Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Озерова П.П., Строчкиной Е.А.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 января 2013 года дело
по апелляционной жалобе представителя администрации г.Ставрополя Г.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 19 октября 2012 года
по заявлению М. об оспаривании решения органа местного самоуправления
заслушав доклад судьи Озерова П.П.,
УСТАНОВИЛА:
М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления. В последующем заявленные требования были им уточнены.
Просил суд признать незаконным отказ администрации города Ставрополя в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, садоводческое товарищество " ... ", " ... ", с существующего - "под сад" на "под индивидуальный жилой дом". Признать незаконным бездействие Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, выразившееся в неподготовке пакета документов по его заявлению о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, садоводческое товарищество " ... ", " ... ", с существующего - "под сад" на "под индивидуальный жилой дом" и предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства с существующего - "садовый дом" на "индивидуальный жилой дом" и в непередаче пакета документов по заявлению М. в комиссию по землепользованию и застройке города Ставрополя для проведения публичных слушаний. В целях восстановления в полном объеме нарушенных прав М. просил обязать комитет градостроительства администрации г. Ставрополя подготовить и передать в комиссию по землепользованию и застройке города Ставрополя пакет документов, необходимых для проведения публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, садоводческое товарищество " ... ", " ... ", с существующего - "под сад" на "под индивидуальный жилой дом" и предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования объекта капитального строительства, расположенного по адресу: г. Ставрополь, садоводческое товарищество " ... ", " ... ", с существующего - "садовый дом" на " индивидуальный жилой дом".
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 19 октября 2012 года заявление М. об оспаривании решения органа местного самоуправления удовлетворено. Суд признал незаконным отказ (уведомление об отказе) администрации города Ставрополя от 03.08.2012 года в предоставлении муниципальной услуги "Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, садоводческое товарищество " ... ", " ... ", с существующего - "под сад" на "под индивидуальный жилой дом". Признано незаконным бездействие Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, выразившееся в неподготовке пакета документов по заявлению М. о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, садоводческое товарищество " ... ", " ... ", с существующего - "под сад" на "под индивидуальный жилой дом" и его передачи в комиссию по землепользованию и застройке города Ставрополя для проведения публичных слушаний. На комитет градостроительства администрации г. Ставрополя возложена обязанность подготовить и передать в комиссию по землепользованию и застройке города Ставрополя пакет документов, необходимых для проведения публичных слушаний по вопросу предоставления М. разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, садоводческое товарищество " ... ", " ... ", с существующего - "под сад" на "под индивидуальный жилой дом".
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ставрополя Г. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований М. отказать. Полагает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применил нормы материального права, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела.
Указывает, что при подготовке документов установлено, что территория СТ " ... " не соответствует требованиям главы 5 "Жилые зоны" "СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 02.07.91-89*".
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Представитель комитета градостроительства администрации г.Ставрополя в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки не предоставил, и не просил рассмотреть дело в его отсутствии.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в отсутствии представителя комитета градостроительства администрации г.Ставрополя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя администрации г.Ставрополя Ш. по доверенности N " ... " от " ... " года, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заслушав возражения на жалобу М. и его представителя - адвоката С. ордер N " ... " от " ... " года, судебная коллегия находит жалобу подлежащей удовлетворению.
В силу п.1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года "О судебном решении" решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ). Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Обжалуемое решение, не соответствует указанным требования по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что М. является собственником дома, пригодного для постоянного круглогодичного проживания, расположенного по адресу: г. Ставрополь, садоводческое товарищество " ... ", " ... ", площадью " ... " кв.м., этажностью - " ... " этажа. Данное недвижимое имущество принадлежит М. на праве собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. " ... ").
Также в материалах дела имеется свидетельство о праве заявителя на земельный участок с назначением - земли населенных пунктов - под сад, площадью - " ... " кв.м., с кадастровым номером " ... " (л.д. " ... ").
М. обратился в администрацию г.Ставрополя через МКУ "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг" в г.Ставрополе с заявлением о предоставлении условно разрешенного вида использования земельного участка "под индивидуальный жилой дом" вместо разрешенного использования "под сад" и объекта капитального строительства - вместо "садовый дом" - "индивидуальный жилой дом".
03.08.2012 года М. направлено уведомление N " ... " об отказе в предоставлении муниципальной услуги.
В уведомлении указано, что при подготовке документов установлено, что территория СТ " ... " не соответствует требованиям главы 5 "Жилые зоны" СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 02.07.91-89*. Отсутствуют правовые основания для предоставления муниципальной услуги по предоставлению разрешения на условно разрешенный вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м в СТ " ... " N " ... " с "под сад" на "под индивидуальный жилой дом" (л.д. " ... ").
