Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Товчигречко М.М., Шеховцовой Э.А.
при секретаре Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 февраля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Л.И.А. Ш.В.Н.
на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 26 января 2013 года
по делу по заявлению А.А.В. о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края N 71/749 от 14 января 2013 года "О регистрации А.А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... "", отмене регистрации кандидата в депутаты Думы муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному округу А.А.В., обязании Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края зарегистрировать А.А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... ",
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
А.А.В. обратилась в Шпаковский районный суд с вышеуказанным заявлением, указав, что 14 января 2013 года ТИК Шпаковского района принято постановление N 71/749 "О регистрации А.А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... "".
Получив протокол заседания ТИК Шпаковского района от 14 января 2013 года N 71, на повестке дня которого слушался вопрос о регистрации А.А.В. кандидатом в депутаты, увидела, что согласно листу регистрации, присутствующих на данном заседании членов ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса, зарегистрировано 8 человек: А.Х.М., М.А.Ф., М.Т.А., П.Е.Е., П.М.Н., Т.С.Н., Т.Г.Г. и Я.В.В.
Вместе с тем, в протоколе заседания ТИК Шпаковского района от 14 января 2013 года N 71 указано, что присутствовало и голосовало 7 членов ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса, а именно все ранее перечисленные члены, за исключением Я.В.В.
В случае если указанный член ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса Я.В.В. действительно отсутствовал и не голосовал на заседании ТИК Шпаковского района от 14 января 2013 года N 71, то Постановление ТИК Шпаковского района от 14 января 2013 года N 71/749 является незаконным в связи с его принятием неправомочным коллегиальным органом и вопрос о регистрации кандидатом в депутаты А.А.В. требует повторного рассмотрения правомочным коллегиальным органом - ТИК Шпаковского района по следующим основаниям.
В соответствии с Перечнем и количественным составом территориальных избирательных комиссий новых составов, формируемых в Ставропольском крае в 2010 году, утвержденным Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 24 сентября 2010 года N 61/888, ТИК Шпаковского района состоит из 14 членов с правом решающего голоса.
В соответствии с п. п. 1, 2, 11, 13 ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее по тексту Федеральный Закон) п. п. 26, 38 Регламента территориальной избирательной комиссии, сформированной на территории Ставропольского края, утвержденного Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 28 ноября 2009 года N 47/699, деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Заседание иной комиссии, в том числе территориальной избирательной комиссии, является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
Просила суд признать незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края N 71/749 от 14 января 2013 года "О регистрации А.А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... "", отменить регистрацию кандидата в депутаты Думы муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному округу А.А.В., обязать Территориальную избирательную комиссию Шпаковского района Ставропольского края обязать зарегистрировать А.А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... ".
Решением Шпаковского районного суда от 26 января 2013 года заявление А. А.В. о признании незаконным постановления Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района Ставропольского края N 71/749 от 14 января 2013 года "О регистрации А.А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... "", отмене регистрации кандидата в депутаты Думы муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному округу А.А.В., возложении и обязанности на ТИК Шпаковского района Ставропольского края зарегистрировать А.А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... " удовлетворено.
Признано незаконным постановление Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района от 14 января 2013 года N 71/749 "О регистрации А.А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... "". Отменена регистрация кандидата в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... " А.А.В.
ТИК Шпаковского района обязана зарегистрировать А.А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... ".
В апелляционной жалобе Л.И.А. просит решение суда отменить, указывает на то, что заявителем допущены иные нарушения избирательного законодательства, которые являются основанием для отказа в регистрации А. А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... "
В возражениях на жалобу А.А.В. указывает на обоснованность выводов суда и отсутствие оснований для его отмены.
Л.И.А. в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, доказательств в обоснование уважительности причин неявки в судебное заседание не представил.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, доказательств в обоснование уважительности причин не явки в судебное заседание не представили, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Л.И.А. Ш.В.Н. поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ТИК Шпаковского района Я.В.В. считавшего, что доводы апелляционной жалобы подлежат удовлетворению, а также А.А.В. просившую оставить решение Шпаковского районного суда без изменения, заключение прокурора Л.Е.В. об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены постановленного по делу судебного акта, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения.
Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства дела.
Судом установлено, что в связи с досрочным прекращением полномочий депутата муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края Р.В.И. на основании Решения Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края от 18 декабря 2012 года N 160 "О назначении дополнительных выборов депутата Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... "" на 10 марта 2013 года назначены дополнительные выборы депутата Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... ".
