Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Товчигречко М.М.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя Г.И.В.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 29 июня 2012 года
по заявлению Г.Ю.А. об оспаривании решения комитета градостроительства администрации города Ставрополя об отказе в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.
УСТАНОВИЛА:
Г.Ю.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения комитета градостроительства администрации г.Ставрополя об отказе в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями в районе " ... " по ул." ... " в г.Ставрополе.
В обоснование требований указал, что 08 октября 2009 года он обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства объекта торговли ритуальными принадлежностями рядом с территорией " ... " по ул." ... " в г.Ставрополе.
30 декабря 2009 года на основании данного заявления управлением архитектуры комитета градостроительства администрации г.Ставрополя подготовлено градостроительное заключение N " ... " о возможности предоставления земельного участка площадью " ... " кв.м для указанных целей.
Распоряжением заместителя главы администрации г.Ставрополя -директора комитета градостроительства администрации г.Ставрополя от 30 августа 2010 года N " ... " утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
01 октября 2010 года в газете "Вечерний Ставрополь" N " ... " администрацией города опубликовано информационное сообщение о возможном предоставлении в аренду указанного земельного участка.
Письмом N " ... " от 11 мая 2011 года администрация Промышленного района г.Ставрополя сообщила об отсутствии обращений жителей города по вопросу предоставления испрашиваемого им земельного участка.
31 августа 2010 года составлен акт выбора земельного участка для строительства в г.Ставрополе, согласованный со всеми заинтересованными службами.
Согласно письму Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ставропольскому краю N" ... " от 14 февраля 2011 года земельный участок соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Кроме того, из заключения Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 30 марта 2011 года N " ... " следует, что размещение на земельном участке офисного здания не окажет существенного влияния на окружающую природную среду.
Представив необходимый пакет документов в администрацию г.Ставрополя для утверждения акта выбора земельного участка и предварительного согласования размещения объекта строительства, он получил письменный отказ администрации г.Ставрополя N " ... " от 06 марта 2012 года, подписанный заместителем главы администрации - руководителем комитета градостроительства, в котором указано на невозможность оформления документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта ввиду того, что согласно решению Ставропольской городской Думы от 29 июня 2011 года N 84 приобретение права на заключение договора аренды на земельные участки для размещения объектов торговли осуществляется на конкурсной основе в порядке, предусмотренном ст.ст. 30, 38 Земельного кодекса РФ, исключительно на торгах.
Полагает такой отказ противоречащим требованиям статей 29-31 Земельного кодекса РФ, предусматривающим возможность предоставления земельного участка без проведения торгов при соблюдении процедуры предварительного согласования места размещения объекта.
Просил признать незаконным отказ администрации г.Ставрополя от 06.03.2012 года N " ... " в оформлении документов о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями в районе " ... " по ул." ... " в г.Ставрополе; обязать администрацию г.Ставрополя утвердить акт выбора земельного участка от 31.08.2010 года N" ... " для строительства в г.Ставрополе и предоставить ему спорный земельный участок в аренду для строительства объекта торговли ритуальными принадлежностями (л.д." ... ").
Впоследствии Г.Ю.А., действуя через своего представителя по доверенности П.Т.А., в дополнение к заявлению указал, что 06.06.2012 года земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера " ... ".
Уточнив требования, заявитель просил признать незаконным отказ администрации г.Ставрополя от 06.03.2012 года N " ... " в оформлении документов о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями в районе " ... " по ул." ... " в г.Ставрополе; обязать администрацию г.Ставрополя утвердить акт выбора земельного участка от 31.08.2010 года N " ... " для строительства в г.Ставрополе и предоставить ему в аренду земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м для строительства объекта торговли ритуальными принадлежностями, расположенный по вышеуказанному адресу (л.д." ... ").
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 29 июня 2012 года заявление Г.Ю.А. удовлетворено.
Признано незаконным решение администрации г.Ставрополя, изложенное в отказе от 06.03.2012 года N " ... " в оформлении документов о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями по ул." ... " в г.Ставрополе.
На администрацию г.Ставрополя возложены обязанности утвердить акт выбора земельного участка от 31.08.2010 года N " ... " для строительства в г.Ставрополе и предоставить Г.Ю.А. в аренду земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м для строительства объекта торговли ритуальными принадлежностями в районе " ... " по ул." ... " в г.Ставрополе.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ставрополя Г.И.В. считает решение суда незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, указывая, что судом нарушены нормы процессуального права, поскольку суд при вынесении решения неправильно определил и не доказал обстоятельства, имеющие значение для дела, сделал несоответствующие обстоятельствам дела выводы, а также неверно применил нормы материального права. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Возражений на жалобу не поступило.
