Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего судьи Задорневой Н.П.,
судей Медведевой Д.С., Шурловой Л.А.,
с участием секретаря Фатневой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционным жалобам межмуниципального отдела МВД РФ "Георгиевский" и Главного Управления МВД РФ по Ставропольскому краю
на решение Георгиевского городского суда от 23 апреля 2013 года,
по иску Гаджиева С.Г. к МО МВД "Георгиевский" и ГУ МВД РФ по СК о возложении обязанности на МО МВД "Георгиевский" включить в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы, признании права на получении жилищного сертификата и включении в список участников подпрограммы "Жилище",
заслушав доклад судьи Медведевой Д.С.,
УСТАНОВИЛА:
Гаджиев С.Г. обратился в суд с исковым заявлением и с учетом уточненных исковых требований просил возложить на МО МВД "Георгиевский" обязанность включить его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы в МО МВД "Георгиевский" с 2004 года, признать за ним право на получение государственного жилищного сертификата как бывшего сотрудника МО МВД России "Георгиевский" и возложить на ГУ МВД России по СК обязанность включить его в список участников подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы".
В обоснование заявленных требований истец указал, что в период времени с 30.03.1996 года по 18.03.2011 года он проходил службу в Георгиевском отделе внутренних дел. Общая продолжительность службы в календарном исчислении составила 16 лет 4 месяца 14 дней, выслуга лет в льготном исчислении - 25 лет 09 месяцев 16 дней. 22 апреля 2011 года истец был уволен со службы по состоянию здоровья на основании приказа N ...
В 2012 году им было подано заявление в жилищно-бытовую комиссию ГУВД МВД по СК о включении в список участников государственной целевой программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством".
Однако, в удовлетворении заявления истца было отказано по тем основаниям, что он не имеет права участвовать в подпрограмме, в виду того, что не состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел по месту службы.
Истец считает данный отказ необоснованным, поданное им в 2004 году письменное заявление с приложенными документами с просьбой поставить его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по непонятным причинам не было рассмотрено на заседании жилищной комиссии ОВД г.Георгиевска. Администрация ОВД ограничилась выдачей ему ходатайства в администрацию г.Георгиевска о постановке его на учет на получение квартиры. С 27.07.2004 г. он состоит учете в органе местного самоуправления в общей очереди, при этом жильем до настоящего времени не обеспечен. Он неоднократно с 2004 года по настоящее время обращался к руководству и специалистам отдела ОВД г.Георгиевска с просьбой разъяснить, почему не рассмотрено его заявление, и он не состоит на учете месту службы, на что ему отвечали, что после 1 марта 2005 года жилищная комиссия при ОВД не полномочна рассматривать данные вопросы. Но он обращался с заявлением о постановке на учет в июле 2004 года, когда комиссия рассматривала аналогичные заявления и включала сотрудников отдела в списки на улучшение жилищных условий, при этом его обращение осталось не разрешенным. Считает, что в результате противоправных действий руководства ОВД г.Георгиевска в 2004 году он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося и не был включен в списки на получение жилья, в связи с чем в настоящее время он лишен возможности быть участником подпрограммы "Жилище" по вине руководящего состава ОВД г.Георгиевска. В связи с отсутствием собственного жилья истец вынужден проживать в жилом помещении специализированного жилого фонда, принадлежащего ГБО "Георгиевский колледж", расположенном по адресу: ... , состоящем из одной комнаты площадью ... кв.м. Считает, что он имеет право на улучшение жилищных условий путем участия в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы.
Обжалуемым решением Георгиевского городского суда от 23 апреля 2013 года исковые требования Гаджиева С.Г. удовлетворены частично. Суд возложил на МО МВД "Георгиевский" обязанность включить Гаджиева С.Г. в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы МО МВД "Георгиевский" с 2004 года. В удовлетворении требований Гаджиева С. Г. к МО МВД "Георгиевский" и ГУ МВД РФ по СК о признании права на получение государственного жилищного сертификата как бывшего сотрудника МО МВД России "Георгиевский" и возложении на ГУ МВД России по СК обязанности включить в список участников подпрограммы "Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище на 2011-2015 годы"- отказано.
