Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Озерова П.П., Товчигречко М.М.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2013 года дело
по апелляционной жалобе первого заместителя главы администрации Петровского муниципального района Ставропольского края Г.
на решение Петровского районного суда Ставропольского края от 15 ноября 2012 года
по исковому заявлению прокурора Петровского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петровского муниципального района Ставропольского края о возложении обязанности по ликвидации свалки,
заслушав доклад судьи Озерова П.П.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Петровского района Ставропольского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации Петровского муниципального района Ставропольского края и просил признать незаконным бездействие администрации Петровского муниципального района Ставропольского края при осуществлении контроля за землепользованием, охраной окружающей среды и организации деятельности в области обращения с отходами на территории земельного участка площадью " ... " кв. м, местоположение: Ставропольский край, Петровский район, г. Светлоград, " ... " м на " ... " от " ... ", расположенной по адресу: г. Светлоград, ул. " ... ", " ... "; возложить на администрацию Петровского муниципального района Ставропольского края обязанность по ликвидации свалки путем рекультивации данного земельного участка в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.02.1994г. N140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы", иными безопасными способами и принять меры по недопущению возгорания твердых бытовых отходов до ликвидации свалки, установив срок для исполнения указанных обязанностей - до " ... "г.
Решением Петровского районного суда Ставропольского края от 15 ноября 2012 года признано незаконным бездействие администрации Петровского муниципального района Ставропольского края в области обращения с отходами на территории земельного участка площадью " ... " кв. м, местоположение: Ставропольский край, Петровский район, г. Светлоград, " ... " м на " ... " от " ... ", расположенной по адресу: г. Светлоград, ул. " ... ", " ... ".
На администрацию Петровского муниципального района Ставропольского края возложена обязанность в срок до " ... "г. ликвидировать указанную свалку путем рекультивации, иными безопасными способами.
До ликвидации свалки администрации Петровского муниципального района Ставропольского края необходимо принять меры по недопущению возгорания на ней отходов.
В апелляционной жалобе первый заместитель главы администрации Петровского муниципального района Ставропольского края Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное. Указывает, что администрация Петровского муниципального района не является лицом, уполномоченным на осуществление контроля в области охраны окружающей среды и в области обращения с отходами.
В администрацию Петровского муниципального района поступило заявление ООО " ... " о предоставлении в аренду земельного участка для рекультивации несанкционированной свалки.
Полагает, что суд вышел за пределы заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу глава г.Светлограда Л. и заместитель прокурора Петровского района А. просят решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и доводы возражений, выслушав представителей администрации Петровского муниципального района Р. и С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г.Светлограда Т., поддержавшую доводы возражений на апелляционную жалобу, заслушав заключение прокурора В., полагавшей, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
Согласно ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 06.10.2003г. N 131 -ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, а к вопросам местного значения муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии со ст.ст.4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что в границах муниципального образования г. Светлограда на расстоянии " ... " м на " ... " от " ... ", расположенной по адресу: г. Светлоград, ул. " ... ", " ... ", имеется земельный участок площадью " ... " кв. м., который используется для размещения твердых бытовых отходов и объектов вторичной переработки твердых бытовых отходов, то есть как полигон бытовых отходов. При обследовании данного полигона было установлены нарушения требований действующих санитарных правил.
Указанный земельный участок захламлен бытовыми и промышленными отходами и не очищен, его рекультивация в установленном порядке не произведена. Размещенная на нем свалка бытовых отходов в нарушение требований ст. 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" существует без разрешения федерального органа исполнительной власти в области обращения с отходами, в государственный реестр объектов размещения отходов не внесена.
В соответствии с п.4 ч.1 ст. 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны, в частности проводить мероприятия по ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель. В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами и не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно абз. 2 п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Поскольку свалка находится на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, то распоряжение данным земельным участком осуществляется органом местного самоуправления муниципального района.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в настоящее время именно в компетенции администрации Петровского муниципального района находятся вопросы экологической, санитарной и пожарной безопасности по рассматриваемому земельному участку - несанкционированной свалке.
Доводы жалобы о том, что суд вышел за пределы заявленных требований, являются несостоятельными. В силу ч. 3 ст. 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Согласно ч.1 ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Следовательно, суд в пределах своих полномочий возложил на администрацию Петровского муниципального района Ставропольского края обязанность в срок до 31.12.2014 года ликвидировать указанную свалку не только путем рекультивации, но и иными безопасными способами.
Нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению настоящего дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петровского районного суда Ставропольского края от 15 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.