Данное Решение Думы МО г. Михайловска от 18 декабря 2012 года N 160 опубликовано в официальном печатном издании - газете "" ... "" 21 декабря 2012 года N 51 (698).
Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 03 октября 2012 года N 65/635-5 "О возложении полномочий избирательной комиссии муниципального образования города Михайловска на территориальную избирательную комиссию Шпаковского района", Постановлением ТИК Шпаковского района от 18.12.2012 г. N 70/734 "О возложении полномочий окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N " ... " по дополнительным выборам депутата Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... " на территориальную избирательную комиссию Шпаковского района" полномочия избирательной комиссии муниципального образования города Михайловска, окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа N " ... " по дополнительным выборам депутата Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... " возложены на ТИК Шпаковского района.
В соответствии с требованиями п. п. 1, 2 ст. 33 Федерального Закона о выдвижении кандидата избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Законом N 67-ФЗ, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Судом установлено, что 31 декабря 2012 года в ТИК Шпаковского района поступило заявление А.А.В. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... "
Содержание данного заявления А.А.В. соответствует требованиям п. 2 ст. 33 Федерального Закона, а именно в нем содержатся следующие сведения: фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий).
В соответствии с требованиями п. 2 ст. 33 Федерального Закона к указанному заявлению о согласии баллотироваться приложены необходимые документы: копия паспорта гражданина Российской Федерации - А.А.В. серии " ... "N " ... " на 11 листах, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, - диплом серии " ... " N " ... " на 3 листах, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) - копия трудовой книжки серии " ... "N " ... " на 21 листах, удостоверения адвоката от " ... " " ... " 2009 года N " ... " на 1 листе. Данные обстоятельства подтверждаются представленными ТИК Шпаковского района в материалы дела документами, поступление данных документов в ТИК Шпаковского района подтверждается описью документов от 31 декабря 2012 года.
Таким образом, в силу п. 2 ст. 33 Федерального Закона ТИК Шпаковского района считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат А.А.В. считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным Законом с 31 декабря 2012 года.
А.А.В. в порядке п. 1.1 ст. 38 Федерального Закона сданы 10 января 2013 года - справка из Адвокатской палаты Ставропольского края от " ... " января 2013 года N " ... ", и " ... " января 2013 года - справка адвоката А.А.В., подтверждающие сведения заявления А.А.В. об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а именно статусе адвоката в адвокатском кабинете.
ТИК Шпаковского района исследованы представленные для выдвижения кандидатом в депутаты документы А.А.В. на заседании комиссии 14 января 2013 года, в них нарушений не установлено, что подтверждается протоколом заседания комиссии от 14 января 2013 года N 71. Ранее в порядке п. 1.1 ст. 38 Федерального Закона А.А.В. не предлагалось ТИК Шпаковского района дополнить документы и (или) содержащиеся в них сведения.
Таким образом, документы А.А.В. для ее выдвижения кандидатом в депутаты муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края полностью соответствуют требованиям п. 2 ст. 33 Федерального Закона и представлены в ТИК Шпаковского района в установленный законом срок для выдвижения.
05 января 2013 года А.А.В. в ТИК Шпаковского района представлены документы для ее регистрации кандидатом в депутаты - подписные листы в количестве 15 листов с подписями избирателей в количестве 15 подписей, и протоколы в 2 экземплярах об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата А.А.В., что подтверждается представленными ТИК Шпаковского района в материалы дела документами. Получение ТИК Шпаковского района данных документов от кандидата А.А.В. подтверждается описью документов от 05 января 2013 года и подтверждением приема подписных листов от 05 января 2013 года, представленных ТИК Шпаковского района.
Согласно п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38 Федерального Закона в поддержку выдвижения кандидатов могут собираться подписи избирателей в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального Закона, за исключением случая, предусмотренного п. 1.1 ст. 37 Федерального Закона, но не может составлять менее 10 подписей. Количество представляемых для регистрации кандидата подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата не более чем на 10 процентов, если иное не установлено федеральным законом. Если для регистрации кандидата требуется представить менее 40 подписей, количество представляемых подписей избирателей может превышать количество подписей, необходимое для регистрации кандидата, не более чем на четыре подписи.
