Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июля 2013 года
дело по апелляционной жалобе Хачатурова Г.М.
на решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 18 апреля 2013 года
по делу по заявлению Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ставропольскому краю" об установлении административного надзора в отношении Хачатурова Г.М.
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю в лице начальника Муссова Б.М. обратилось в суд с заявлением об установлении административного надзора за Хачатуровым Г.М. на срок погашения либо снятия в установленном законом порядке судимости с возложением на него обязанностей явки 1 раз в месяц в органы внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации, запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22 часов до 06 часов, запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
В обоснование требований указал, что Хачатуров Г.М. на основании приговора Георгиевского районного суда СК от 26.02.2010 года осужден за совершение преступления по " ... " УК РФ с назначением наказания в виде " ... " лет лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Постановлением начальника ФКУ ИК-2 от 15 февраля 2011 года Хачатуров Г.М. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Хачатуров Г.М. ранее судим за совершение особо тяжкого преступления.
Решением Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 18 апреля 2013 года заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю удовлетворено.
В отношении Хачатурова Г.М. установлен административный надзор на срок 3 года с момента освобождения из мест лишения свободы с применением административных ограничений в виде запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22 часов до 06 часов, а также обязательной явки 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации.
Не согласившись с данным решением, Хачатуров Г.М. подал на него апелляционную жалобу с дополнениями, в которой просит сократить срок установленного в отношении него административного надзора до 1 года, исчисляемого с момента освобождения из мест лишения свободы, указывая, что судом не учтены существенные обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неверно применены нормы материального права.
В возражениях на данную жалобу прокурор Кочубеевского района Ставропольского края Плетнев В.Г. просит решение суда оставить без изменения, указывая на необоснованность доводов жалобы.
Представители ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю и прокуратуры Кочубеевского района Ставропольского края в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, сведений об уважительности причин неявки не предоставили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Принимая во внимание, что вышеуказанные лица, участвующие деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав Хачатурова Г.М. и его представителя Жукова Е.В., действующего на основании ордера " ... ", просивших изменить решение суда в части снижения срока административного надзора, а также заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Левушкиной Е.В. об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения решения суда, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении дела суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими возникшие правоотношения.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденным из мест лишения свободы, предусмотрены главой 26.2 ГПК РФ и Федеральным законом N 64-ФЗ от 06.04.2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы".
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
В силу пункта 1 части 3 вышеназванной статьи в отношении указанного выше лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу положений части 1 статьи 4, пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 64-ФЗ от 06.04.2011 года в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорной лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
Срок административного надзора для данной категории лиц может быть установлен от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством РФ для погашения судимости.
В соответствии с частью 2 статьи 261.8 ГПК РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно устанавливает и административные ограничения. Суд вправе установить одно или несколько административных ограничений.
Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Удовлетворяя заявление ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю об установлении в отношении Хачатурова Г.М. административного надзора, предусматривающего ограничения в виде запрещения посещения мест проведения массовых мероприятий и участия в них, запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период с 22 часов до 06 часов, а также обязательной явки 1 раз в месяц в ОВД по месту жительства или пребывания для регистрации, судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание факт наличия у указанного гражданина, отбывшего уголовное наказание в виде лишения свободы, непогашенной судимости за совершение преступления при рецидиве преступлений, а также факт признания его в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, из которых следует, что приговором Георгиевского районного суда СК от 26.02.2010 года Хачатуров Г.М. осужден за совершение преступления, предусмотренного " ... " УК РФ, которое отнесено законом к категории тяжких преступлений, и ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на " ... " года с отбыванием наказания в исправительной колонии строго режима.
Кроме того, в действиях Хачатурова Г.М. усматривается рецидив преступлений и осужденный признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, о чем администрацией ФКУ ИК-2 УФСИН России по Ставропольскому краю вынесено соответствующее постановление (л.д.14).
Доводы жалобы Хачатурова Г.М. о том, что суд первой инстанции при установлении в отношении него административного надзора не учел, что им совершено преступление средней тяжести, являются несостоятельными, поскольку согласно ст.18 УК рецидивом преступлений признается совершение умышленного преступления лицом, имеющим судимость за ранее совершенное умышленное преступление, независимо от степени тяжести.
Рецидив характеризует личность преступника, свидетельствует о его относительно устойчивых антисоциальных установках, а в связи с этим - и большей общественной опасности. Преступник, будучи наказанным за предыдущее преступление, игнорирует факт его осуждения и вновь совершает преступление.
Указанные обстоятельства в их совокупности, включая характер и степень общественной опасности совершенного Хачатуровым Г.М. преступления, его поведения в период отбывания наказания, правильно учтены судом при выборе конкретных административных ограничений, оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о недопустимости установления административного надзора в отношении лиц, осужденных до вступления в силу ФЗ N 64 от 06.04.2011 года, основаны на неверном толковании и применении норм закона.
Из содержания и смысла статья 13 указанного закона следует, что его действие распространяется в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы со дня вступления его в законную силу, т.е. с 01 июля 2011 года.
Следовательно, указанные доводы не могут служить основанием для отмены вынесенного по делу решения.
Вместе с тем, суд, принимая решение, установил Хачатурову Г.М. административный надзор на максимально допустимый срок, предусмотренный частью 1 статьи 5 ФЗ N 64 от 06.04.2011 года - три года.
Однако из представленной представителем Хачатурова Г.М. - Жуковым Е.В. в суд апелляционной инстанции характеристики на Хачатурова Г.М. с места его работы следует, что он после отбывания наказания трудоустроен, зарекомендовал себя с положительной стороны, является ответственным и надежным работником, способным добросовестно выполнять свои должностные обязанности и другие порученные задания в установленные сроки. Хачатуров Г.М. трудолюбив, обладает высокой работоспособностью, доброжелателен, отзывчив и коммуникабелен, пользуется уважением и большой симпатией в коллективе.
Согласно характеристики, выданной главой муниципального образования Грачевского сельсовета Грачевского района Ставропольского края на Хачатурова Г.М., последний также положительно характеризуется по месту жительства, жалобы и нарекания со стороны соседей на его поведение в адрес администрации Грачевского сельсовета не поступали, к административной ответственности он не привлекался.
Хачатуров Г.М. в суде апелляционной инстанции пояснил, что в настоящее время он имеет семью, ждет появления ребенка, намерен добросовестно трудиться с целью обеспечения нормальных условий жизни для своей семьи.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает необходимости и целесообразности установления в отношении него срока административного надзора в течение трех лет, т.е. максимально допустимого срока.
С учетом данных, характеризующих личность и поведение Хачатурова Г.М. после отбывания наказания, суд апелляционной инстанции считает возможным изменить решение суда первой инстанции в этой части посредством снижения срока установленного в отношении него административного надзора до одного года, что, по мнению судебной коллегии, является достаточным условием для выполнения задач административного надзора, установленных статьей 2 Федерального закона N 64-ФЗ от 6 апреля 2011 года "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", и обусловлено интересами общественной безопасности.
В остальной части решение является законным, обоснованным; выводы суда подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, у судебной коллегии не имеется оснований считать эти выводы ошибочными.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кочубеевского районного суда Ставропольского края от 18 апреля 2013 года изменить в части срока административного надзора, установленного в отношении Хачатурова Г.М., снизив его до одного года.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.