Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А., Шишовой В.Ю.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 30 июля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя Г. И.В.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15 мая 2013 года
по заявлению В.В. В. об оспаривании решения, действий (бездействий) органа местного самоуправления.
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
В.В.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. Ставрополя в предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м. по пр. " ... ", " ... " в квартале " ... " с "для строительства торгово-офисного здания" на "строительство жилых домов квартирного типа от 4 до 9 этажей со встроено-пристроенными помещениями",указав, что постановлением администрации г.Ставрополя от 11.03.2011 N 658 ООО - "Управляющая компания "" ... "" предоставлен в аренду на " ... " года земельный участок, общей площадью " ... " кв.м., с кадастровым номером " ... "для строительства торгово-офисного здания по пр. " ... ", " ... " в квартале " ... ".
На основании данного постановления между Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя и ООО "Управляющая компания "" ... """ заключён договор аренды земельного участка N " ... " от " ... "." ... "." ... " сроком до " ... "." ... "." ... " года, дата регистрации " ... "." ... "." ... " года, номер регистрации " ... ".
По договору аренды земельного участка N " ... " от " ... "." ... "." ... " года права и обязанности на земельный участок по пр. " ... ", " ... " перешли к В.В.В. Соглашение о передаче прав и обязанностей арендатора от " ... "." ... "." ... " года по договору аренды земельного участка зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю " ... "." ... "." ... " года, номер регистрации: " ... ".
" ... "." ... "." ... " года В.В.В. уведомлением администрации г. Ставрополя N " ... "отказано в оказании муниципальной услуги по оформлению документов для принятия решения о предоставлении разрешения на изменение одного вида разрешённого использования земельного участка на другой вид разрешённого использовании, предусматривающий жилищное строительство.
Отказ мотивирован тем, что ранее указанный земельный участок предоставлен для строительства торгово-офисного здания без проведения аукциона. Следовательно, при предоставлении данного земельного участка для жилищного строительства необходимо руководствоваться специальной нормой, установленной статьёй 30.1 Земельного кодекса РФ. Изменение одного вида разрешённого использования земельного участка на другой вид разрешённого использования, предусматривающий жилищное строительство, в обход установленной законодательством процедуры предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ недопустимо.
Считает, что отказ администрации г.Ставрополя незаконный и нарушает его права и законные интересы.
Решением Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 15 мая 2013 года признан незаконным отказ администрации города Ставрополя в предоставлении В.В.В. муниципальной услуги "Изменение одного вида разрешённого использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования" от " ... "." ... "." ... " года за N " ... ". На администрацию города Ставрополя возложена обязанность изменить вид разрешённого использования земельного участка общей площадью " ... " кв.м., с кадастровым номером " ... ", расположенного по адресу: г. " ... ", пр. " ... ", " ... " в квартале " ... " с "Для строительства торгово-офисного здания" на "Строительство жилых домов квартирного типа от 4 до 9 этажей со встроено-пристроенными нежилыми помещениями".
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя Г.И.В. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных В.В.В. требований - отказать в полном объеме. Считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, не доказал обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права. Пунктами 1 и 2 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящейся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта, продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 27 статьи 38.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
В возражениях на апелляционную жалобу В.В.В. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации г. Ставрополя - без удовлетворения. Считает, что суд первой инстанции правильно установил по делу юридически значимые обстоятельства, дал надлежащую оценку имеющимся по делу доказательствам и пришел к правильному, основанному на точном соблюдении норм материального права, выводу о необходимости удовлетворения требований. Указывает, что доводы, указанные в обоснование апелляционной жалобы, являлись предметом проверки в суде первой инстанции.
В.В.В., представители администрации г. Ставрополя, комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, Т. Ж.Н. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; cведений об уважительности причин неявки не предоставили.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав представителей В.В.В. Б.О.О.и адвоката Ш.И.В., полагавших решение законное, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом первой инстанции установлено, что " ... "." ... "." ... " года В.В.В. отказано в предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м. по пр. " ... ", " ... " в квартале " ... " с "для строительства торгово-офисного здания" на "строительство жилых домов квартирного типа от 4 до 9 этажей со встроено-пристроенными помещениями".
Земельный участок, расположенный по проспекту " ... ", " ... " расположен в зоне Ж-1, зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки.
В соответствии с п. 26 ч.1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к числу вопросов местного значения городского округа отнесено, в том числе, утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля за использованием земель городского округа.
Из п. 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что под градостроительной деятельностью понимается деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности перечислены в статье 8 ГрК РФ.
В соответствии с ч.3 ст. 8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий.
