Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего
Гедыгушева М.И.,
судей
Загорской О.В., Криволаповой Е.А.,
при секретаре
Мараховском С.С.,
с участием прокурора Дрёмовой М.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по апелляционной жалобе Государственного учреждения Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N10
на решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 10 июля 2013 года по иску прокурора Октябрьского района г.Ставрополя в защиту прав и интересов Ольховой Т.В. к Государственному учреждению Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и Государственному учреждению Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N10 об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год
заслушав доклад судьи Загорской О.В.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г.Ставрополя обратился в суд с иском в интересах инвалида Ольховой Т.В. (впоследствии уточненным) к Государственному учреждению Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ СРО ФСС РФ, Фонд, ответчик) и ГУ СРО ФСС РФ филиал N10 об обязании предоставить путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
В обоснование иска указано, что прокурорской проверкой, проведенной в феврале 2013 года, установлено, что Ольхова Т.В. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию, состоит на учете в ГУ СРО ФСС РФ филиал N10 по обеспечению санаторно-курортным лечением с 31.10.2006 года. Ольховой Т.В. филиалом N10 отделения Фонда выделялись санаторно-курортные путевки в санаторий "Марши" г.Кисловодск с датой заезда ... года, санаторий "Надежда" г.Амана с датой заезда ... года, санаторий "Светлана" г.Сочи с датой заезда ... года, санаторий "Москва" г.Кисловодск с датой заезда ... года. ... года Ольхова Т.В. вновь обратилась в филиал N10 отделения Фонда с заявлением о предоставлении путевки па санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения с указанием рекомендуемого сезона лечения и предпочтительного места лечения. Однако санаторно-курортное лечение ей в 2012 году предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право па данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на ни цели. В настоящее время Ольхова Т.В. также нуждается в санаторно-курортном лечении. Проверкой установлено, что для предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе на санаторно-курортное лечение. Фонду социального страхования Российской Федерации ежегодно из федерального бюджета выделяются средства в соответствии с федеральным законом о бюджете Фонда на соответствующий календарный год, следовательно затраты, связанные с предоставлением гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, являются расходными обязательствами Российской федерации. Фонд ежегодно выделяет ГУ СРО ФСС РФ финансовые средства для обеспечения граждан, имеющих право на государственную социальную помощь.
Решением суда от 10.07.2013 года исковые требования удовлетворены частично, судом постановлено:
обязать ГУ СРО ФСС РФ предоставить Ольховой Т.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год;
отказать в обязании ГУ СРО ФСС РФ филиал N10 предоставить Ольховой Т.В. путевку на санаторно-курортное лечение за 2012 год.
Не соглашаясь с решением суда, ГУ СРО ФСС РФ в апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции, ссылаясь на ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", пришел к неверному выводу о том, что отделение Фонда должно было обеспечить Ольхову Т.В. путевкой на санаторно-курортное лечение на основании ее заявления, поскольку данный закон не содержит гарантий ежегодного обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, а устанавливает лишь период предоставления гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
При приеме заявления Ольховой Т.В. на обеспечение её путевкой на санаторно-курортное лечение по профилю ... от 27.04.2012 года и справки для получения путевки по форме 070/у-04 от 27.04.2012 года филиалом N10 отделения Фонда предприняты все действия, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации. Поскольку количество заявлений на обеспечение путевок на санаторно-курортное лечение в 2012 году превысило количество приобретенных на эти цели путевок с учетом выделенных бюджетных ассигнований, оснований для удовлетворения заявленных истцом требований отсутствуют. Просит решение суда отменить, постановить новое решение об отказе в иске.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Дрёмова М.Д. в своем заключении полагала, что суд первой инстанции вынес правомерное решение, просила оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора и представителя ответчика, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке ч.1 ст.327? ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в письменных возражениях на нее, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327? ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях относительно жалобы.
В соответствии со ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, а так же усматривается из исследованных материалов дела следующее.
Прокуратурой Ленинского района г.Ставрополя проведена проверка по обращению Ольховой Т.В. о нарушении порядка предоставления путевки на санаторно-курортное лечение.
В ходе проверки, проведенной в феврале 2013 года, установлено, что Ольхова Т.В. является инвалидом ... группы по общему заболеванию и состоит на учете в ГУ СРО ФСС РФ филиал N10 (далее - филиал N10 отделения Фонда) по обеспечению санаторно-курортным лечением с ... года.
Ранее Ольховой Т.В. филиалом N10 отделения Фонда выделялись санаторно-курортные путевки ...
27.04.2012 года Ольхова Т.В. обратилась в филиал N10 отделения Фонда с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив медицинскую справку о нуждаемости в таком лечении, подтверждающую наличие медицинских показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения с указанием рекомендуемого сезона лечения и предпочтительного места лечения. Однако санаторно-курортное лечение ей в 2012 году предоставлено не было из-за значительного числа граждан, имеющих право па данный вид льгот, и недостаточности финансовых средств на эти цели.
Разрешая спор, руководствуясь ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", на основании объяснений лиц, участвующих в деле, пришел к выводу о том, что действия ГУ "Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования" РФ нарушают права Ольховой Т.В. на социальное обеспечение, в связи с чем исковые требования прокурора Ленинского района г.Ставрополя в интересах Ольховой Т.В. к действия ГУ "Ставропольское региональное отделение Фонда социального страхования" РФ подлежат удовлетворению.
Соглашаясь с вышеуказанным выводом суда, судебная коллегия отклоняет приведенные в опровержение этого вывода доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, надуманные и направленные на затягивание судебного процесса и переоценку представленных доказательств, а так же считает необходимым указать следующее.
Как следует из преамбулы к Федеральному закону РФ от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N181-ФЗ) настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 9 названного Федерального закона, предусмотрена реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя, в том числе, санаторно-курортное лечение.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи инвалидам предусмотрены Федеральным законом Российской Федерации от 17.07.1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N178-ФЗ).
Статьей 6.2 Федерального закона N178-ФЗ, в состав предоставляемого инвалидам набора социальных услуг включено, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В силу статьи 6.3 Федерального закона N178-ФЗ, учет права граждан на получение социальных услуг, указанных в статье 6.2 настоящего Федерального закона, осуществляется по месту жительства гражданина с даты установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячной денежной выплаты.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29.12.2004 года утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, которым предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской (пункт 3.1).
Граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 года N256 (пункт 3.6).
При наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7).
Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения (пункт 3.9).
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что приведенными выше положениями закона установлены социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение и Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на данные цели за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, Ольховой Т.В., являющейся инвалидом и нуждающейся в санаторно-курортном лечении, не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточность финансирования из федерального бюджета. При этом учет права граждан на получение указанной услуги введен законодателем не с целью организации очередности на получение социальной государственной услуги, а для обеспечения реализации права граждан на получение социальных услуг в сроки, предусмотренные законом, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на предоставление социальных услуг.
Учитывая, что Ольхова Т.В. имела право на получение социальной услуги в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное 2012 года, своевременно обратилась в ГУ СРО ФСС РФ филиал N 10 с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении именно в 2012 году, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что данная социальная услуга должна была быть предоставлена Ольховой Т.В. в 2012 году.
Судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований Ольховой Т.В. к ГУ; СРО ФСС РФ филиал N10, поскольку филиал не является юридическим лицом, не обладает процессуальной правоспособностью и дееспособностью, он не может являться надлежащим ответчиком по иску.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов. Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.320,327?,п.1ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Ставрополя от 10 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ СРО ФСО РФ в лице филиала N10 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.