В апелляционной жалобе полномочный представитель межмуниципального отдела МВД РФ "Георгиевский" Шайденко Н.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гаджиева С.Г. отказать. Мотивирует тем, что суд обязал ответчика включить истца в Список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, однако в решении суда отсутствует вывод о незаконности действий ответчика. Заявитель жалобы указывает, что так как заявление Гаджиева С.Г. на принятие документов для постановки его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в ОВД по г.Георгиевску и Георгиевскому району зарегистрировано не было, Гаджиевым С.Г. не предоставлено доказательств того, что им подавалось заявление по месту службы, а ему в этом было необоснованно отказано. Кроме того, суд необоснованно рассмотрел требования Гаджиева С.Г. в рамках искового производства, однако в нарушение ст.56 ГПК РФ Гаджиев С.Г. не предоставил суду и при рассмотрении дела не установлено наличия между ним и ответчиком по делу спора о праве. Из иска Гаджиева С.Г. следует, что он не согласен с отказом во включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, его требования должны были быть рассмотрены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. При этом, в соответствии со ст.256 ГПК РФ Гаджиев С.Г. мог обратиться в суд с заявлением об обжаловании действий в срок не позднее 3 месяцев со дня, когда он узнал о нарушенном праве. Таким образом, Гаджиев С.Г. пропустил срок обращения в суд, установленный ст. 256 ГПК РФ.
Возражений на апелляционную жалобу от истца Гаджиева С.Г. не поступило.
В апелляционной жалобе полномочный представитель Главного Управления МВД РФ по Ставропольскому краю Федорин А.В. просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гаджиева С.Г. отказать, приводит аналогичные вышеизложенным доводы.
В возражениях на апелляционную жалобу истец Гаджиев С.Г. просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении доводов апелляционной жалобы Главного Управления МВД РФ по Ставропольскому краю отказать, считая ее доводы несостоятельными.
Исследовав материалы гражданского дела, выслушав представителя МО МВФ РФ "Георгиевский" Архипову Е.А., представителя ГУ МВД по СК Колесникову С.А., поддержавших доводы жалоб, истца Гаджиева С.Г., просившего решение суда оставить без изменения, пояснившего, что он узнал о том, что не включен в списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, когда увольнялся, обсудив доводы, изложенные в апелляционных жалобах и возражениях, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалоб, судебная коллегия находит решение суда в части удовлетворенных требований подлежащим отмене.
Судом первой инстанции установлено, что с 30.03.1996 года по 18.03.2011 года Гаджиев С.Г. проходил службу в органах внутренних дел г. Георгиевска.
Приказом от 28 февраля 2011 года N ... в соответствии с Законом РФ "О милиции" старшина милиции Гаджиев С.Г. уволен по ст. 19 ч.7 пункту "Е" по сокращению штатов с 18 марта 2011 года с должности ... отдела внутренних дел по городу Георгиевску и Георгиевскому району.
Приказом N ... от 22 апреля 2011 года в пункт приказа ОВД по г. Георгиевску и Георгиевскому району от 28 февраля 2011 года N ... внесены изменения, согласно которых ... Гаджиева С.Г. считать уволенным по ст. 58 п. "Ж" (по болезни), а не по пункту "Е".
Выслуга лет составляет по состоянию на 18 марта 2011 года - 25 лет 09 месяцев 16 дней, календарная для выплаты ЕП - 16 лет 04 месяца 14 дней, в МВД РФ - 14 лет 11 месяцев 19 дней.
Судом также установлено, что на основании ходатайства начальника ОВД г. Георгиевска и Георгиевского района N ... от 23 июля 2004 года Гаджиев С.Г. постановлением главы города Георгиевска N ... от 27.07.2004 года был принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, где состоит по настоящее время в очереди под N ...
13 апреля 2011 года Гаджиев С.Г. обратился на имя начальника ОВД с заявлениями, в которых просил разъяснить ему, по каким причинам ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в 2004 году ... Е. и получении жилищного сертификата, так как жилье ему не предоставлялось, сертификат не выдавался.
На указанные заявления ОВД г. Георгиевска и Георгиевского района дало ответы от 04 мая 2011 года N 222\1-221 и N 221\1-20, в которых разъяснило, что для получения жилищного сертификата необходимо обратиться в жилищно-бытовую комиссию ГУВД по СК, а в отношении не рассмотрения заявления о постановке на учет в 2004 года указало, что инспектор ... Е. не могла принять у Гаджиева С.Г. заявление в 2004 году о постановке на жилищный учет, так как она назначена на должность ... по г. Георгиевску и Георгиевскому району с 13 мая 2005 года приказом ОВД N ... от 12 мая 2005 года.
В 2012 году Гаджиев С.Г. обратился в жилищно-бытовую комиссию ГУ МВД России по СК с заявлением о получении государственного жилищного сертификата по подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральными законодательством федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015гг.
Письмом от 05.06.2012 года N 30\2161 Гаждиеву С.Г. разъяснено, что для участия в подпрограмме необходимо состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах внутренних дел, а поскольку в списках, представленных жилищно-бытовой комиссией МО МВД России "Георгиевский" он на жилищном учете не состоит, то права на получение государственного жилищного сертификата не имеет.
