Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе: председательствующего Задорневой Н.П.,
судей Медведевой Д.С., Турлаева В.Н.,
с участием секретаря Антонова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ключниковой Р.А., в лице полномочного представителя по доверенности Коленкиной В.Н., на решение Предгорного районного суда Ставропольского края от 29 июля 2013 года,
по иску Ключниковой Р.А. к Козодеровой Л.Я., Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании сделки заключенной, о возложении обязанности произвести перечисление денежных средств по сделке, о включении квартиры в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования,
заслушав доклад судьи Задорневой Н.П.,
УСТАНОВИЛА:
Ключникова Р.А. обратилась в суд с иском к Козодеровой Л.Я., Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании заключенной сделки купли-продажи квартиры N ... в доме N ... п. Горный Предгорного района от 26.04.2013 года, возложении обязанности произвести перечисление денежных средств по сделке, о включении квартиры в наследственную массу и признании права собственности в порядке наследования. В обоснование заявленных требований истец указала, что ее супруг - К состоял в списке имеющих право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны и имел право на получение субсидии в 2013 году, что подтверждается сообщением Министерства строительства и архитектуры СК N 3696/10 от 11.06.2013 года. Он нашел квартиру, которая отвечала его требованиям и 26.04.2013 г. был заключен договор купли-продажи этой квартиры, в соответствии с которым продавцом указанной квартиры являлась Козодерова Л.Я., покупателем - К, а плательщиком - Министерство строительства и архитектуры СК. Сторонами были достигнуты соглашения по всем существенным условиям договора, он был подписан всеми сторонами. Цена квартиры определена соглашением сторон в размере - ... рублей, из которых ... рублей выплачиваются плательщиком за счет средств федерального бюджета на основании Постановления Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 года N 200-п "О предоставлении субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Остальная сумма в размере ... рублей выплачивается покупателем за счет собственных средств до подписания договора. Ее муж К исполнил обязательство по передаче денег продавцу в размере ... рублей до подписания договора купли-продажи, что подтверждает продавец Козодерова Л.Я. Денежные средства в размере ... министерство строительства и архитектуры СК должно было перечислить продавцу Козодеровой Л.Я. на ее лицевой счет в течение 30 календарных дней после предоставления копии свидетельства о государственной регистрации перехода права на квартиру. После заключения договора купли-продажи квартиры, 08.05.2013 года на основании подписанного продавцом и покупателем акта приема-передачи недвижимости, продавец - Козодерова Л.Я. передала, а покупатель - К принял недвижимое имущество - двухкомнатную квартиру, площадью ... кв. м. 08.05.2013 года продавец Козодерова Л.Я. и покупатель К представили в Ессентукский межрайонный отдел УФСГР, кадастра и картографии по СК пакет документов для регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи, что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию. 28.05.2013 года К должен был получить свидетельство о государственной регистрации права собственности на указанное жилье. Однако 12.05.2013 года, до внесения записи в ЕГРП, он умер. Уже после его смерти была произведена запись в ЕГРП о регистрации за ним права собственности на указанную квартиру. В настоящее время не представляется возможным получить свидетельство о государственной регистрации права собственности К на квартиру, приобретенную им по договору купли-продажи, а без указанного свидетельства плательщик - министерство строительства и архитектуры Ставропольского края не перечисляют денежные средства в размере ... рублей за счет средств федерального бюджета. Ее муж - К, как участник Великой Отечественной войны, безусловно, имел право на субсидию, при жизни своим волеизъявлением подтвердил намерение пользоваться субсидией - заключил договор, представил документы на государственную регистрацию перехода права.
Обжалуемым решением в удовлетворении исковых требований Ключниковой Р.А. отказано.