Количество избирателей в одномандатном избирательном округе N 14 составляет 2256 человек. В соответствии с требованиями п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38 Федерального Закона, Постановлением ТИК Шпаковского района от 18 декабря 2012 года N 70/741 "О количестве подписей избирателей, необходимом для регистрации кандидата в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... "" установлено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N " ... " в количестве 11 подписей избирателей и максимальное количество - 15 подписей.
Таким образом, кандидатом А.А.В. в ТИК Шпаковского района сдано 15 подписных листов с 15 подписями избирателей в соответствии с требованиями п. 1 ст. 37, п. 2 ст. 38 Федерального Закона, Постановления ТИК Шпаковского района от 18 декабря 2012 года N 70/741.
Согласно итоговому протоколу проверки подписных листов с подписями избирателей от 10 января 2013 года 13 подписных листов с 13 подписями избирателей признаны действительными и достоверными; 2 подписных листа с 2 подписями избирателей признаны недействительными на основании пп. пп. "е", "ж" п. 6.4 ст. 38 Федерального Закона. Количество достоверных и действительных подписей в количестве 13 является достаточным для регистрации кандидата А.А.В., что отражено в указанном выше итоговом протоколе ТИК Шпаковского района.
Таким образом, А.А.В. выполнены все требования и представлены все необходимые документы, соответствующие требованиям Федерального Закона, для ее выдвижения и регистрации ТИК Шпаковского района кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края. А.А.В. нарушений закона не допущено.
Вместе с тем, ТИК Шпаковского района нарушены избирательные права кандидата А.А.В. и требования п. п. 1, 2, 11, 13 ст. 28 Федерального закона, в соответствии с которыми предусмотрено, что деятельность комиссий осуществляется коллегиально. Комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Заседание иной комиссии, в том числе территориальной избирательной комиссии, является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии о регистрации кандидатов принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии с Перечнем и количественным составом территориальных избирательных комиссий новых составов, формируемых в Ставропольском крае в 2010 году, утвержденным Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 24 сентября 2010 года N 61/888, ТИК Шпаковского района состоит из 14 членов с правом решающего голоса.
Согласно Списку членов ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса, утвержденному Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 12 ноября 2010 года N 65/920 (с изменениями, внесенными Постановлениями Избирательной комиссии Ставропольского края от 19 января 2012 года N 31/422-5, от 27 января 2012 года N 32/442-5, от 07 ноября 2012 года N 67/658-5, от 29 ноября 2012 года N 69/679-5), в состав членов ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса входят: 1) А.Х.М., 2) К.Л.С., 3) М.Е.А., 4) М.И.И., 5) М.А.Ф., 6) М.Т.А., 7) П.Е.Е., 8) П.М.Н., 9) С.А.А., 10) Т.С.Н., 11) Т.А.А., 12) Т.Г.Г., 13) Щ.С.А., 14) Я.В.В.
Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 12 ноября 2010 года N 65/921 "О назначении председателя территориальной избирательной комиссии Шпаковского района" председателем ТИК Шпаковского района назначен Щ.С.А.
Таким образом, в соответствии с 11, 13 ст. 28 Федерального Закона заседание ТИК Шпаковского района является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса; решения ТИК Шпаковского района о регистрации кандидатов считаются принятыми большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Следовательно, ТИК Шпаковского района правомочна заседать и принимать решения о регистрации кандидатов с учетом его состава из 14 членов с правом решающего голоса в составе большинства, то есть от 8 до 14 членов ТИК Шпаковского района от установленного количества 14 членов с правом решающего голоса.
Согласно протоколу заседания ТИК Шпаковского района от 14 января 2013 года N 71, на повестке дня которого слушался вопрос о регистрации А.А.В. кандидатом в депутаты, в данном заседании ТИК Шпаковского района присутствовало и голосовало 7 членов ТИК Шпаковского района с правом решающего голоса: А.Х.М., М.А.Ф., М.Т.А., П.Е.Е., П.М.Н., Т.С.Н., Т.Г.Г., то есть половина от установленного количества членов с правом решающего голоса, а не большинство.
Таким образом, заседание ТИК Шпаковского района являлось неправомочным, а решение о регистрации А.А.В. кандидатом в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края принятым незаконно неправомочным коллегиальным органом.
