Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Чубаркина М.К.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 06 августа 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Минеральные Воды Богдашкиной М.Л.
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11 марта 2013 года
по заявлению Ветрова С.М. об оспаривании постановления администрации города Минеральные Воды от 26 ноября 2012 года N 744 о снятии с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.
УСТАНОВИЛА:
Ветров СМ. обратился в суд с заявлением об оспаривании постановления администрации г.Минеральные Воды от 26 ноября 2012 года N 744 о снятии с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, возложении на орган местного самоуправления обязанности рассмотреть заявление о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" администрации г.Минеральные Воды.
В обоснование требований указал, что постановлением главы администрации г.Минеральные Воды от 19.05.2011 года N 272 его семья, состоящая из 5 человек, в соответствии со ст. 51 ЖК РФ принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и включена в Книгу учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, под номером 858, по общему списку - под номером 1362.
28 ноября 2012 года он обратился с заявлением в администрацию г.Минеральные Воды о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
На данное заявление он получил ответ о том, что постановлением администрации г.Минеральные Воды от 26.11.2012 года N 744 его семья снята с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
С указанным постановлением он не согласен, считает его незаконным, нарушающим его конституционное право на жилище и подлежащим отмене, поскольку согласно вышеназванной норме граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Учетная норма площади жилого помещения в г.Минеральные Воды установлена в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения, приходящегося на одного члена семьи.
Он со своей семьей занимает жилое помещение по договору социального найма (ордеру) общей площадью " ... " кв.м., жилой " ... " кв.м., расположенное по адресу: город Минеральные Воды, улица " ... ".
После смерти отца он принял наследство, состоящее из 1/3 доли жилого дома общей площадью " ... " кв.м.
Таким образом, общая суммарная площадь жилых помещений, приходящихся на его семью, составляет " ... " кв.м, и уровень обеспеченности каждого члена его семьи ниже установленной в городе учетной нормы площади жилого помещения.
Кроме того, в нарушение требований ст.56 ЖК РФ постановление о снятии его семьи с учета в качестве нуждающихся не содержит оснований снятия с такого учета с обязательной ссылкой на соответствующие обстоятельства.
Просил суд признать незаконным постановление администрации г.Минеральные Воды от 26 ноября 2012 года N 744 о снятии с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения, обязать администрацию г.Минеральные Воды рассмотреть его заявление от 28 ноября 2012 года о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством", взыскать с администрации г.Минеральные Воды в его пользу госпошлину в размере " ... " рублей (л.д.6-7).
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11 марта 2013 года требования Ветрова С.М. удовлетворены.
Признано незаконным постановление администрации г.Минеральные Воды от 26 ноября 2012 года N 744 о снятии Ветрова С.М. с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
На администрацию г.Минеральные Воды Минераловодского района возложена обязанность рассмотреть заявление Ветрова С.М. от 28 ноября 2012 года о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
С администрации города Минеральные Воды Минераловодского района в пользу Ветрова С.М. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... " рублей.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Минеральные Воды Богдашкина М.Л. указывает, что решение вынесено необъективно, поскольку судом недостаточно исследованы обстоятельства дела, а также допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В возражениях на апелляционную жалобу Ветров С.М., Ветрова О.А., Ветров А.С., Ветров С.С., Семеноженко И.О. просят решение суда оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать ввиду необоснованности изложенных в ней доводов.
Ветровы в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; от них поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствии.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В силу положений статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
При рассмотрении возникшего спора суд первой инстанции правильно руководствовался нормами, регулирующими спорные правоотношения, - положениями Жилищного кодекса РФ, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 1 статьи 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на основании постановления главы администрации г.Минеральные Воды N 272 от 19.05.2011 года Ветров С.М. с составом семьи из пяти человек принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и включен в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, под номером 858, по общему списку под номером 1362, о чем в его адрес направлено соответствующее извещение (л.д.11).
На момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении Ветров С.М. со своей семьей проживал в квартире " ... " по адресу: г.Минеральные Воды, ул. " ... ", общей площадью " ... " кв.м на основании ордера на жилую площадь (л.д.9).
При решении вопроса о постановке Ветрова С.М. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении администрация г.Минеральные Воды руководствовалась ст.51 ЖК РФ и решением общественной комиссии по жилищным вопросам N 8 от 19.05.2011 года, которая пришла к выводу о том, что заявитель проживает на жилой площади, не соответствующей учетной норме (л.д.59).
Статья 55 ЖК РФ гарантирует сохранение за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 данного Кодекса оснований снятия их с учета.
Частью 1 статьи 56 ЖК РФ определен исчерпывающий перечень оснований для снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Основание, по которому Ветров С.М. снят учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в данном перечне отсутствует.