В апелляционной жалобе Ключникова Р.А. просит решение суда отменить, указав, что ее супруг на момент смерти являлся законным владельцем квартиры N ... п. Горный Предгорного района СК. Как следует из п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства. Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ от 21.07.1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Как указал в Определении от 05.07.2001 г. N 154-0 Конституционный Суд РФ, государственная регистрация договора не может подменять собой договор как основание возникновения, изменения и прекращения права, вторгаться в содержание договора. Отсутствие государственной регистрации договора само по себе не лишает стороны права на судебную защиту. Как следует из норм Федерального закона от 21 июля 1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 13, пункт 7 статьи 16) в процессе регистрации правообладатель (или соответственно доверенное лицо) участвует при подаче заявления о государственной регистрации права. С заявлением предоставляются и все необходимые документы. В дальнейшем все процедуры по проверке, регистрации и внесению соответствующей записи в реестр осуществляются компетентными органами, совершение сторонами каких-либо юридически значимых действий в процессе самой регистрации не требуется. Стороны могут лишь отозвать свое заявление до внесения записи о регистрации в реестр. В данной ситуации следует руководствоваться по аналогии позициями, изложенными в п. 8 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Согласно сложившейся судебной практике, именно заявления граждан, как они определены в пункте 3.1 статьи 23.2 Федерального закона "О ветеранах", являются инициативной формой волеизъявления получателей льгот на реализацию своего права. Федеральный законодатель не ставит перечисление денежной выплаты продавцам жилых помещений в зависимость от того, что эти действия должны производиться при жизни покупателя. Согласно ст. 1184 ГК РФ, средства транспорта и другое имущество, предоставленные государством или муниципальным образованием на льготных условиях наследодателю в связи с его инвалидностью или другими подобными обстоятельствами, входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. Считает, что в соответствии со ст. 1184 ГК РФ, квартира подлежит наследованию.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Исследовав материалы гражданского дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав полномочного представителя истца - Коленкину В.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Савченко С.И., возражавшую в удовлетворении апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов жалобы, судебная коллегия считает, что решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании права собственности в порядке наследования - оставить без изменения, а в остальной части это же решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права по следующим основаниям.
Обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий в Ставропольском крае осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства СК от 17.12.2008 года N 200-п "О предоставлении субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ".
Из письма Министерства строительства и архитектуры СК следует, что К состоял с 14.02.2012 года на учете в сводном списке лиц на 2013 год, имеющих право на предоставление субсидий для обеспечения жильем как участник Великой Отечественной войны, имел право воспользоваться субсидией в 2013 году.
Договор купли-продажи квартиры N ... п. Горный Предгорного района, заключенный 26.04.2013 года Козодеровой Л.Я. (продавец) и К (покупателем), подписан Министерством строительства и архитектуры СК и 07.05.2013 года выдан для дальнейшей регистрации перехода права собственности на квартиру в УФСГР, кадастра и картографии.
К умер 15.05.2013 года.
После смерти К в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним произведена запись о регистрации права собственности за ним на указанную квартиру.
Указанные обстоятельства правильно установлены судом, подтверждены надлежащими доказательствами по делу и не оспариваются сторонами по делу.
Отказывая в удовлетворении заявленного иска, суд первой инстанции сослался на то, что К, как участник Великой Отечественной войны, безусловно, имел право на субсидию, при жизни своим волеизъявлением подтвердил намерение пользоваться субсидией - заключил договор, представил документы на госрегистрацию перехода права собственности. Регистрация права собственности за К, осуществленная после его смерти - 28.05.2013 года не имеет юридической силы, так как право собственности, равно как и любое другое гражданское право, не может принадлежать умершему. Поскольку на момент смерти К право собственности на приобретенное им по договору купли-продажи спорное недвижимое имущество у него не возникло, то данное имущество не может входить в состав наследства, открывшегося после его смерти. Меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны предусмотрены ст. 14 ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Меры социальной поддержки для данной категории граждан включают в себя обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах". Изложенное свидетельствует о том, что в данном случае речь идет об определенных мерах социальной поддержки отдельным категориям граждан, предоставляемых за счет средств федерального бюджета на основании ФЗ "О ветеранах", в том числе путем предоставления субсидий.
Других оснований к отказу в иске судом не приведено.
Из указанного вывода суда, следует, что определенные меры социальной поддержки в виде предоставления субсидий на приобретение жилья распространяются только на участников Великой Отечественной войны и на истца, как супругу участника ВОВ, не распространяются.
Однако, данный вывод, по мнению судебной коллегии, является ошибочным, основанным на неправильном толковании норм материального права.
Государственная поддержка пожилых людей, особенно ветеранов, заслуживших столь высокий статус упорным трудом и воинской доблестью, всегда была одним из значимых направлений деятельности государства. К 65-летию Победы, Президент Российской Федерации издал Указ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", направленный на дополнительную социальную поддержку ветеранов Великой Отечественной войны - обеспечении их жильем.