Согласно пункту 26 статьи 9 Устава города Ставрополя, принятого решением Ставропольской городской Думы от 25.04.2008 года N 81 (ред. от 25.01.2012) "Об Уставе города Ставрополя", зарегистрированного в ГУ Минюста России по Южному федеральному округу 28.04.2008 года N Ru 265090002008002) к вопросам местного значения города Ставрополя относятся утверждение генерального плана города Ставрополя, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генерального плана города Ставрополя документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении муниципального строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории города Ставрополя, утверждение местных нормативов градостроительного- проектирования города Ставрополя, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории города Ставрополя, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Ставрополя для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель города Ставрополя.
Правила землепользования и застройки г.Ставрополя утверждены решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года N 97 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Ставрополя". Правила землепользования и застройки города Ставрополя разработаны на основе генерального плана города Ставрополя в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, Ставропольского края и города Ставрополя и действуют на всей территории муниципального образования города Ставрополя (статья 1 Правил).
В состав земель поселений могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к различным территориальным зонам, в том числе и жилым. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент, для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов использования правообладателем предоставленного ему земельного участка. Реконструкция и расширение существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами (статья 85 ЗК РФ).
Разрешенное использование земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.
В силу ч. 2 ст. 85 ЗК РФ, ч.1 ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом, исполнение которого обязательно для всех землепользователей, определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства подразделяются в п. 1 ст. 37 ГрК РФ на: основные виды разрешенного использования; условно разрешенные виды использования; вспомогательные виды разрешенного использования.
Пунктом 3 ст. 37 ГрК РФ определено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В силу части 6 статьи 19 Правил проведение публичных слушаний не требуется в случаях, когда правообладатели земельных участков и (или) объектов планируют использовать земельные участки и (или) объекты капитального строительства для условно-разрешенного вида использования, определенного настоящими Правилами для соответствующей территориальной зоны и испрашиваемый условно разрешенный вид использования указан в правоустанавливающих документах на земельный участок и (или) объект капитального строительства.
Таким образом, проведение публичных слушаний необходимо при рассмотрении вопроса о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка в случае, если правообладатели земельных участков (или) объектов планируют использовать земельные участки и (или) объекты капитального строительства не для основного либо условно разрешенного вида использования, определенного настоящими Правилами для соответствующей территориальной зоны, а для другого вида использования.
В соответствии со ст.40 Правил землепользования и застройки города Ставрополя, утверждёнными 27.10.2010 года решением Ставропольской городской Думы N 97 Зона Ж-1 предназначена для проживания населения с включением в состав жилого образования отдельно стоящих и встроенно-пристроенных объектов всех уровней обслуживания, в том числе общегородского. Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в данной зоне являются: строительство жилых домов квартирного типа от 4 до 9 этажей, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями.
Правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также предоставляется право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов. Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен.
Принимая во внимание, что жилые дома квартирного типа от 4 до 9 этажей, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями являются основными видами разрешенного использования земельных участков в данной зоне, судебная коллегия приходит к выводу, что изменение основного вида разрешенного использования земельного участка с "для строительства оздоровительного центра" на "для размещения многоэтажного многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными нежилыми помещениями" является возможным без проведения процедуры публичного слушания, но при условии соблюдения требований технических регламентов, что прямо предусмотрено ГрК РФ.
Судом первой инстанции установлено, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие несоответствие земельного участка, требованиям технического регламента - СниП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 года N 820.
В соответствии с требованиями ч.2 ст.7 ЗК РФ земли, в том числе из состава земель населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно ч. 3 ст.85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
В силу ч. 2-4 ст. 37 Градостроительного Кодекса РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов. Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.
Частью 1, 2 ст. 33 Правил землепользования и застройки г.Ставрополя, утвержденных Решением Ставропольской городской Думы от 27.10.2010 года N 97, установлено, что правовой режим земельных участков определяется градостроительными регламентами, которые действуют в пределах территориальных зон и распространяются в равной мере на все расположенные в одной и той же территориальной зоне земельные участки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков.
В ст.35 Правил землепользования и застройки города Ставрополя указано, что правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно пришел к выводу, что отказ администрации г. Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года N " ... "в предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " кв.м. по пр. " ... ", " ... " в квартале " ... " с "для строительства торгово-офисного здания" на "строительство жилых домов квартирного типа от 4 до 9 этажей со встроено-пристроенными помещениями" является незаконным.
Земельный участок, расположенный по пр. " ... " " ... " в квартале " ... " находится в зоне Ж-1, зона многоэтажной многоквартирной жилой застройки (от 4 до 9 этажей).
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что у В.В.В. имелись законные основания на изменение вида разрешенного использования земельного участка с имеющегося "Для строительства торгово-офисного здания" на "Строительство жилых домов квартирного типа от 4 до 9 этажей со встроено-пристроенными нежилыми помещениями".
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену или изменение решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.