Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Шеховцовой Э.А.
судей Строчкиной Е.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2013 года
дело по апелляционной жалобе Г.М.Ю.
на решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 21 сентября 2012 года
по делу по заявлению Г.М.Ю. о признании незаконным приказа начальника УФСИН России по Ставропольскому краю и возложении на УФСИН России по Ставропольскому краю обязанности по включению в денежное довольствие дополнительных выплат
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Г.М.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным приказа начальника УФСИН России по Ставропольскому краю и возложении на УФСИН России по Ставропольскому краю обязанности по включению в денежное довольствие дополнительных выплат.
В обоснование требований указал, что он проходил службу в " ... " с " ... " года по " ... " года. С " ... " года по " ... " года проходил службу в " ... ". " ... "года приказом начальника УФСИН России по Ставропольскому краю был назначен на должность " ... " федерального бюджетного учреждения "Межрайонная уголовно- исполнительная инспекция N 2 УФСИН России по Ставропольскому краю".
" ... " года в связи с ухудшением состояния здоровья он был госпитализирован в госпиталь ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ставропольскому краю". Выписан из госпиталя " ... " года. В соответствии с графиком отпусков УФСИН России по Ставропольскому краю с " ... " года по " ... " года находился в очередном и дополнительном отпусках за " ... " год.
В соответствии с приказом начальника УФСИН от " ... " года N " ... ", на основании приказа ФСИН России от 30 мая 2011 года N 335, с " ... " года он был освобожден от должности начальника федерального бюджетного учреждения "Межрайонная уголовно- исполнительная инспекция N2 УФСИН России по Ставропольскому краю" и зачислен в распоряжение УФСИН России по Ставропольскому краю, с сохранением денежного довольствия по ранее замещаемой должности. С данным приказом он не был ознакомлен.
" ... " года заключением военно-врачебной комиссии филиала ФКУ ЦМСР УФСИН России по Волгоградской области он признан ограниченно годным к военной службе вследствие военной травмы. В связи с чем, в первых числах " ... " года, находясь в очередном отпуске за " ... " год, он подал рапорт на имя начальника УФСИН об увольнении из органов уголовно-исполнительной системы по состоянию здоровья.
В соответствии с приказом начальника УФСИН от " ... " года N " ... ", " ... " года он был уволен из органов уголовно- исполнительной системы по статье 58, пункту "3" (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации. Выслуга лет на день увольнения в календарном исчислении составила " ... "год, " ... " месяца, " ... " дней, в льготном исчислении ? " ... " года, " ... " месяц, " ... " дней.
В мае 2012 года он обратился в бухгалтерию УФСИН с целью уточнения ежемесячной денежной компенсации в размере утраченного денежного довольствия на день увольнения. В этот же день от сотрудников бухгалтерии УФСИН ему стало известно о том, что с " ... " года по " ... " года на основании приказа начальника УФСИН от " ... " года N " ... " ему были прекращены все дополнительные выплаты, установленные по ранее замещаемой должности начальника федерального бюджетного учреждения "Межрайонная уголовно исполнительная инспекция N 2 УФСИН России по Ставропольскому краю", в частности ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы в установленном размере 120 % от суммы оклада по штатной должности (" ... " руб.), квалификационная классность (" ... " руб.) и дополнительное стимулирование (" ... " руб.).
Он не согласен с данным приказом, считает его незаконным, нарушающим его право на получение установленного денежного довольствия в полном размере по замещаемой должности на день увольнения, необоснованно ухудшающим его материальное положение.
Считает, что данный приказ противоречит приказу УФСИН от " ... "года N " ... ", согласно которому он был зачислен в распоряжение УФСИН с " ... " года, с сохранением денежного довольствия в полном размере. Кроме того, приказ начальника УФСИН от " ... " года N " ... " был издан в период его нахождения в очередном отпуске за " ... " год, т.е. он в данный период исполнял обязанности по замещаемой должности, не привлекался к дисциплинарной ответственности. Оснований для прекращения дополнительных выплат не было.