В данном Указе Президента было установлено, что обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" необходимо завершить. Причем в исходной редакции Указа был установлен срок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.03.2005 года ветеранов - 1 мая 2010 года, однако внесенные изменения от 09.01.2010 исключили из документа эти сроки. На Правительство РФ возлагалась разработка законодательного механизма обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны, финансовое обеспечение этого механизма на плановый период до 2011 года и обеспечение заключения соответствующих соглашений с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Субъектам Российской Федерации предлагалось принять участие в реализации данных государственных гарантий.
Федеральный закон, упоминаемый в Указе Президента, выразился во внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", которыми были установлены категории граждан и основные условия обеспечения их жильем.
Согласно ст. 23.2 данного Закона полномочиями по обеспечению жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, наделены субъекты Российской Федерации, а средства на реализацию полномочий предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
В соответствии с тем порядком, который установлен Федеральным законом, по письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров (первоначально 22 квадратных метра) и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" средства федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по обеспечению данной категории граждан жильем в порядке и на условиях, определяемых субъектами Российской Федерации. Согласно ст. 15 ФЗ "О ветеранах" участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" п.п. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ, предоставляются меры социальной поддержки, в том числе - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 ФЗ. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В силу ст. 23.2 данного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки Российской Федерацией были переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Порядком предоставления субсидий на обеспечение жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с Федеральными Законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в РФ", утвержденным постановлением Правительства Ставропольского края от 17.12.2008 года N 200-п, субсидия предоставляется в соответствии со сводным списком граждан, указанным в п. 5 настоящего Порядка, на основании заключенного между гражданином, министерством и продавцом договора купли-продажи жилого помещения и зарегистрированного в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Субсидия перечисляется министерством продавцу, являющемуся стороной соответствующего договора. Гражданин имеет право на получение субсидии только один раз.
Материалы данного гражданского дела, существо иска и возражений на него, свидетельствуют о том, что препятствием к перечислению денежных средств (субсидий), право на получение которых имел участник Великой Отечественной войны К, явилась его смерть и прекращение в связи с этим его правоспособности.
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, данное обстоятельство не может являться препятствием для удовлетворения исковых требований в части обязания Министерства строительства и архитектуры СК перечислить продавцу указанную в трехстороннем договоре купли-продажи от 26.04.2013 года, подписанного, в том числе, К и положенную последнему денежную выплату.
Как указал Конституционный Суд в своем Определении от 17.01.2013 года N 3-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гр-на Вавилова Н.И. на нарушение его конституционных прав положениями ст.ст. 23.2 ФЗ "О ветеранах" и ст.ст. 1112 и 11183 ГК РФ", Конституция РФ, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека и возлагая на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов и пожилых граждан, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе форм их предоставления, а также круг лиц, нуждающихся в них.
Законодатель в ФЗ "О ветеранах", установив меры социальной поддержки для членов семьи погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников ВОВ, признал тем самым их особый статус и соответствующий этому статусу уровень социальной защиты и в качестве одной из мер социальной поддержки предусмотрен их обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем в случае нуждаемости в улучшении жилищных условий. При этом в ст. 23.2 данного ФЗ, определяя порядок предоставления указанной меры социальной поддержки, федеральный законодатель закрепил возможность обеспечения жильем граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, по их письменным заявлениям путем предоставления единовременной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Указанная выплата направлена на обеспечение жилым помещением по установленным стандартам лиц, имеющих право на получение этой меры социальной поддержки, к числу которых отнесены члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, и имеет целью создание именно для них условий, обеспечивающих достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (статья 45, часть 1; статья 46, часть 1); правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом; судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства; судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом; создание чрезвычайных судов не допускается (статья 118); право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 17, часть 1; статья 18).
Вытекающий из приведенных конституционных положений принцип беспрепятственного доступа к правосудию признается международным сообществом в качестве фундаментального принципа: согласно Конвенции о защите прав человека и основных свобод (пункт 1 статьи 6) и Международному пакту о гражданских и политических правах (пункт 1 статьи 14) каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым, беспристрастным и компетентным судом, созданным на основании закона, при соблюдении принципа равенства всех перед судом.
Соответственно, Российская Федерация как правовое государство обязана обеспечивать эффективную защиту прав и свобод человека и гражданина посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости, на основе законодательно закрепленных критериев, которые в нормативной форме (в виде общих правил) предопределяют, в каком суде и в какой процедуре подлежит рассмотрению конкретное дело, что позволяет суду (судье), сторонам, другим участникам процесса, а также иным заинтересованным лицам избежать правовой неопределенности в данном вопросе (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 марта 1998 года N 9-П, от 20 февраля 2006 года N 1-П, от 17 января 2008 года N 1-П, от 25 марта 2008 года N 6-П и др.).
