Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Товчигречко М.М., Шеховцовой Э.А.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя С.З.Г.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 21 ноября 2012 года
по делу по иску Е.Н.Д. к администрации города Ставрополя о признании недействительным постановления, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Е.Н.Д. обратилась в суд с иском к администрации города Ставрополя о признании постановления недействительным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований Е.Н.Д. указала, что является ветераном участником Великой Отечественной войны, имеет удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной войны, а также является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно. В " ... " года она переехала из г. Черкесска в г. Ставрополь и с " ... " года зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире по адресу: г Ставрополь, ул. " ... ", " ... " кв. " ... ", принадлежащей внучке на праве собственности. В августе 2012 года она обратилась на имя главы города Ставрополя с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем что не имела собственного жилья, является участником Великой Отечественной войны, инвалидом II группы.
Постановлением администрации города Ставрополя от 19.09.2012 N 2905 в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказано, в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, совершения действий, которые привели к ухудшению жилищных условий (продажа квартиры в 2009 году, находящейся по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. " ... ", " ... " кв. " ... " и не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.
Считает, что оспариваемое постановление нарушает ее права как участника ВОВ на получение социальной поддержки от государства, в виде обеспечения жильем в соответствии с Законом о ветеранах и Указом Президента РФ от 07.05.2008 N714.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 21 ноября 2012 года исковые требования Е.Н.Д. к администрации города Ставрополя о признании постановления недействительным, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий - удовлетворены.
Признано незаконным постановление администрации города Ставрополя Ставропольского края от 19.09.2012 N 2905 "Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях".
Е.Н.Д., 1921 года рождения, участник Великой Отечественной войны, инвалид общего заболевания II группы, признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в целях реализации права на получение социальной выплаты для обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем. На администрацию г. Ставрополя возложена обязанность признать и поставить на учет Е.Н.Д. нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя С.З.Г. просит решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 21 ноября 2012 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Е.Н.Д. отказать в полном объеме. Полагает, суд дал неправильную оценку установленным по делу обстоятельствам.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Есаковой Н.Д. по доверенности Есакова О.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, доказательств в обоснование уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" мерой социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" установлена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Кроме того, меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны установлены в статье 15 указанного Федерального закона.
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: малоимущие граждане; иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 23.2 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учёт до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильём в соответствии со статьями 14,17-19 и 21 настоящего Федерального закона категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Также, в соответствии с Законом Ставропольского края "Об обеспечении жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 02.06.2012 N 39-кз меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, предоставляются в форме субсидии на приобретение или строительство (участие в долевом строительстве).
Предоставление социальных выплат входит в компетенцию министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (пункт 3 Порядка п.п. 18 п.п. 9.5 п. 9 "Положения о Министерстве строительства и архитектуры СК").
В соответствии с Законом Ставропольского края от 16.03.2006 N 13-кз учет граждан нуждающихся в жилых помещениях в целях реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно п. 1 статьи 1 указанного закона заявления граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), и представленные ими документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, определенные законодательством Российской Федерации и, (или) законодательством Ставропольского края, подаются в органы местного самоуправления поселений и городских округов Ставропольского края и подлежат регистрации в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Таким образом, для реализации права на получение жилищных субсидий на приобретение (строительство) жилья необходимо быть признанным нуждающимся в жилом помещении органом местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что Е.Н.Д. является ветераном участником Великой Отечественной войны, имеет удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной войны, а также является инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно. В " ... " года она переехала из г. Черкесска в г. Ставрополь и с " ... " года зарегистрирована и проживает в однокомнатной квартире по адресу: г Ставрополь, ул. " ... ", " ... " кв." ... ", принадлежащей внучке на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от. " ... " серия " ... ". На учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состояла.
В августе 2012 года Е.Н.Д. обратилась на имя главы города Ставрополя с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, в связи с тем, что не имеет собственного жилья, является участником Великой Отечественной войны, инвалидом II группы.
Постановлением администрации города Ставрополя Ставропольского края от 19.09.2012 N 2905 в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях Е.Н.Д. отказано, в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, совершения действий, которые привели к ухудшению жилищных условий (продажа квартиры в 2009 году, находящейся по адресу: КЧР, г. Черкесск, ул. " ... ", " ... " кв. " ... ") и не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок.
Судом установлено, что Е.Н.Д. в администрацию города Ставрополя поданы соответствующее заявление, а также документы, подтверждающие право стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Однако, постановлением администрации города Ставрополя Ставропольского края от 19.09.2012 N " ... " в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях отказано, в связи с непредставлением документов, предусмотренных ч, 4 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, совершения действий, которые привели к ухудшению жилищных условий.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Федеральным законом от 21.12.2009 N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" внесены изменения в федеральное законодательство касающиеся обеспечения жильем за счёт средств федерального бюджета ветеранов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вне зависимости от времени постановки на соответствующий учёт.
Судом первой инстанции установлено, что согласно домовой книги истица зарегистрирована по адресу: г. Ставрополь, ул. " ... ", " ... " кв. " ... " с " ... " года в квартире, которая не находится у неё в собственности. Справка об отсутствии сведений о регистрации права собственности за Е.Н.Д., выданная ГУП СК "Крайтехинвентаризация", уведомление об отсутствии в ЕГРП запрашиваемых сведений за Е.Н.Д., выданное Управлением Росреестра по СК, подтверждают, что недвижимого имущества, в том числе жилого помещения в собственности истицы не имеется.
Отчуждение квартиры, находившейся в её собственности в г. Черкесске произведено в 2009 году, т.е. задолго до того, как она приняла решения стать на учет нуждающейся в жилом помещении для получения субсидии. Оснований считать, что она, целенаправленно с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершила данную сделку, (ухудшила жилищные условия) не имеется.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина или созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу о том, что Е.Н.Д. вправе быть признанной нуждающейся в жилом помещении без решения вопроса о признании ее малоимущей, и поставлена на учет, поскольку относится к определенной Федеральным законом "О ветеранах" категории лиц, имеющих право на получение социальной поддержки как участник Великой Отечественной войны.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и не ставят под сомнение законность решения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 21 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.