Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Товчигречко М.М.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 14 мая 2013 года дело
по апелляционной жалобе представителя " ... " города Ставрополя С. З.Г.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 22 февраля 2013 года
по исковому заявлению М. С. С. к " ... "города Ставрополя о признании недействительным постановления и возложении обязанности восстановить очередность в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
М. С.С. обратился в суд с заявлением к " ... " г. Ставрополя о признании постановления недействительным и возложении обязанности восстановить очередность в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях, указав, что " ... "." ... "." ... " года в соответствии с Постановлением " ... " г. Ставрополя N " ... " он признан нуждающимся в жилом помещении и поставлен на учет в соответствии со ст. 3, п. 7 ст. 17 ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". " ... "." ... "." ... " года им получено письмо, согласно которому его очередность на " ... "." ... "." ... " года изменена. Это даты замены временного удостоверения как лица, проходившего воинскую службу в зоне отселения на новый российский образец. С решением об изменении очередности не согласен. Просил суд признать недействительным постановление администрации города Ставрополя, от " ... "." ... "." ... " года N " ... " в части перенесения в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на дату " ... "." ... "." ... " года. Обязать " ... " г. Ставрополя восстановить положение очередности в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях с " ... "." ... "" ... " года.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 22 февраля 2013года требования М. С.С. удовлетворены. Признано недействительным постановление администрации города Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года N " ... " в части перенесения М. С. С. в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на дату " ... "." ... ". " ... " года. На " ... " г. Ставрополя возложена обязанность определить очередность М. С.С. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях с " ... "." ... "." ... " года.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ставрополя С. З.Г. просит решение суда отменить. Полагает, суд при вынесении решения неверно применил нормы материального права и как следствие вынес незаконное и необоснованное решение, подлежащее отмене. Указывает, что на основании письма " ... " " ... " " ... " " ... "СК от " ... "." ... "." ... " N " ... "в связи с тем, что временное удостоверение от " ... "." ... "." ... " N " ... " не является удостоверением установленного образца М. С.С. исключен из списка очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма и оставлен на учете в общей очереди. У администрации города Ставрополя отсутствуют правовые основания для восстановления М. С.С. в списке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на " ... " " ... ".
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
М. С.С., его представитель Х. М.И., представитель " ... " г. Ставрополя в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, cведений об уважительности причин неявки не предоставили.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя " ... " " ... " " ... " " ... " Ставропольского края Б. К.А., просившую решение Октябрьского районного суда от 22 февраля 2013 года отменить, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 17 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", граждане, эвакуированы (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенные, в том числе выехавшие добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством РФ. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, введена Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки, которые направлены на создание для пострадавших граждан наиболее благоприятных (льготных) условий реализации конкретных прав и доступа к социально значимым благам и услугам в сфере медицинского, транспортного, жилищно-коммунального и социального обслуживания, лекарственного обеспечения, содействия занятости и получения образования, с тем чтобы сделать для них последствия чернобыльской катастрофы менее ощутимыми.
Названный Закон в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных, в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, а также выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, одноразовое внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда, жилыми помещениями в домах, принадлежащих колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, или одноразовое внеочередное приобретение квартир в домах государственного или муниципального фонда, а также одноразовое внеочередное вступление в жилищные или в жилищно-строительные кооперативы по новому месту жительства (пункты 6 и 11 части первой статьи 13, пункт 7 статьи 17 и статья 22).
Из материалов дела следует, что на основании временного удостоверения N " ... " от " ... "." ... "." ... " года М. С.С. как проживающий в населенном пункте - г. " ... " " ... " области, в период с " ... "." ... "." ... "года по " ... "." ... "." ... " года, входящем в зону отселения, имеет право на внеочередное обеспечение жилой площадью. Постановлением главы администрации Промышленного района г. Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года N " ... " М. С.С. признан нуждающимся и поставлен на учет.
В соответствии с удостоверением серии " ... " N " ... " М. С.С. имеет право на меры социальной поддержки, установленные законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Между тем, указанный закон не содержит норм, обязывающих граждан повторно подтверждать ранее установленный им в соответствии с законом статус участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также право на компенсации и льготы, обусловленные этим статусом. Тогда как, в виду выдачи М. С.С. удостоверения нового образца, он исключен из списка граждан, с момента первоначальной постановки его на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 данного Закона гражданам, указанным в пп. 3 и 4 ч. 1 ст. 13 настоящего закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом, с момента их предъявления.
Содержание распоряжения Правительства РФ от 31.10.1999 года N 1773-р, во исполнение которого принято Положение о порядке оформления и выдачи удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, также не дает оснований для вывода о том, что при выдаче удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС нового образца граждане, имеющие удостоверения старого образца, обязаны вновь подтвердить свой правовой статус. Указанным распоряжением МЧС России, Минтруду России и Минфину России поручено лишь разработать и утвердить положение о порядке оформления и выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, но не условия выдачи удостоверений нового образца гражданам, имеющим удостоверение старого образца.
Согласно Постановлению администрации г. Ставрополя от " ... "." ... "" ... " года N " ... ", М. С.С. перенесен в очередь граждан, нуждающихся в жилых помещениях на " ... "." ... "." ... " года, то есть на дату выдачи удостоверения, дающего право на льготы. Очередной номер " ... " по списку очередности граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения исключить и считать состоящим на учете под номером, а по списку очередности граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального фонда. В качестве основания указано письмо " ... " " ... " и " ... " " ... " " ... "" ... " от " ... "." ... "." ... "N " ... ", удостоверение " ... " N " ... " от " ... "." ... "." ... " года.
В соответствии со ст. 55 ЖК РФ право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3-6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Статья 29 ЖК РСФСР содержала перечень оснований признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 6 данной статьи граждане признавались нуждающимися в улучшении жилищных условий и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР и РСФСР.
М. С.С. поставлен на жилищный учет в соответствии с Законом РФ от " ... "." ... "." ... " N " ... ""О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Таким образом, законодательством не предусмотрено снятие гражданина с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, на основании отсутствия постоянного удостоверения прибывшего из зоны " ... ".
Постановлением Конституционного суда от 30 января 2013 года N 3-П пункт 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом - вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) - однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам.
Так как М. С.С. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в качестве собственника не значится; в установленном законом порядке жилым помещением, отвечающим требования Жилищного кодекса РФ, не обеспечен, Конституция РФ возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище. Такое законодательное регулирование согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
В соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ и ЖК РФ вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относится к компетенции органов местного самоуправления.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что обжалуемое постановление администрации города Ставрополя от " ... "." ... "" ... " года N " ... " в части перенесения М. С. С. в списке очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, на дату " ... "." ... "." ... " года нарушает его законные права, в связи с чем обоснованно возложил на администрацию г. Ставрополя обязанность по восстановлению положения очередности М. С. С. в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях с " ... "." ... "." ... " года, с момента первоначальной постановки на учет.
Мера социальной поддержки в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, гарантируется Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на равных основаниях всем гражданам, указанным в статьях 14, 15, 16, 17 и 22 данного Закона, которые встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, вне зависимости от времени получениями ими соответствующих удостоверений о праве на меры социальной поддержки, предусмотренные этим Законом.
Доводы апелляционной жалобы не содержат аргументов, опровергающих правильность выводов суда первой инстанции.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению, оснований для отмены постановленного решения не установлено.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 22 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.