Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Строчкиной Е.А.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 02 апреля 2013 года дело по апелляционным жалобам представителя Комитета градостроительства администрации города Ставрополя Б. С.И. и представителя администрации города Ставрополя С. З.Н.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 19 декабря 2012 года
по заявлению А. Я. М., заинтересованные лица: администрация г. Ставрополя, Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, обязании устранить допущенные нарушения
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
А. Я.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, возложении обязанности устранить допущенные нарушения, указав, что постановлением главы администрации города Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года N " ... " ему предоставлен в аренду на " ... " года земельный участок площадью " ... " кв.м. для размещения временного сооружения - кафе в районе здания N " ... " по ул. " ... " в квартале " ... " без права капитального строительства.
В соответствии с вышеуказанным постановлением заключен договор аренды от " ... "." ... "." ... " года N " ... " сроком до " ... "." ... "." ... " года, который прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
Он обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о представлении муниципальной услуги "изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования" и просил изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. " ... ", ул. " ... " (в районе здания N " ... "), площадью " ... " кв.м. с "для размещения временного сооружения-кафе" на "объект культурно-развлекательного назначения, обслуживания населения".
Уведомлением N " ... "от " ... "." ... "." ... " года за подписью и.о. заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя С. В.А. в предоставлении муниципальной услуги отказано по следующим основаниям.
Порядок предоставления земельных участков для строительства предусмотрен статьей 30 Земельного кодекса РФ в соответствии с которой предоставление земельных участков для строительства осуществляется с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта (на торгах, аукционах).
Порядок предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на основании которого был предоставлен земельный участок, предусмотрен статье 34 Земельного кодекса РФ.
Правила землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденные решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2012 года N 97, не предусматривают возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных в порядке ст. 34 Земельного кодекса РФ для целей, не связанных со строительством на вид разрешенного использования, предусматривающий возможность капитального строительства и предоставляемых в порядке статьи 30 Земельного кодекса РФ.
Считает, что данный отказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы.
Просил признать незаконным отказ администрации города Ставрополя в предоставлении муниципальной услуги "изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. " ... ", ул. " ... " (в районе здания N " ... "), площадью " ... " кв.м. с "для размещения временного сооружения-кафе" на "объект культурно-развлекательного назначения, обслуживания населения", выраженный в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги N " ... "от " ... "." ... "." ... "года. Обязать администрацию города Ставрополя в соответствии с административным регламентом в течении 30 дней выдать постановление администрации города Ставрополя об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. " ... ", ул. " ... " в районе здания N " ... " в квартале " ... ", площадью " ... " кв.м. с "для размещения временного сооружения-кафе" на "для строительства объекта культурно-развлекательного назначения, обслуживания населения". Возложить на администрацию города Ставрополя обязанность по заключению договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. " ... ", ул. " ... " в районе здания N " ... " в квартале " ... ", площадью " ... " кв.м. с А. Я. М. с учетом измененного вида разрешенного использования на "для строительство объекта культурно-развлекательного назначения, обслуживания населения" и направить в адрес А. Я.М. подписанный со стороны уполномоченного органа муниципального образования "Город Ставрополь" проект договора аренды.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 19 декабря 2012 года заявление А. Я.М., заинтересованные лица: администрация г. Ставрополя, комитет градостроительства администрации г. Ставрополя о признании незаконными действий администрации города Ставрополя, обязании устранить допущенные нарушения - удовлетворено.
Признан незаконным отказ администрации города Ставрополя в предоставлении муниципальной услуги "изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования" в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. " ... ", ул. " ... " (в районе здания N " ... "), площадью " ... "кв.м. с "для размещения временного сооружения-кафе" на "объект культурно-развлекательного назначения, обслуживания населения",
выраженный в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги N " ... " от " ... "." ... "." ... "года. На администрацию города Ставрополя возложены обязанности в соответствии с административным регламентом в течение 30 дней выдать постановление администрации города Ставрополя об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования в отношении земельного участка, расположенного по адресу: г. " ... ", ул. " ... "в районе здания N " ... " в квартале " ... ", площадью " ... " кв.м. "для размещения временного сооружения-кафе" на "для строительства объекта культурно-развлекательного назначения, обслуживания населения", заключить договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. " ... ", ул. " ... " в районе здания N " ... " в квартале " ... ", площадью " ... " кв.м. с А. Я. М. с учетом измененного вида разрешенного использования на "для строительство объекта культурно-развлекательного назначения, обслуживания населения" и направить в адрес А. Я.М. подписанный со стороны уполномоченного органа муниципального образования "Город Ставрополь" проект договора аренды.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя С. З.Н. считает решение незаконным, принятым с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, а также вынесенным с неправильным применением норм как материального, так и процессуального права.
Представитель Комитета градостроительства администрации города Ставрополя Б. С.И считает также решение незаконным, принятым с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
Возражений на апелляционные жалобы не поступило.
А. Я. М., представитель комитета градостроительства администрации г. Ставрополя в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции. Сведений об уважительности причин неявки не предоставили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия считает возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя администрации г. Ставрополя С. З.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда по следующим основаниям.
В силу ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Из материалов дела видно, что постановлением главы администрации города Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года N " ... " А. Я.М. предоставлен в аренду на " ... " года земельный участок площадью " ... " кв.м. для размещения временного сооружения - кафе в районе здания N " ... " по ул. " ... " в квартале " ... "без права капитального строительства.