Заявитель Г.Ю.А., представители администрации г.Ставрополя и комитета градостроительства администрации г.Ставрополя, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки не предоставили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Принимая во внимание, что лица, участвующие деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Г.Ю.А. - П.Т.А., действующую по доверенности " ... " от 14.05.2012 года (л.д." ... "), считавшую решение суда законным и обоснованным и просившую отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении возникшего спора судом первой инстанции допущены указанные выше нарушения.
Удовлетворяя заявленные Г.Ю.А. требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности оспариваемого решения администрации г.Ставрополя об отказе в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями, поскольку исходил из того, что такое решение противоречит требованиям земельного законодательства о предоставлении земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта строительства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, принимая решение, суд, сославшись на ч.1 ст. 4 Гражданского кодекса РФ о недопустимости обратной силы актов гражданского законодательства применительно к отношениям, возникшим до введения их в действие, указал, что решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 года N 84, положенное в основу оспариваемого заявителем отказа в предоставлении ему муниципальной услуги по оформлению документов на земельный участок, не может применяться к возникшим спорным правоотношениям, поскольку администрацией г.Ставрополя нарушены сроки рассмотрения заявления Г.Ю.А. о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта строительства.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они основаны на неверном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также на неправильной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
В соответствии с п.1 ст.30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Из содержания п.3 указанной статьи следует, что земельные участки для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов предоставляются в аренду.
Пунктом 5 названной выше статьи Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта; проведение работ по формированию участка; государственный кадастровый учет участка; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном п.4 ст.30 ЗК РФ.
Согласно п.1 ст.31 ЗК РФ каждый гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства объекта нежилого назначения, имеют право обратиться с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствующий орган местного самоуправления, который обязан обеспечить такой выбор.
На стадии выбора земельного участка орган местного самоуправления на основании указанного заявления обеспечивает выбор участка, учитывая при этом данные документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями (п.2 ст. 31 ЗК РФ).
В силу пунктов 5 и 6 ст.31 ЗК РФ результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
В соответствии с п.3 ст.31 ЗК РФ после определения участка, подходящего для строительства объекта, в отношении которого заинтересованным лицом подано заявление, органы местного самоуправления городских и сельских поселений обязаны информировать население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
По смыслу данного положения такое информирование призвано обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества (ст. 1 ЗК РФ).
Следовательно, публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.
Именно на этой стадии населением и юридическими лицами могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию.
При этом ЗК РФ не ограничивает существование указанного права во времени моментом обращения первого из заинтересованных лиц с заявлением в орган местного самоуправления и не устанавливает каких-либо критериев приоритета или отбора при множественности претендентов.
Однако порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта в случае, если на данный земельный участок претендуют несколько лиц, Земельным кодексом РФ не урегулирован. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов (в случае их наличия), это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренном статьей 31 ЗК РФ, и в рамках процедуры предоставления земельных участков для строительства. В такой ситуации право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам п.4 ст.30 ЗК РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в п.11 ст.1 ЗК РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость процедуры предоставления земельного участка конкурентному лицу.
Исходя из системного толкования предусмотренных ст. 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.
В соответствии с подп.3 п.4 ст.30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства осуществляется путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. При этом передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка.
Согласно п.8 ст.31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием для последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
При этом в силу п.2 ст.32 ЗК РФ орган местного самоуправления именно на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенной нему кадастровой карте (плану) земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.
Следовательно, основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка в аренду для строительства являются два самостоятельных заявления заинтересованного лица: первое - заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта; второе - заявление о предоставлении земельного участка под строительство с обязательным приложением кадастровой карты (плана) испрашиваемого участка.
Имеющимися в материалах дела доказательствами подтверждается нарушение положений указанных выше норм закона.
Из материалов дела следует, что 08.10.2009 года в администрацию г.Ставрополя поступило единственное заявление Г.Ю.А. о выделении земельного участка рядом с территорией " ... " по ул." ... " в г.Ставрополе для благоустройства и ведения предпринимательской деятельности и размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями (л.д." ... ").
На основании данного заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта органом местного самоуправления в лице комитета по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя и комитета градостроительства администрации г.Ставрополя обеспечен выбор участка, результаты которого оформлены в соответствии с требованиями статьи 31 ЗК РФ актом о выборе земельного участка для строительства в г.Ставрополе N " ... " от 31 августа 2010 года (л.д." ... ").
Согласно частям 1 и 2 ст.32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками заинтересованных лиц и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета. Решение о предоставлении земельного участка для строительства принимается уполномоченным органом после осуществления кадастрового учета.