29 мая 2012 года он подал заявление на имя начальника УФСИН с просьбой включить в денежное довольствие в период с " ... " года по " ... " года все предусмотренные законодательством дополнительные выплаты в полном объеме. Согласно ответа УФСИН от " ... " года N " ... " ему отказано в удовлетворении требований.
Просил признать незаконным приказ начальника УФСИН России по Ставропольскому краю полковника службы К.И.А. от " ... " года N " ... " "О выплате денежного довольствия сотрудникам органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Ставропольского края", обязать УФСИН России по Ставропольскому краю произвести дополнительные выплаты в полном размере по ранее замещаемой должности начальника федерального бюджетного учреждения "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция N 2 УФСИН России по Ставропольскому краю" в период с " ... " года по " ... " года, состоящие из ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в установленном размере 120% от суммы оклада по штатной должности в размере " ... " рублей, квалификационной классности в размере " ... " рублей и дополнительного стимулирования в размере " ... " рублей (л.д. " ... ", " ... ").
Решением Ленинского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 21 сентября 2012 года в удовлетворении требований Г.М.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе Г.М.Ю. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права, неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении заявленных им требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Г.М.Ю., полагавшего решение подлежащим отмене и представителя УФСИН России по Ставропольскому краю Б.О.Н., действующую на основании доверенности N " ... " от " ... " года, просившую отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Судом установлены фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что Г.М.Ю. с " ... " года по " ... " года проходил службу в " ... ", а с " ... " года по " ... " года в " ... ".
" ... " года приказом начальника УФСИН России по Ставропольскому краю Г.М.Ю. назначен на должность " ... " федерального бюджетного учреждения "Межрайонная уголовно- исполнительная инспекция N 2 УФСИН России по Ставропольскому краю".
С " ... " года по " ... " года Г.М.Ю. находился на стационарном лечении в госпитале ФКУЗ "МСЧ МВД России по Ставропольскому краю", что подтверждается листком освобождения от служебных обязанностей по временной нетрудоспособности, однако, отметки, подтверждающей, что указанный документ в установленном законом порядке предъявлен в УФСИН России по Ставропольскому краю, документ не содержит (л.д. " ... ", " ... ").
В соответствии с приказом начальника УФСИН от " ... " года N " ... ", на основании приказа ФСИН России от 30 мая 2011 года N 335, с " ... " года Г.М.Ю. освобожден от должности " ... " федерального бюджетного учреждения "Межрайонная уголовно- исполнительная инспекция N2 УФСИН России по Ставропольскому краю" и зачислен в распоряжение УФСИН России по Ставропольскому краю, с сохранением денежного довольствия по ранее замещаемой должности (л.д." ... ").
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в период с " ... " года по " ... " года Г.М.Ю. был предоставлен очередной ежегодный и дополнительный отпуск за 2011 год (л.д. " ... ").
Согласно абзацу 1 пункта 1 приказа начальника УФСИН России по Ставропольскому краю от " ... " года N " ... " "О выплате денежного довольствия сотрудникам органов и учреждений уголовно-исполнительной системы Ставропольского края" приказано выплачивать денежное довольствие в соответствии со статьей 16.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации с 25 ноября 2011 года в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию и процентной надбавки за выслугу лет полковнику внутренней службы Г.М.Ю., бывшему начальнику федерального бюджетного учреждения "Межрайонная уголовно- исполнительная инспекция N2 УФСИН России по Ставропольскому краю", находящемуся в распоряжении Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю (л.д. " ... "-" ... ").
Приказом начальника УФСИН России по Ставропольскому краю от " ... "года N " ... ", с " ... " года Г.М.Ю. уволен из органов уголовно-исполнительной системы по статье 58, пункту "3" (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации (л.д. 12).
Отказывая в удовлетворении заявления Г.М.Ю. о признании незаконным приказа начальника УФСИН России по Ставропольскому краю от " ... " года N " ... ", суд исходил из того, что оспариваемый приказ издан в соответствии с действующим законодательством, регулирующим вопросы выплаты денежного довольствия сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы, надбавка за квалификационный класс и дополнительное стимулирование являются дополнительными выплатами, которые производятся в целях дополнительного материального стимулирования отдельных сотрудников уголовно-исполнительной системы по решению начальника соответствующего органа, с учетом фактически исполняемых служебных обязанностей. Вместе с тем Г.М.Ю., находясь в очередном трудовом отпуске с " ... " года по " ... " года, служебные обязанности в данный период не исполнял.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами, основанными на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с абзацем 3 статьи 24 Закона РФ от 21.07.1993 года N 5473-1 (ред. от 30.12.2012) "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Перечень должностей высшего начальствующего состава сотрудников уголовно-исполнительной системы и соответствующих этим должностям специальных званий утверждается Президентом Российской Федерации.