Удовлетворяя заявление М., суд первой инстанции мотивировал свое решение тем, что решение об отказе в предоставлении муниципальной услуги вынесено преждевременно, без соблюдения последовательности действий, определенных административными процедурами по предоставлению услуги.
Судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда по следующим основаниям.
Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности перечислены в статье 8 ГрК РФ.
Согласно пункту 26 статьи 9 Устава города Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 года N 81 к вопросам местного значения города Ставрополя относятся: утверждение генерального плана города Ставрополя, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города Ставрополя документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Ставрополя, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования города Ставрополя, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Ставрополя, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Ставрополя для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Ставрополя.
Правила землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденные решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя", действуют на всей территории муниципального образования города Ставрополя (статья 1 Правил).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Правил данный нормативный акт регламентирует: регулирование землепользования и застройки органами местного самоуправления города Ставрополя; изменение видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами; подготовку документации по планировке территории органами местного самоуправления на территории города Ставрополя; проведение публичных слушаний по вопросам землепользования и застройки; внесение изменений в Правила землепользования и застройки; регулирование иных вопросов землепользования и застройки.
Таким образом, органу местного самоуправления городского округа предоставлено право на осуществление в рамках предоставленных полномочий от имени и в интересах муниципальных образований деятельности по развитию своей территории, регулированию землепользования и застройки в соответствии с установленным градостроительным зонированием, включая и изменение вида разрешенного использования земельного участка.
Земельным кодексом Российской Федерации установлен принцип целевого использования земельных участков, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования земельного участка в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ).
Разрешенное использование земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в пункте 1 статьи 37 ГрК РФ на: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.
Пунктом 3 статьи 37 ГрК РФ определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Как предусмотрено пунктом 4 части 2 статьи 15 Правил на публичные слушания по вопросам землепользования и застройки в городе Ставрополе выносятся: вопросы о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешения на условно разрешенный вид использования).
Между тем, в силу части 6 статьи 19 Правил проведение публичных слушаний не требуется в случаях, когда правообладатели земельных участков и (или) объектов планируют использовать земельные участки и (или) объекты капитального строительства для условно разрешенного вида использования, определенного настоящими Правилами для соответствующей территориальной зоны, и испрашиваемый условно разрешенный вид использования указан в правоустанавливающих документах на земельный участок и (или) объект капитального строительства.
Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, устанавливаемые правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно осуществляются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут осуществляться землепользователем только дополнительно, к основным или условно разрешенным, наряду с ними (вспомогательные виды разрешенного использования). Следовательно, проведение публичных слушаний необходимо при рассмотрении заявления о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в случае, если правообладатели земельных участков и (или) объектов планируют использовать земельные участки и (или) объекты капитального строительства не для основного либо условно разрешенного вида использования, определенного настоящими Правилами для соответствующей территориальной зоны, а для другого вида использования.
Как следует из материалов дела, земельный участок, принадлежащий М. на праве собственности, расположен в зоне Ж-4.
В соответствии с частью 1 статьи 43 Правил Зона Ж-4 "Территории дачных и садоводческих объединений" предназначена для ведения садоводства, огородничества и отдыха в индивидуальном (семейном) порядке, для строительства сооружений как сезонного, так и круглогодичного использования.
Согласно части 2 статьи 43 Правил основными видами разрешенного использования земельных участков в данной зоне являются: садовые и дачные дома; сады, огороды; здания администраций садовых объединений, пункты охраны общественного порядка; жилищно-эксплуатационные объекты, объекты аварийно-диспетчерских служб, связи, охраны порядка и иных технических средств.
Условно разрешенными видами использования являются: индивидуальные жилые дома; предприятия торговли, обслуживания и общественного питания, павильоны для сезонной торговли; открытые гостевые автостоянки; остановки общественного транспорта; резервирование участков для объектов социальной инфраструктуры (часть 3 статьи 43 Правил).
Принимая во внимание, что основными видами разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-4 являются садовые и дачные дома, сады, огороды, рассмотрение вопроса об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка, принадлежащего М. "под сад" на другой, условно разрешенный вид использования в данной зоне "для индивидуального жилищного строительства" является только при соблюдении требований технических регламентов, что прямо предусмотрено ГрК РФ.
Однако, согласно градостроительному заключению N " ... ", территория СТ " ... " не соответствует требованиям главы 5 "Жилые зоны" "СП 42.13330.2011 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 02.07.91-89*" (л.д. 63).
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Однако заявителем не представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемый отказ в предоставлении муниципальной услуги нарушает его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение нельзя признать законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для разрешения настоящего дела установлены, судебная коллегия считает возможным постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований М.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 19 октября 2012 года отменить. Принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении заявления М. об оспаривании решения органа местного самоуправления. Апелляционную жалобу удовлетворить.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.