Оценивая доводы представителя заинтересованного лица Л.И.А. по доверенности Ш.В.Н., о том что А.А.В. в нарушение п. 2 ст. 33 Федерального Закона одновременно с заявлением о согласии баллотироваться не представила документ, подтверждающий место работы и должность, суд исходит из следующего.
Согласно п. 1 ст. 15.1 Закона Ставропольского края N 37-кз регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Для регистрации кандидат или лица, уполномоченные представлять кандидата, не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени представляет в эту избирательную комиссию документы, предусмотренные Федеральным законом.
Таким образом, п. 1 ст. 15.1 Закона Ставропольского края N 37-кз прямо предусмотрено право кандидата на представление в избирательную комиссию любых документов, необходимых для его регистрации не позднее чем за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
Кандидатом А.А.В. 10 января 2013 года в ТИК Шпаковского района представлена справка из Адвокатской палаты Ставропольского края от " ... " января 2013 года N " ... "6 и " ... " января 2013 года - справка адвоката А.А.В., подтверждающие сведения заявления А.А.В. об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий) - адвоката в адвокатском кабинете.
Данные документы представлены А.А.В. не позднее чем за 45 дней до дня голосования (до 23 января 2013 года); в период, предусмотренный для выдвижения кандидатов в депутаты Думы муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края - с 22 декабря 2012 года по 16 января 2013 года; и до осуществления, а именно за 3-4 дня соответственно, до регистрации А.А.В. кандидатом в депутаты - 14 января 2013 года
В соответствии с п. 1.1 ст. 38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и представленные в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 33 Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
Из содержания п. 2 Постановления Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 23 марта 2007 г. N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в1", "в2" п. 24, подпунктов "б1", "б2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что в соответствии с п. 1.1 ст. 38 Федерального закона кандидат в случае самостоятельного выявления отсутствия в представленных ими документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) несоблюдения требований закона к оформлению таких документов не позднее чем за день до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата вправе:
1) уточнять и дополнять сведения, содержащиеся в документах, представленных в соответствии с п. п. 2, 3 ст. 33 Федерального закона, а также в иных документах (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленных в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата и их регистрации;
2) исправлять недостатки в оформлении документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, иным законом для уведомления избирательной комиссии о выдвижении и для регистрации кандидата, за исключением подписных листов, вплоть до замены документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, иного закона.
Если кандидатом производится уточнение представленных ранее сведений, требующих в соответствии с Федеральным законом, иным законом документального подтверждения, кандидат обязан представить документы, подтверждающие указанные сведения.
Из п. 2.3 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 01 июня 2010 года N 784-О-О следует, что п. 1.1 ст. 38 Федерального закона предусматривает право кандидата в течение срока, определенного для выдвижения, вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, и в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), а также обязанность избирательной комиссии извещать кандидата о неполноте сведений о кандидате или несоблюдении требований закона к оформлению документов. По своему смыслу данные законоположения, как призванные гарантировать гражданам Российской Федерации реализацию конституционного права на участие в выборах, предполагают право кандидата восполнить недостающие сведения и обязанность избирательной комиссии уведомить его о неполноте представленных сведений, независимо от того, чем обусловлена эта неполнота - недостаточным отражением необходимых сведений в представленных документах или же непредставлением какого-либо документа или документов.
Указанный недостаток выявлен не ТИК Шпаковского района, а самостоятельно устранен А.А.В. в предусмотренный законом срок, до принятия избирательной комиссией решения о регистрации.
С учетом изложенного вывод суда о правомерности представления кандидатом А.А.В. в порядке п. 1.1 ст. 38 Федерального Закона, п. 1 ст. 15.1 Закона Ставропольского края N 37-кз дополнительно документов, подтверждающих сведения о месте работы кандидата, как восполняющие неполноту представленных ранее сведений о кандидате, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, следует признать обоснованным.
Доводы представителя заинтересованного лица Ш.В.Н. о недостаточном количестве действительных подписей в поддержку кандидата А.А.В. не нашел подтверждения в ходе судебного разбирательства по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 10 Закона Ставропольского края, а также п. 6.4 ст. 38 Федерального Закона недействительными признаются подписи, в том числе:
- подписи избирателей, участников референдума без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, участником референдума своей подписи в подписной лист;
- подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно;
- подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;
- все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидата, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно.