В силу пункта 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314 "Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний", ФСИН России осуществляет полномочия по правовой, социальной защите и личной безопасности работников уголовно-исполнительной системы и членов их семей.
До 01 января 2013 года правовое регулирование отношений по выплате денежного довольствия сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы осуществлялось на основании норм Федерального закона от 30.06.2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" (далее - Федерального закона N 78-ФЗ), Указа Президента РФ от 13 октября 2004 года N 1314 и приказа Минюста России от 20.12.2006 года N 376 "Об утверждении Положения о денежном довольствии сотрудников уголовно-исполнительной системы" (далее - приказа Минюста России N 376), изданного во исполнение положений вышеназванного Указа и Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 97 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ (ред. от 03.12.2012) "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" системы статья 1 Федерального закона от 30 июня 2002 года N 78-ФЗ "О денежном довольствии сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, других выплатах этим сотрудникам и условиях перевода отдельных категорий сотрудников федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов Российской Федерации на иные условия службы (работы)" в отношении сотрудников уголовно-исполнительной с 1 января 2013 года не применяется.
Учитывая, что между сторонами возник спор по вопросу выплаты денежного довольствия Г.М.Ю. в период до 1 января 2013 года, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости применения к возникшим правоотношениям положений Федерального закона N 78-ФЗ.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 78-ФЗ предусмотрено, что денежное довольствие сотрудников состоит из оклада по занимаемой штатной должности, оклада по специальному званию, которые составляют оклад денежного содержания, из процентных надбавок за выслугу лет, ученую степень и ученое звание, иных дополнительных выплат.
Согласно части 8 статьи 1 Федерального закона N 78-ФЗ дополнительные выплаты сотрудникам состоят из:
дифференцированной в зависимости от состава сотрудников и местности прохождения службы, ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в размерах и порядке, определяемых руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, до 120 процентов оклада по занимаемой штатной должности. Правительство Российской Федерации вправе принимать решения о повышении размера ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы отдельным категориям сотрудников в зависимости от места проживания и прохождения службы в целях недопущения снижения уровня материального обеспечения сотрудников в связи с переводом натуральных льгот в денежную форму;
премии за образцовое исполнение служебных обязанностей в размере до трех окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
единовременного денежного вознаграждения за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, которое может быть выплачено в порядке, установленном руководителями соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и размерах, определяемых Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания в год;
материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания в год, выплачиваемой в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, а в пределах выделенных средств и руководители соответствующих федеральных органов исполнительной власти могут устанавливать сотрудникам другие надбавки и дополнительные выплаты. Указанные надбавки и выплаты устанавливаются дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками.
Федеральным законом от 22.07.2010 года N 156-ФЗ (ред. от 21.11.2011) (далее - Федеральным законом N 156-ФЗ) внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе - в Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1. Положение дополнено статьей 16.1, следующего содержания:
"Статья 16.1. Нахождение сотрудника органов внутренних дел в распоряжении органов внутренних дел.
Сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел в следующих случаях:
а) при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения);
б) при освобождении от замещаемой должности в связи с перемещением по службе или увольнением со службы;
в) по окончании приостановления службы;
г) при направлении на медицинское обследование или медицинское освидетельствование военно-врачебной комиссией;
д) при неисполнении более четырех месяцев в общей сложности в течение двенадцати месяцев служебных обязанностей в связи с временной нетрудоспособностью (за исключением случаев, если законодательством Российской Федерации предусмотрены более длительные сроки нахождения сотрудника на излечении или на излечении в связи с полученными им при исполнении служебных обязанностей ранением, контузией или увечьем);
е) при направлении в служебную командировку на срок более одного года, в том числе за границу, и в период по окончании служебной командировки, указанный в части второй настоящей статьи;
ж) в связи с восстановлением в должности сотрудника органов внутренних дел, ранее замещавшего эту должность;
з) в период пребывания в неиспользованном отпуске за предыдущие годы службы при увольнении со службы в органах внутренних дел;
и) по окончании срока прикомандирования к органам государственной власти, а также к организациям.
