Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Товчигречко М.М., Шеховцовой Э.А.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 12 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации г. Ставрополя Я.А.А.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23 ноября 2012 года
по делу по заявлению Я.Г.В. к администрации г. Ставрополя, о признании незаконным отказа администрации г. Ставрополя в предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства, обязании администрации г. Ставрополя предоставить Я.Г.В. в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
Я.Г.В. обратилась в Октябрьский районный суд города Ставрополя с заявлением об оспаривании действий администрации г. Ставрополя, возложении обязанности предоставить земельный участок, обосновав свое заявление тем, что она проживает в г. Ставрополе, является инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-2011 N " ... ".
Согласно абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. На ее обращение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства администрация г. Ставрополя ответила отказом, что подтверждается письмом от 1 октября 2012 года.
Считает, что администрацией г. Ставрополя нарушается ее конституционное право на жилище, предусмотренное в ст. 40 Конституции РФ, а также право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Просила признать незаконными действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в первоочередном порядке предоставить ей земельный участок для индивидуального жилищного строительства, обязать администрацию г. Ставрополя предоставить в первоочередном порядке ей, как инвалиду, в долгосрочную аренду без проведения торгов, земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя и площадью в соответствии с нормами предоставления земельных участков на территории г. Ставрополя в порядке абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23 ноября 2012 года заявление Я.Г.В. удовлетворено. Действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в первоочередном порядке предоставлении Я.Г.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства признаны незаконными. На администрацию г. Ставрополя возложена обязанность по предоставлению в первоочередном порядке Я.Г. В., как инвалиду, в долгосрочную аренду без проведения торгов, земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя и площадью в соответствии с нормами предоставления земельных участков на территории г. Ставрополя.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя по доверенности Я.А.А. просит решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23 ноября 2012 года отменить, в удовлетворении требований Я.Г.В. - отказать. Указывает на неправильное применение норм материального права.
Возражений на данную жалобу не поступило.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, доказательств в обоснование уважительности причин не явки в судебное заседание не представили, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации города Ставрополя Ж.М.В., поддержавшую доводы жалобы, представителя Я.Г.В. - К.М.А., просившего решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения постановленного по делу решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Согласно п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления с приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.Предоставление земельных участков для строительства на территории г. Ставрополя является исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п. 14 ч. 2 ст. 52 Устава г. Ставрополя, ст. 29 ЗК РФ).
В соответствии со ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии со ст. 30.1 ЗК РФ, земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.
Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Из материалов дела следует, что Яровая Г.В., являясь инвалидом 3 группы, обратилась в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении земельного участка под ИЖС в рамках абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на условиях долгосрочной аренды.
1.10.2012 года Комитетом градостроительства администрации г. Ставрополя в адрес Я.Г.В. было направлено письмо с указанием на то обстоятельство, что вопрос о предоставлении Я.Г.В. земельного участка может быть рассмотрен после принятия соответствующего федерального нормативного правового акта или нормативного правового акта Ставропольского края.
Администрация г. Ставрополя отказала в предоставлении земельного участка Я.Г.В. для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке на основании абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Установив изложенное, суд правильно указал на то, что исходя из положений п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.07.1996 года N 901, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками в установленном порядке органами местного самоуправления. Не исключается и заключение договора аренды земельного участка. Данное право, указанное в ст. 17 ФЗ РФ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", по своей сути, является льготой, поскольку исключает необходимость выкупать земельный участок по наибольшей цене, предложенной в ходе торгов (аукциона), и, как это следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 13 октября 2009 года N 1127-О-О, данная льгота реализуется гражданами на практике.
Согласно ст. 48 Устава г. Ставрополя администрация г. Ставрополя является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления г. Ставрополя и осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, настоящим Уставом, а также муниципальными правовыми актами г. Ставрополя.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих", исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязании соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с указанным Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, суд, принимая решение об удовлетворении заявления, возлагает на орган или должностное лицо обязанность в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия. Названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции на законных основаниях пришел к выводу, что установлена в ходе рассмотрения дела незаконность действий администрации г. Ставрополя, выраженных в отказе в предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в пределах границ г. Ставрополя по договору аренды в порядке ст. 30.1 ЗК РФ, абз. 14 ст. 17 ФЗ РФ N 181 "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в связи с чем, заявление Я.Г.В. в части признания указанных действий администрации г. Ставрополя незаконным, обязании администрации г. Ставрополя устранить допущенные нарушения закона, подлежит удовлетворению.
Судебная коллегия полагает решение законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда, с которыми согласилась судебная коллегия, и не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 23 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.