Из указанных норм вытекает, что неоговоренные исправления в подписном листе могут свидетельствовать о нарушении закона в части порядка заполнения и удостоверения подписного листа, что означает, что все исправления, произведенные в подписном листе, должны быть специально оговорены уполномоченным на то лицом.
Подписные листы 2 и 6 с подписями признаны недействительными решением ТИК Шпаковского района, что подтверждается итоговым протоколом проверки подписей избирателей от 10 января 2013 года, что также не оспаривалось самим заявителем. В связи с этим повторное исследование указанных подписных листов судом не имеет правового значения для рассматриваемого дела.
В соответствии с п. 11 ст. 37 Федерального Закона избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
При этом в силу п. 5 ст. 2 Федерального Закона под адресом места жительства понимается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В подписных листах, представленных для регистрации А.А.В., все указанные в п. 5 ст. 2 Закона N 67-ФЗ сведения об адресах избирателей указаны.
В соответствии с требованиями п. 5 ст. 2 Федерального Закона должен быть указан номер дома. Данные обязательные в силу закона сведения во всех подписных листах с подписями избирателей имеются; во всех сведениях об адресе избирателей номера домов, где они зарегистрированы по месту жительства, указаны. Обязанности на указание сведений "номер дома" с обязательным применение слов "д. или дом" законом не установлено.
С учетом изложенного сведения об адресах избирателей, содержащиеся в подписных листах, представленных кандидатом А.А.В., являются соответствующими закону, а подписные листы NN1, 3, 4, 5, 8, 9, 10, 12, 13, 14,15 - действительными по указанному основанию.
Не могут быть признаны недействительными подписные листы NN 5, 7, 8, 12 по заявленным основаниям, поскольку при визуальном обозрении указанных подписных листов в судебном заседании неоговоренных исправлений в подписных листах 5, 7, 8, 12 не установлено. В силу п. 6.6 ст. 38 Федерального Закона наличие помарки не может служить основанием для признания подписи избирателя недействительной. Имеющиеся в указанных подписных листах помарки, вызванные небрежностью при написании, индивидуальностью почерка и используемой авторучки, не препятствуют прочтению и достоверности указанных сведений.
Подписной лист N 3 в сведениях об адресе избирателе содержит сокращение слов "Ставроп. край" и "Шпаков. р-н".
Судебная коллегия не соглашается с выводом суда о действительности подписи избирателя на данном подписном листе, поскольку закон содержит требование указать наименование субъекта РФ района, города, иного населенного пункта. Указанная подпись является недействительной и не учитывает при принятии решения о достаточности подписей для регистрации кандидата.
Подписной лист 15 в сведениях об адресе избирателе в словах "Шпаковского района" избирателем допущена грамматическая ошибка при склонении данных слов. Вместе с тем, законом не установлены основания для признания подписей избирателей недействительными в связи с допущенными грамматическими, орфографическими и иными ошибками русского языка.
Таким образом, общее количество действительных подписей, предоставленных кандидатом А.А.В., составляет 12, что на одну подпись превышает необходимый минимум подписей, установленный постановлением Территориальной избирательной комиссии Шпаковского района N 70/741 от 18 декабря 2012 года.
При данных обстоятельствах вывод суда о необоснованности доводов представителя заинтересованного лица Ш.В.Н. об отсутствие необходимого количества достоверных подписей избирателей в поддержку кандидата А.А.В. следует признать правильным.
Иные доводы Ш.В.Н. не имеют правового значения для рассматриваемого дела, и основаны на неверном толковании и применении норм права.
Согласно п. п. 1, 2, 5 ст. 75, п. 6 ст. 76 Федерального Закона решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных Законом N 67-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 261 ГПК РФ суд признает оспариваемое решение или действие (бездействие) избирательной комиссии незаконным, если установлена обоснованность заявления, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права. Решение суда, вступившее в законную силу, направляется председателю избирательной комиссии и подлежит реализации в указанные судом сроки по правилам, установленным ч. 2 ст. 206 ГПК РФ.
Признав обоснованными доводы заявления и удовлетворив требования, суд избрал способ восстановления нарушенного права, позволяющий в полной мере устранить нарушенные права заявителя.
Суд дал правовую оценку имеющимся в деле доказательствам. Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильности выводов судов, направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судом, что не входит в полномочия суда апелляционной инстанции. Выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушения, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов, не установлены.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шпаковского районного суда от 26 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.