По смыслу приведенных норм, решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет. Лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка, осуществляет все предусмотренные законом процедуры (проведение кадастровых работ, государственный кадастровый учет участка, принятие решения о предоставлении его в аренду для строительства) в указанный (трехлетний) срок.
Как следует из материалов дела, государственный кадастровый учет испрашиваемого заявителем земельного участка осуществлен 06.06.2012 года с присвоением ему кадастрового номера " ... " (л.д." ... ").
Вместе с тем, в нарушение вышеизложенных требований п.2 ст.32 ЗК РФ заявление Г.Ю.А. о предоставлении ему в аренду земельного участка, расположенного рядом с территорией " ... " по ул." ... " в г.Ставрополе, под строительство объекта торговли ритуальными принадлежностями с указанием площади участка, его кадастрового номера и с приложением кадастрового паспорта испрашиваемого участка в администрацию г.Ставрополя не подавалось. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о нарушении администрацией города сроков рассмотрения заявления Г.Ю.А. (более двух лет с момента подачи заявления о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта от 08.10.2009 года до принятия оспариваемого решения от 06.03.2012 года N " ... ") следует признать ошибочным, основанным на неверной оценке фактических обстоятельств дела и противоречащим требованиям ст. 32 ЗК РФ.
Учитывая вышеизложенные требования действующего земельного законодательства, а также принимая во внимание, что кадастровый учет земельного участка, расположенного в районе " ... " по ул." ... " в г.Ставрополе, осуществлен заявителем только в июне 2012 года, судебная коллегия полагает, что суд пришел к необоснованному выводу о недопустимости распространения действия решения Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 года N 84 на возникшие спорные правоотношения, связанные с отказом органа местного самоуправления в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения на нем объекта торговли.
Согласно п.1.1. статьи 30 ЗК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в собственности субъектов Российской Федерации земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они вправе распоряжаться, осуществляется исключительно на торгах.
Решением Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 года N 84, принятым в соответствии с указанной выше нормой, установлен перечень случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города Ставрополя, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города Ставрополя имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах. К таким случаям, предусмотренным пунктом 1 данного Решения, отнесены, помимо прочих, и случаи размещения на перечисленных земельных участках объектов торговли (в том числе торговых павильонов, сблокированных с автобусными остановками), общественного питания, бытового обслуживания, гостиничного хозяйства и складских объектов.
В этой связи, учитывая, что решения органов государственной власти субъектов РФ, принятые в соответствии с действующим федеральным законодательством, являются обязательными для исполнения органами местного самоуправления на территории данного субъекта РФ, судебная коллегия полагает, что оспариваемый заявителем отказ администрации г.Ставрополя в оформлении документов о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта торговли не противоречит действующему законодательству РФ и законодательству Ставропольского края, а также не нарушает прав и законных интересов Г.Ю.А., а потому у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения его требований.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст. 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст. ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Анализируя фактические обстоятельства дела, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда первой инстанции об удовлетворении требований Г.Ю.А. о признании незаконным решения администрации г.Ставрополя от 06.03.2012 года N " ... " об отказе в оформлении документов о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями по ул." ... " в г.Ставрополе и возложении на администрацию г.Ставрополя обязанности утвердить акт выбора земельного участка от 31.08.2010 года N " ... " для строительства в г.Ставрополе и предоставить Г.Ю.А. в аренду земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м для строительства объекта торговли ритуальными принадлежностями не отвечает указанным выше требованиям, в связи с чем подлежит отмене.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения и разрешения дела установлены, однако суд первой инстанции, не дал им надлежащей правовой оценки и неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что привело к судебной ошибке, установления каких-либо новых обстоятельств и их доказывания не требуется, судебная коллегия находит возможным, отменяя постановленный судебный акт, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Г.Ю.А.., не переходя к рассмотрению спора по правилам производства в суде первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 29 июня 2012 года отменить, принять по делу новое решение: отказать в удовлетворении заявления Г.Ю.А. о признании незаконным решения администрации города Ставрополя от 06.03.2012 года N " ... " об отказе в оформлении документов о выборе земельного участка площадью " ... " кв.м и предварительном согласовании места размещения объекта торговли ритуальными принадлежностями по улице " ... " в городе Ставрополе и возложении на администрацию города Ставрополя обязанности утвердить акт выбора земельного участка от 31.08.2010 года N " ... " для строительства в городе Ставрополе и предоставить Г.Ю.А. в аренду земельный участок с кадастровым номером " ... " площадью " ... " кв.м для строительства объекта торговли ритуальными принадлежностями по улице " ... " в городе Ставрополе.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.