Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего судьи Мясникова А.А.,
судей Луневой С.П., Быстрова О.В.,
при секретаре судебного заседания Будаговой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Невинномысска - А.С. Шурыгина
на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края
от 23 августа 2013 года,
по гражданскому делу по исковому заявлению Зайцевой Л. С., Зайцевой И. С. к Администрации г.Невинномысска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края об обязании предоставления вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь,
заслушав доклад судьи Луневой С.П.,
УСТАНОВИЛА:
Зайцева Л.С., Зайцева И.С. обратились в Невинномысский городской суд с иском к администрации г. Невинномысска об обязании предоставления вне очереди по договору социального найма благоустроенного жилого помещения с учетом права на дополнительную площадь.
В обоснование исковых требований, ссылаются на то, что согласно медицинского заключения врачебной комиссии филиала ГБУЗ СК " СКПБ N2" от 22.03.2007 года, Зайцева И.С., имеет право на внеочередное получение жилья и на дополнительную площадь, как лицо, заболевание которого входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ N378 от 16.06.2006 года и Перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года за N817, дающих право на внеочередное получение жилья и предоставление дополнительной площади.
Зайцева Л.С. с мая 1998 года в составе семьи два человека принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда с включением в льготный список как одинокая мать.
Согласно ответа администрации г. Невинномысска от 11.04.2013 года N748/3-96/У, истицы состоят в общей очереди, а также в льготной очереди на получение жилья в соответствии с ФЗ "О социальной защите инвалидов", по состоянию на 01.04.2013 года порядковый номер 1652.
По настоящее время соответствующее жилое помещение им не предоставлено.
Истцы просят суд обязать администрацию города Невинномысска предоставить им на состав два человека вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее нормы предоставления, с учетом права Зайцевой И.С. на дополнительную жилплощадь.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от
23 августа 2013 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным решением, представитель администрации г.Невинномысска - А.С. Шурыгин подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить. Считает решение незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права.
В своей жалобе он указывает, что Зайцева И. С. была поставлена на учет на основании постановления от 22.06.2007 г. N 1323, состоит в администрации города Невинномысска в очереди нуждающихся в жилых помещениях и включена в льготный список (краевой) на получение жилья в соответствии с Федеральным Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". По состоянию на 01.04.2013 её порядковый номер в указанном списке - 1652.
Инвалиды, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, путем предоставления социальных выплат, направленных на улучшение жилищных условий.
В соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации администрация города Невинномысска предоставляет гражданам жилые помещения на условиях социального найма, либо из специализированного жилого фонда, а также обеспечивает их участие в различных адресных и целевых жилищных программах, финансируемых из бюджетов различных уровней (городского, регионального и федерального). Выделение денежных средств по таким программам происходит в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Жилищным законодательством Российской Федерации не предусмотрены меры по социальной поддержке инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в ином порядке, чем предусмотренном Федеральным Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В г. Невинномысске отсутствуют муниципальные программы по обеспечению за счет средств городского бюджета жильем вышеуказанных лиц по причине отсутствия необходимых бюджетных средств.
В муниципальном жилом фонде отсутствуют свободные жилые помещения. Строительство муниципального жилья в настоящее время не ведется в связи с отсутствием необходимых денежных средств в бюджете города.
Выделение Зайцевой И.С. жилого помещения без учета ее номера в льготной очереди является нарушением прав граждан, вставших на учет в льготную очередь раньше, чем Зайцева И. С.
Возражений на апелляционную жалобу не поступало.
Изучив материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции руководствовался положениями ст. 57 ЖК РФ, ФЗ РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 г. N 817 "Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидом, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь" и признал установленным факт нарушения ответчиком Администрацией г. Невинномысска прав
Зайцевой Л.С., Зайцевой И.С. на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди, учитывая наличие для этого оснований в силу положений п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, в связи с чем, счел заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ N 189 от 29.12.2004 года "О введении в действие ЖК РФ" с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с ч. ч. 2, 7 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 51 настоящего Кодекса перечне.