Ценность права на судебную защиту как важнейшей конституционной гарантии всех других прав и свобод обусловлена особым местом судебной власти в системе разделения властей и ее прерогативами по осуществлению правосудия, вытекающими из статей 10, 11 (часть 1), 18, 118 (часть 2), 120 (часть 1), 125 - 127 и 128 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Именно судебная власть, независимая и беспристрастная по своей природе, играет решающую роль в государственной защите прав и свобод человека и гражданина, и именно суд окончательно разрешает спор о праве, чем предопределяется значение судебных решений как государственных правовых актов, выносимых именем Российской Федерации и имеющих общеобязательный характер (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 4 апреля 2002 года N 8-П и от 17 марта 2009 года N 5-П).
Гарантируя государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2).
Из положений ст. 6 ГК РФ следует, что законодательное урегулирование не бывает беспробельным, и в интересах защиты прав и осуществления правосудия указанная норма закона допускает применение институтов аналогии закона (п. 1 статьи) и аналогии права (п. 2 статьи). По смыслу и редакции статьи такая аналогия может быть использована всеми правоприменительными органами и, прежде всего, судом (ст. 11 ГК РФ).
Используемый в данной статье термин "гражданское законодательство" должен пониматься в широком смысле и охватывать нормативные акты государственных органов всех уровней. Узкое его понимание в смысле п. 2 ст. 2 ГК РФ вело бы к пробелам правового регулирования и невозможности справедливого разрешения многих возникающих споров.
Аналогия закона допускается при наличии трех условий : 1) отношение не урегулировано законодательством, соглашением сторон и по этому вопросу нет обычия делового оборота; 2) имеется законодательство (но не обычай), регулирующее сходные отношения, и N) в такое законодательство не противоречит существу отношений, к которым оно применяется по аналогии.
Использование судами аналогии закона предусматривается также в п. 4 ст. 1 ГПК РФ, причем обращение к этому институту в ГПК в отличие от ст. 6 ГК РФ не ограничено рамками гражданского законодательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда России от 16.03.2006 года N 76-О-53, применение аналогии закона обусловлено необходимостью восполнения пробелов в правовом регулировании тех или иных отношений; закрепление подобного права в ч. 4 ст. 1 ГПК РФ вытекает из принципа самостоятельности судебной власти и является одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия, поскольку невозможность применения норм права по аналогии при наличии неурегулированных отношений привела бы к невозможности защиты прав граждан и в конечном итоге к ограничению их конституционных прав; при применении такого рода аналогии суд не подменяет законодателя и не создает новые правовые нормы, действуя в рамках закона.
Вышеизложенное, по мнению судебной коллегии, предоставляет возможность суду при разрешении данного гражданского спора применить аналогию Закона о приватизации жилищного фонда.
Согласно нормам статей 2, 7 и 8 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации вправе приобрести в собственность жилые помещения, занимаемые ими на условиях социального найма, по договору, заключаемому с органами государственной власти или местного самоуправления в порядке, установленном законодательством; решение о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Положения указанного Закона подлежат применению с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.08.1993 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", согласно которым гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Из абзаца 2 данного пункта вытекает, что соблюдение установленного ст. ст. 7 и 8 названного Закона порядка оформления передачи жилья обязательно как для граждан, так и для должностных лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде в собственность граждан.
В абзаце 3 того же пункта указано, что если гражданин, подавший заявление о приватизации и необходимые для этого документы, умер до оформления договора на передачу жилого помещения в собственность или до государственной регистрации права собственности, то в случае возникновения спора по поводу включения этого жилого помещения или его части в наследственную массу необходимо иметь в виду, что указанное обстоятельство само по себе не может служить основанием к отказу в удовлетворении требования наследника, если наследодатель, выразив при жизни волю на приватизацию занимаемого жилого помещения, не отозвал свое заявление, поскольку по независящим от него причинам был лишен возможности соблюсти все правила оформления документов на приватизацию, в которой ему не могло быть отказано.
С учетом приведенных разъяснений и положений закона, разрешая спор, необходимо исходить из того, что необходимым условием для включения жилого помещения в наследственную массу является подтверждение волеизъявления наследодателя, направленного на приватизацию занимаемого им жилого помещения, которое, как правило, должно выражаться в подаче заявления о приватизации с необходимыми для этого документами, т.е. для этого волеизъявления законом предусмотрена письменная форма.