В соответствии с вышеуказанным постановлением заключен договор аренды от " ... "." ... "." ... " года N " ... " сроком до " ... "" ... "." ... " года, который прошел государственную регистрацию в установленном законом порядке.
А. Я.М. обратился в администрацию города Ставрополя с заявлением о представлении муниципальной услуги "изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования" и просил изменить вид разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. " ... ", ул. " ... " (в районе здания N " ... "), площадью " ... " кв.м. с "для размещения временного сооружения-кафе" на "объект культурно-развлекательного назначения, обслуживания населения".
Уведомлением N " ... "от " ... "." ... "." ... " года за подписью и.о. заместителя главы администрации города Ставрополя, руководителя комитета градостроительства администрации города Ставрополя С. В.А. в предоставлении муниципальной услуги отказано, так как Правила землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденные решением Ставропольской городской Думы от 27 октября 2012 года N " ... ", не предусматривают возможности изменения вида разрешенного использования земельных участков, предоставленных в порядке ст. 34 ЗК РФ для целей, не связанных со строительством на вид разрешенного использования, предусматривающий возможность капитального строительства и предоставляемых в порядке статьи 30 ЗК РФ.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что данный отказ в предоставлении муниципальной услуги не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя А. Я.М. исходя из следующего.
Согласно п. 10 ст. З Закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не ограничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) объектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с п. 4 ст. 2 ЗК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права, основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Любой вид разрешенного использования (включая вспомогательные виды разрешенного использования) выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, 4 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).
В соответствии с ч.ч. 1-5 ст. 37 ГрК РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: основные виды разрешенного использовании; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью правил землепользования и застройки территорий (ст. 30 ГрК РФ).
Собственники, землепользователи, землевладельцы и арендаторы вправе использовать земельные участки в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны (п. 3 ст. 85 ЗК РФ).
Согласно ст. 16 Федерального закона от 21.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в случае фактического изменения вида использования земельного участка в установленных законодательством разрешенных пределах данные сведения подлежат учету путем их внесения в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый учет производится на основании заявления правообладателя и ряда необходимых документов.
Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N " ... " на основе генерального плана города Ставрополя в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя приняты Правила землепользования и застройки города Ставрополя, действующие на всей территории муниципального образования города Ставрополя.
В соответствии со ст. 35 вышеуказанных Правил землепользования и застройки города Ставрополя правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, в составе установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов.
Статьей 37 настоящих Правил установлен перечень территориальных зон, выделенных на карте градостроительного зонирования.
Согласно указанной карте земельный участок, расположенный по адресу: г. " ... ", ул. " ... " (в районе здания N " ... ") в квартале " ... ", площадью " ... "кв.м., расположен в территориальной зоне ОД-1 - административная и общественно деловая зона краевого и городского значения.
В соответствии со ст. 45 Правил землепользования и застройки зона обслуживания деловой активности ОД-1 выделена для обеспечения правовых условий использования, строительства объектов недвижимости (которые не являются объектами культурного наследия) с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального назначения.
В число основных видов разрешенного использования для данной зоны включены объекты культурно-развлекательного, объекты обслуживания населения как отдельно стоящие, так и встроенно-пристроенные в жилые здания; временные и сезонные предприятия общественного питания, торговли.
Вид фактического разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: г. " ... ", ул. " ... " (в районе здания N " ... ") в квартале " ... ", площадью " ... " кв.м. "для размещения временного сооружения-кафе" и вид разрешенного использования земельного участка на который заявитель А. Я.М. просит изменить "объект культурно-развлекательного назначения, обслуживания населения" в соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, соответствуют основному виду разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, отказ администрации города Ставрополя противоречит правилам землепользования и застройки города Ставрополя, утвержденным самой же администрацией города Ставрополя.
Ссылка в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги о несоответствии процедуры предоставления земельного участка является необоснованной, поскольку в данном случае А. Я.М. обратился с заявлением об изменении вида разрешенного использования в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ, Градостроительного кодекса РФ, Правил землепользования и регламента, которые каких-то запретов в части смены назначения земельного участка предоставленного для целей, не связанных со строительством на цели, связанные со строительством не предусматривают.
Правила землепользования и застройки города Ставрополя, принятые Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 N 97 не связывают процедуру изменения вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства с процедурой предоставления земельного участка.
Постановлением администрации г. Ставрополя от 25.05.2012 N 1476 утвержден административный регламент администрации города Ставрополя по предоставлению муниципальной услуги "Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования".
Согласно п. 2.2 регламента (наименование органа, предоставляющего услугу, а также наименования всех иных организаций, участвующих в предоставлении услуги, обращение в которые необходимо для предоставления услуги) услугу предоставляет администрация.
Результатом предоставления услуги является: выдача постановления администрации города Ставрополя об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования.
Пунктом 2.9 регламента определен исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении услуги, при этом перечень не содержит основания, положенного в основу отказа А. Я.М. в предоставлении услуги.
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
С учетом изложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно и на законных основаниях удовлетворил требования заявителя.
Выводы суда соответствуют представленным в материалы дела доказательствам и основаны на правильном применении норм материального и процессуального права. Нарушения, предусмотренные статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебных актов, не установлены.
Доводами апелляционных жалоб приведённые выводы суда первой инстанции не опровергнуты.
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда Ставропольского края от 19 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.