На период нахождения в распоряжении органов внутренних дел сотруднику сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет.
По решению начальника соответствующего органа внутренних дел сотруднику органа внутренних дел могут также выплачиваться премия за образцовое исполнение служебных обязанностей, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, материальная помощь, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы и могут производиться другие выплаты с учетом фактически исполняемых служебных обязанностей.
Нахождение сотрудника в распоряжении органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа (подразделения) внутренних дел.
Порядок зачисления сотрудников органов внутренних дел в распоряжение органов внутренних дел и порядок нахождения сотрудников органов внутренних дел в распоряжении органов внутренних дел устанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации."
Таким образом, вопросы выплаты денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, находящимся в распоряжении органов внутренних дел, урегулированы нормами специального закона - Федерального закона от 22.07.2010 года N 156-ФЗ. Данный закон предусматривает обязательную выплату денежного довольствия в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет. Все остальные выплаты, включая премию за образцовое исполнение служебных обязанностей, ежемесячную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячную надбавку за сложность, напряженность и специальный режим службы и т.д. в силу прямого указания положений Федерального закона N 156-ФЗ могут производиться с учетом фактически исполняемых служебных обязанностей.
Так как принятие решения относительно дополнительных выплат сотрудникам, находящимся в распоряжении органов внутренних дел, отнесено к усмотрению руководителя, суд не вправе оценивать целесообразность принятия либо непринятия такого решения.
Между тем, требования Г.М.Ю. о возложении на УФСИН России по Ставропольскому краю обязанности произвести дополнительные выплаты в полном размере по ранее замещаемой должности начальника федерального бюджетного учреждения "Межрайонная уголовно-исполнительная инспекция N 2 УФСИН России по Ставропольскому краю" в период с " ... " года по " ... " года, состоящие из ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим службы в установленном размере 120% от суммы оклада по штатной должности в размере " ... " рублей, квалификационной классности в размере " ... " рублей и дополнительного стимулирования в размере " ... " рублей фактически являются понуждением к изданию соответствующего приказа, принятие которого отнесено к усмотрению и компетенции начальника территориального Управления Федеральной службы.
Принимая во внимание, что с " ... " года Г.М.Ю. освобожден от должности " ... " федерального бюджетного учреждения "Межрайонная уголовно - исполнительная инспекция N2 УФСИН России по Ставропольскому краю" и зачислен в распоряжение УФСИН России по Ставропольскому краю, с сохранением денежного довольствия по ранее замещаемой должности, к возникшим правоотношениям подлежат применению нормы Федерального закона N 156-ФЗ. Приказ начальника УФСИН от " ... " года N " ... ", в соответствии с которым Г.М.Ю. освобожден от ранее занимаемой должности и зачислен в распоряжение Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю в установленном законом порядке никем не оспорен и не признан недействительным, либо незаконным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может согласиться с доводами апелляционной жалобы Г.М.Ю. о том, что оспариваемый им приказ N " ... " противоречит действующему законодательству.
Коллегией проверены доводы апелляционной жалобы Г.М.Ю. о том, что указанный приказ нарушает его права и интересы.
Данные доводы представляются несостоятельными, поскольку из материалов дела следует, что приказ издан на основании и во исполнение нормативно-правового акта, регулирующего спорные правоотношения - Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1, действовавшее в период спорных правоотношений с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом N 156-ФЗ.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд рассматривал его заявление, поданное в порядке, установленном главой 25 ГПК РФ, по правилам искового производства и вынес решение спустя более двух месяцев - не являются основанием к отмене решения, ввиду того, что не меняют правовой судьбы рассматриваемого вопроса.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов судебного решения, а потому не могут служить основанием к отмене постановленного по делу судебного акта.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
С учетом изложенного, следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 21 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.