В связи с этим не исключается также возможность подтверждения соответствующего волеизъявления иными письменными доказательствами, свидетельствующими о совершении действий, непосредственно направленных на оформление приватизации, но не доведенных до конца исключительно по причине смерти.
Таким образом, с учетом установленных по настоящему делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что К, подписав договор купли-продажи, по независящим от него причинам не реализовал свое право на получение соответствующей субсидии, гарантированной ему государством, однако при своей жизни выразил волеизъявление на передачу ему в собственность в соответствии с договором купли-продажи спорной квартиры, подав соответствующее заявление с прилагаемыми документами в орган местного самоуправления, осуществляющий формирование уточненного списка граждан, представляемого в последствии в Министерство строительства и архитектуры для формирования сводного списка и получения соответствующих выплат. При этом отсутствие регистрации договора купли-продажи, подписанного участником Великой Отечественной войны, не свидетельствует об отсутствии соответствующего волеизъявления К на получение субсидии.
По указанным основаниям судебная коллегия приходит к выводу об обоснованности заявленных требований истца в части обязания ответчика произвести соответствующие платежи, предусмотренные договором купли-продажи, с учетом возможности применения судом в данном споре аналогии закона.
При этом, судебная коллегия считает, что отказ ответчика от производства указанных действий является верным, поскольку нормативные документы, которыми руководствовалось Министерство строительства и архитектуры СК при отказе в выдаче субсидии К, не содержат возможности перечисления денежных средств по договору до его регистрации в территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии.
Однако, при возникновении настоящего гражданского спора в судебном порядке, оснований к отказу в удовлетворении исковых требований в части обязания ответчика перечислить денежные средства на счет продавца, с учетом положений ст. 6 ГК РФ, ст. 1 ГПК РФ у суда первой инстанции не имелось. Поэтому доводы апелляционной жалобы подлежат удовлетворению, а решение в указанной части - отмене.
Вместе с тем, по мнению судебной коллегии, вывод суда об отказе в исковых требованиях о признании за истцом Ключниковой Р.А. права собственности на квартиру N ... пос. Горный Предгорного района является правильным по следующим основаниям.
Как следует из представленной в судебную коллегию справки нотариуса Ивашовой Р.Р., на основании поданного Ключниковой Р.А. заявления от 30.05.2013 года заведено наследственное дело к имуществу ее мужа К, умершего 12.05.2013 года.
В соответствии со ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Обращаясь в суд с исковым заявлением о признании права собственности за истцом ею было представлено доказательство принятия наследства.
В соответствии со ст. 1113 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина.
Для приобретения наследства наследник должен его принять (ч. 1 ст. 1152 ГК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Согласно п. 2 той же статьи признается, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства.
Однако, в силу положений ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение 6 месяцев со дня его открытия.
На момент рассмотрения данного спора в суде первой и второй инстанции данный срок не истек, что свидетельствует о возможном вступлении в наследство в указанный период других наследников. Поскольку круг наследников и очередность наследования устанавливается нотариусом, по мнению судебной коллегии, вопрос о признании права собственности на спорную квартиру должен разрешаться нотариусом после истечения установленного законом срока путем выдачи свидетельств о праве на наследство надлежащим наследникам.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы подлежат удовлетворению в части.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Предгорного районного суда от 29 июля 2013 года в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании за Ключниковой Р.А. права собственности на квартиру N ... пос. Горный Предгорного района - оставить без изменения.
Это же решение в остальной части отменить, апелляционную жалобу Ключниковой Р.А. - удовлетворить в части.
Принять в отмененной части новое решение, которым признать заключенным договор купли-продажи квартиры N ... пос. Горный Предгорного района Ставропольского края от 26 апреля 2013 года.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края произвести оплату по указанному договору за счет средств федерального бюджета путем перечисления на лицевой счет продавца - Козодеровой Л.Я. - N ... , открытый в дополнительном офисе N ... Ставропольского отделения N ... в ОАО "СБЕРБАНК РОССИИ" денежную сумму в размере ... рублей на основании заключенного между Козодеровой Л.Я. и К договора купли-продажи квартиры N ... пос. Горный Предгорного района Ставропольского края от 26 апреля 2013 года.
Включить данную квартиру N ... пос. Горный Предгорного района Ставропольского края в состав наследственного имущества К, умершего 12 мая 2013 года, проживавшего по адресу : Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. ...
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.