Удовлетворяя части требования Гаджиева С.Г. и возлагая на МО МВД "Георгиевский" обязанность включить в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы в МО МВД "Георгиевский" с 2004 года, суд первой инстанции посчитал установленным факт обращения в июле 2004 года Гаджиева С.Г. с заявлением о постановке его на жилищный учет по месту службы, которое не было рассмотрено на заседании жилищной комиссии не по вине истца. Данный вывод сделан на основании допрошенного в судебном заседании свидетеля Е. о том, что она не отрицала факта обращения в 2004 году и написания письменного заявления Гаджиевым С.Г. о рассмотрении на заседании жилищной комиссии вопроса о постановке его на учет по месту службы, к которому он прилагал документы, подтверждающие его нуждаемость в получении жилья.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом по следующим основаниям.
По состоянию на июль 2004 год действовал Жилищный кодекс РСФСР.
Согласно ст. 30 ЖК РСФСР учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.
Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определения очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.
Статьей 31 ЖК РСФСР предусматривалось, что принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.
Постановлением Совмина РСФСР от 31.07.1984 N 335 (ред. от 28.02.1996, с изм. от 18.09.2003) "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" были утверждены и действовали до 1 марта 2005 года Примерные правила учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, в соответствии с которыми для принятия на учет гражданином подается заявление. К заявлению прилагаются: выписка из домовой книги, копия финансового лицевого счета и, в необходимых случаях, справки бюро технической инвентаризации, учреждений здравоохранения и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, которая ведется по установленной форме (Приложение N 1).(п.12).
Пункт 13 предусматривал, что поступившее заявление гражданина о постановке на учет для улучшения жилищных условий тщательно проверяется в исполнительном комитете местного Совета народных депутатов общественной комиссией по жилищным вопросам, а на предприятиях, в учреждениях, организациях - жилищно-бытовой комиссией профсоюзного комитета с составлением акта проверки жилищных условий по установленной форме (Приложение N 2). После этого соответствующая комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит предложение о принятии гражданина на учет или отказе в постановке на учет соответственно исполнительному комитету местного Совета народных депутатов или администрации и профсоюзному комитету предприятия, учреждения, организации.
Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива.
Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.
О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.(п.14 Примерных Правил).
Из приведенных норм следует, что для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, необходимо, кроме подачи соответствующего заявления с документами, рассмотрение данного заявления в спорном случае жилищно-бытовой комиссией ОВД г. Георгиевска и Георгиевского района, внесение соответствующего предложения администрации и профсоюзному комитету о принятии на учет.
Таким образом, основанием для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий являлось соответствующие решение жилищно-бытовой комиссии. Сама по себе подача заявления о постановке на такой учет не предрешала вынесения положительного решения по этому вопросу, а потому вывод суда о том, что обращение с соответствующим заявлением о постановке на учет и его не рассмотрение соответствующим органом является основанием для включения в соответствующие списки лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является неправильным, противоречащим приведенным выше нормам.
Действия (бездействия) соответствующих органов, выразившихся в не рассмотрении заявления о постановке на учет, Гаджиевым С.Г. не оспорены, в установленном порядке незаконными не признаны.
Исходя из изложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии основания для удовлетворения требования о возложении обязанности включить Гаджиева С.Г. в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы в МО МВД "Георгиевский", решение суда в этой части подлежит отмене с вынесение нового решения.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с доводами о пропуске истцом срока на обращение в суд со ссылкой на ст. 256 ГПК РФ, поскольку данное дело рассмотрено по правилам искового производства, а не в порядке главы 25 ГПК РФ, что, по мнению судебной коллегии, является правильным, так как Гаджиевым С.Г. были заявлены требования о признании за ним права, а потому суд правомерно рассматривал дело в порядке искового производства, в связи с чем положения ст. 256 ГПК РФ применению не подлежали.
Апелляционные жалобы ответчиков не содержат доводов о несогласии с решением суда в части отказа в удовлетворении требований о признании права на получение жилищного сертификата и включении в список участников программы "Жилище", решение суда в этой части истцом не обжаловано, в связи с чем решение суда в указанной части апелляционной проверке не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Георгиевского городского суда от 23 апреля 2013 года в части возложения на МО МВД "Георгиевский" обязанности включить Гаджиева Солтанбека Гамидовича в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы МО МВД "Георгиевский" с 2004 года отменить, апелляционные жалобы межмуниципального отдела МВД РФ "Георгиевский" и Главного Управления МВД РФ по Ставропольскому краю - удовлетворить.
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении требования Гаджиева С.Г. о возложении на МО МВД "Георгиевский" обязанности включить его в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы МО МВД "Георгиевский" с 2004 года - отказать.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.