исходил из того, что ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ не исполнен индивидуальный план реабилитации ребенка-инвалида Фокиной М. Э., что является нарушением требований ч. 2 ст. 11 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", согласно которой индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" учет права граждан на получение социальных услуг, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты. Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
В силу положений ст. 10 ФЗ N 181-ФЗ ""О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", п.5 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, территориальный орган Фонда социального страхования РФ обязан в течение 15 дней с даты поступления заявления о предоставлении технических средств реабилитации в письменной форме уведомить инвалида о постановке на учет по обеспечению техническими средствами (изделием) и выслать (выдать) в адрес инвалида направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в организацию, отобранную в порядке установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных нужд.
Как установлено судом первой инстанции, с заявлением о предоставлении ребенку - инвалиду необходимых технических средств реабилитации законный представитель ребенка - инвалида - Фокина Е.А. обратилась 26.02.2013 года и на день разрешения иска ответчиком не выполнены обязательства по обеспечению Фокиной М.Э. мерами социальной поддержки техническими средствами реабилитации, выразившееся в невыдаче (не высылке) в течение 15 дней с даты поступления заявления о предоставлении технических средств реабилитации направления на получение, либо изготовление технического средства (изделия) в организацию, отобранную в порядке установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных нужд. На момент судебного разбирательства законный представитель Фокина Е.А. поясняла суду, что вопрос о предоставлении ей жесткого корсета находится в стадии исполнения. Средства на его приобретение ей не выданы, и она вынуждена производить оплату за счет собственных средств, и только после представления доказательств оплаты стоимости корсета Шено, ей будут выплачены средства.
Суд первой инстанции правильно указал, что в связи с выдачей новой индивидуальной программы реабилитации, старая программа применению не подлежит, однако как в новой индивидуальной программе реабилитации, так и в прежней рекомендовано получение жесткого корсета Шено и на момент рассмотрения гражданского дела ответчик свои обязательства не исполнил.
Таким образом, ответчиком не были опровергнуты доводы истца о несоответствии закону бездействия ответчика, выразившиеся в необеспечении ребенка-инвалида Фокиной М.Э. мерами государственной социальной помощи техническими средствами реабилитации, направления на получение либо изготовление технического средства (изделия) в организацию, отобранную в порядке установленном законодательством РФ для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказания услуг для государственных нужд.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчиком выполнены вышеуказанные обязательства, являлись основанием его процессуальной позиции, были приведены в ходе разбирательства дела, являлись предметом рассмотрения в суде, подробно изложены и исследованы судом и получили свою надлежащую оценку в принятом решении по правилам ст. 67 ГПК РФ. Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и спор по существу разрешен верно.
Принимая решение, суд первой инстанции объективно исследовал материалы дела, полно и правильно установил юридически значимые для рассмотрения дела обстоятельства. Собранным по делу доказательствам судом дана надлежащая оценка. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Иные доводы апелляционной жалобы были предметом исследования судом первой инстанции, их необоснованность отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Они не содержат указаний на новые имеющие значение для дела обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ могли бы послужить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. ст. 327-1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 23 мая 2013 года оставить без изменений, апелляционную жалобу филиала N 9 ГУ - Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.