Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего судьи Чернышовой Н.И.
судей Озерова П.П. и Строчкиной Е.А.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 февраля 2013 года
дело по апелляционной жалобе директора муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N5" с.Казгулак Туркменского района Ставропольского края Бондарь Е.И.
на решение Туркменского районного суда Ставропольского края от 11 октября 2012 года
по делу по заявлению прокурора Туркменского района в защиту неопределенного круга лиц о возложении обязанностей на МКОУ СОШ N 5 "Средняя общеобразовательная школа N 5" с. Казгулак по укомплектованию библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями,
заслушав доклад судьи Озерова П.П.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Туркменского района Ставропольского края обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о возложении на МКОУ "СОШ N 5" с. Казгулак Туркменского района Ставропольского края обязанности обеспечить укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями.
Решением Туркменского районного суда Ставропольского края от 11 октября 2012 года заявление прокурора Туркменского района Ставропольского края в интересах неопределенного круга лиц удовлетворено. На муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 5" с. Казгулак Туркменского района Ставропольского края возложена обязанность обеспечить полную укомплектованность библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы в соответствии с федеральным перечнем допущенных и рекомендованных учебников в срок до 01 сентября 2013 года.
С муниципального казенного общеобразовательного учреждения "Средняя общеобразовательная школа N 5" с. Казгулак Туркменского района Ставропольского края взыскана в доход государства государственная пошлина в размере 200 (двести) рублей.
В апелляционной жалобе директор МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" с. Казгулак Туркменского района Ставропольского края Бондарь Е.И. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Обеспеченность учащихся учебниками и учебными материалами осуществляется МКОУ "СОШ N 5" в рамках выделенных бюджетных средств на очередной финансовый год.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора Туркменского района Ставропольского края Есипенко В.А. просит решение суда оставить без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов жалобы.
Представители МКОУ "СОШ N 5" с. Казгулак, Министерства образования Ставропольского края и Министерства финансов Ставропольского края, отдела образования администрации Туркменского муниципального района, администрации Туркменского муниципального района в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. От директора МКОУ "СОШ N5" Бондарь Е.И. поступило заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие.
Принимая во внимание, что указанные выше лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Каледина А.Е., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.
В соответствии с частью 2 статьи 43 Конституции РФ гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В части 4 указанной статьи закреплено, что основное общее образование обязательно.
Принципы общедоступности и бесплатности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях закреплены и в пункте 3 статьи 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", определяющем правовые основы государственной политики в сфере образования.
При этом согласно пункту 2 указанной статьи Закона РФ, государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования.
Статьей 32 Закона РФ "Об образовании" определено, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и уставом образовательного учреждения.
К компетенции образовательного учреждения, в частности, отнесено материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств (п.1 ч.2 ст.32 указанного Закона).
Судом первой инстанции установлено, что Уставом МКОУ "Средняя общеобразовательная школа N 5" с. Казгулак предусмотрено, что данное образовательное учреждение обеспечивает получение обучающимися общедоступного и бесплатного общего образования по программам основного, общего, среднего (полного) общего образования на основании федерального государственного общеобразовательного стандарта, образовательных потребностей и запросов учащихся.
Как правильно указал суд первой инстанции, сославшись на пункт 4 Приказа Министерства образования и науки РФ от 04.10.2010 года N 986 "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений", требования к учебно-методическому обеспечению учебного процесса включают, в том числе, наличие учебников и (или) учебников с электронными приложениями, являющимися их составной частью, учебно-методической литературы и материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы на определенных учредителем образовательного учреждения языках обучения и воспитания и укомплектованность библиотеки печатными и электронными образовательными ресурсами по всем учебным предметам учебного плана, а также фондом дополнительной литературы (детская художественная, научно-популярная, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы).
Из содержания пункта 24 вышеназванного Приказа Минобрнауки РФ следует, что образовательное учреждение самостоятельно, за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего образования.Таким образом, действующее законодательство РФ устанавливает обязанность образовательных учреждений обеспечить наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в ходе проведенной прокуратурой Туркменского района в МКОУ "СОШ N 5" с. Казгулак проверки исполнения требований действующего законодательства об образовании установлено, что в данном образовательном учреждении не обеспечено наличие учебных материалов по всем учебным предметам основной образовательной программы, обеспеченность бесплатными учебниками на 2012-2013 учебный год составило лишь 31 % учащихся.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что МКОУ "СОШ N 5" с. Казгулак не исполняет возложенные на образовательные учреждения законом обязанности по организации учебного процесса и нарушает права неопределенного круга лиц на общедоступное и бесплатное образование, что несовместимо с задачами общеобразовательных программ и снижает качество подготовки обучающихся в данном образовательном учреждении.
В этой связи оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором требований у судебной коллегии не имеется.
В соответствии со статьей 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу прямого указания закона суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (часть 1 статьи 258 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа N 5" с. Казгулак Туркменского района необоснованно уклонилось от выполнения возложенных на него законом обязанностей по обеспечению полной укомплектованности библиотечного фонда учебного учреждения учебниками и учебными пособиями по всем обязательным предметам основной образовательной программы, суд пришел к правильному выводу о возложении на данное общеобразовательное учреждение соответствующей обязанности в срок до нового учебного года, т.е. до 01 сентября 2013 года.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на положения статьи 29 Закона РФ "Об образовании" и статьи 23 Закона Ставропольского края от 11.08.1998 года N 21-кз "Об образовании" о том, что количество учебников и учебных пособий, предоставляемых образовательным учреждением, зависит от размера средств бюджета Ставропольского края, выделяемых на эти цели (субвенций), не являются основанием к отмене решения суда, в связи со следующим.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), подпункту 11 пункта 1 статьи 15 и подпункту 11 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования посредством выделения субвенций местным бюджетам отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования.
В соответствии с частью 2 статьи 41 Закона РФ "Об образовании" финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений - на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе.
Следовательно, органы государственной власти субъектов Российской Федерации участвуют в реализации функций социального государства, обязанностей по обеспечению государственных гарантий права на общедоступное и бесплатное дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, а также дополнительное образование в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ.
Действующее законодательство предусматривает необходимость установления соответствующей методики расчета субвенции на реализацию основных общеобразовательных программ.
Однако, порядок направления соответствующих субвенций и особенности осуществления межбюджетных отношений при реализации основных общеобразовательных программ не должны применяться таким образом, чтобы граждане фактически были лишены гарантированного Конституцией Российской Федерации права на общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
В силу прямого указания вышеизложенных норм законодательства образовательное учреждение самостоятельно и должно обеспечивать оснащение образовательного процесса на ступени основного общего и начального общего образования за счет выделяемых бюджетных средств, а также за счет привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств.
Таким образом, суд первой инстанции учел все обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку. Нормы права при разрешении спора применены судом правильно, нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта, не установлено.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туркменского районного суда Ставропольского края от 11 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.