Из материалов дела следует, что в мае 1998 г. Зайцева Л.С. вместе с дочерью Зайцевой И.С. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда с включением в льготный список как одинокая мать, с порядковым номером общей очереди - 4664, льготной - 1234, что не отрицает ответчик - администрация города Невинномысска, подтверждается жилищным делом на имя Зайцевой Л.С.
(л.д.41,65,83-90), выпиской из книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д.58,65), уведомлением администрации города Невинномысска от 01.06.1999 г.(л.д. 18).
Кроме того, постановлением главы г. Невинномысска N 1217 от 27.07.2005г. Зайцева И.С. с составом семьи из двух человек (она и мать
Зайцева Л.С.) с 13.07.2004г. принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, регистрационный номер 636, номер общей очереди 4664 с 15.05.1998 г., как член семьи, в первоочередном списке -1652, как инвалид 2 группы ( л.д.53-54).
Судом установлено, что Зайцева И.С. страдает заболеванием, предусмотренным Перечнем заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N 817 (п.2 Перечня), что подтверждается заключением врачебной комиссии Невинномысского филиала ГБУЗ СК "СКПБ N2" от 22.03.2007г. (л.д.20). В связи с чем, истица Зайцева И.С. имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди с предоставлением ей дополнительной жилой площади.
Из сообщения администрации города Невинномысска от 12.09.2012 года N3-763 по состоянию на 01.09.2012 года следует, что истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, номер общей очереди - 4664, Зайцева И.С. в льготном списке граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, имеет порядковый номер 8 (л.д.14).
Согласно уведомления администрации города Невинномысска по состоянию на 01.04.2013г. Зайцева И.С. в составе семьи 2 человека состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях и включена в льготный список в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 г. N181-ФЗ " О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", номер общей очереди - 4664, в первоочередном списке - 1652, как инвалид 2 группы
(л.д.10-11).
Из сообщения Министерства социальной защиты населения Ставропольского края следует, что согласно сводному списку в соответствии с федеральными законами " О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на 2013 г. Зайцева И.С. состоит в очереди под номером 1181 (л.д. 129-131).
До настоящего времени истцы жилым помещением не обеспечены, иного жилого помещения на праве собственности, либо по договору социального найма не имеют.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что обеспечение истцов жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия свободного жилого фонда и других обстоятельств.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ, вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относится к компетенции органа местного самоуправления.
Доводы в апелляционной жалобе об отсутствии у администрации по тем или иным причинам жилых помещений, необходимых для предоставления гражданам, подлежащим внеочередному обеспечению жилой площадью не могут служить основанием для отказа указанным гражданам в реализации их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.
При таких обстоятельствах, доводы представителя ответчика администрации города Невинномысска в суде апелляционной инстанции о том, что истица Зайцева И.С. имеет право на улучшении жилищных условий путем получения субсидий в соответствии с Порядком, определенным субъектом Российской Федерации, не свидетельствует об отсутствии у истцов права не внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, так как граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 01 января 2005 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке, вне зависимости от установленной нормативным правовым актом субъекта РФ формы реализации права на обеспечение жилым помещением инвалидов.
Вместе с тем, согласно Определения Конституционного суда РФ от 12.04.2011 N 551-О-О "По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", к лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (статья 17). До 1 января 2005 года (т.е. до введения в действие Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований") инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 года федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов. Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 года, и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Граждане, которые были приняты на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, приобретают и реализуют право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях в порядке очередности.
Однако этим не исключается обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Иные доводы апелляционной жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, и, фактически сводятся к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь его отмену. Оснований к переоценке установленных судом обстоятельств у судебной коллегии не имеется, в связи с чем, апелляционная жалоба не может быть удовлетворена.
Таким образом, судом первой инстанции были правильно применены нормы материального права, выводы суда постановлены с учетом положений статей 55, 56 ГПК РФ, оценка установленным обстоятельствам по делу дана по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Решение суда соответствует установленным по делу обстоятельствам и требованиям закона, является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от
23 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.