Постановлением администрации г.Минеральные Воды N 744 от 26.11.2012 года Ветров С.М. снят с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях на основании пункта 6 статьи 56 ЖК РФ (л.д.60), о чем в его адрес направлено соответствующее извещение (л.д.10).
Согласно части 2 статьи 56 ЖК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
В нарушение вышеизложенных требований закона постановление администрации г.Минеральные Воды N 744 от 26.11.2012 года содержит только ссылку на нормы ЖК РФ без изложения обстоятельств, послуживших основанием для снятия Ветрова С.М. с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу прямого указания закона обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие) (ст. 249 ГПК РФ).
Между тем, администрацией г.Минеральные Воды не представлено доказательств, подтверждающих, что при постановке на учет Ветровым С.М. представлены документы, содержащие не соответствующие действительности сведения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Ветров С.М. не предоставил для постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях документы об открытии в 2005 году наследственного дела после умершего отца, а также скрыл факт наличия у него собственности в порядке наследования по закону, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку данные доводы опровергаются материалами дела.
Так, согласно имеющейся в материалах дела копии решения Минераловодского городского суда Ставропольского края от 04.10.2012 года, вступившему в законную силу 13.11.2012 года, за Ветровым С.М. признано право собственности на 1/3 доли в праве на жилой дом общей площадью " ... " кв.м в пос.Анджиевский Минераловодского района, ул. " ... ", принадлежавший умершему " ... " (л.д.12-18).
Кроме того, согласно сведениям Минераловодского филиала ГУП СК "Крайтехинвентаризация" по состоянию на 11.12.2010 года у Ветрова С.М. собственность отсутствует (л.д.39).
Таким образом, учитывая, что право собственности у Ветрова С.М. на указанное наследственное имущество возникло только после вступления в законную силу вышеназванного решения суда, доводы администрации г.Минеральные Воды о скрытии заявителем факта наличия у него в собственности имущества, перешедшего в порядке наследования, что послужило основанием для ошибочного принятия его на учет нуждающегося в жилом помещении, нельзя признать обоснованными.
Более того, как правильно указал суд первой инстанции, факт приобретения Ветровым С.М. наследственного имущества в виде 1/3 доли в праве на жилой дом в пос.Анджиевский Минераловодского района, ул. " ... " общей площадью " ... " кв.м, не устранил проблему, связанную с необеспеченностью заявителя и членов его семьи минимальным размером площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления.
Согласно решению Минераловодской городской Думы N 359 от 18.12.2006 года установлена учетная норма площади жилого помещения в г.Минеральные Воды в размере 12 кв.м общей площади жилого помещения, приходящейся на одного члена семьи.
Принимая во внимание, что общая площадь квартиры N " ... " в г.Минеральные Воды по ул. " ... ", составляет " ... "кв.м, а 1/3 доли в праве на жилой дом N " ... "по ул. " ... " в пос.Анджиевский составляет " ... "кв.м. (1/3 от " ... "кв.м), общая суммарная площадь указанных жилых помещений составляет " ... " кв.м, суд пришел к правильному выводу, о том, что каждый из четырех членов семьи Ветрова С.М. обеспечен общей площадью жилого помещения менее учетной нормы, т.е. менее 12 кв.м.
Из материалов дела видно, что условия, существовавшие на момент принятия Ветрова С.М. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, остались неизменными по настоящее время.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у органа местного самоуправления отсутствовали правовые основания для снятия Ветрова С.М. с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем постановление администрации г.Минеральные Воды N 744 от 26 ноября 2012 года является незаконным и влечет нарушение жилищных прав заявителя.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
В силу прямого указания закона суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (часть 1 статьи 258 ГПК РФ).
Судом установлено, что заявление Ветрова С.М. о включении его в списки участников в программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы до настоящего времени осталось не рассмотренным администрацией г.Минеральные Воды.
Из материалов дела видно, что 11.12.2012 года заведующей отделом по учету и распределению жилья администрации г.Минеральные Воды Шевелило Е.В. в адрес Ветрова С.М. направлено письмо о том, что предоставленные им документы не являются основанием для нахождения его семьи на учете нуждающихся в предоставлении жилых помещений и включения в состав участников программы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" со ссылкой на то, что на основании постановления администрации г.Минеральные Воды от 26 ноября 2012 года N 744 в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса РФ семья заявителя снята с учета нуждающихся в предоставлении жилого помещения (л.д. 48).
Учитывая, что постановление администрации г.Минеральные Воды N 744 от 26 ноября 2012 года признано незаконным, суд первой инстанции правомерно, во исполнение вышеизложенных требований ч.1 ст. 258 ГПК РФ возложил на администрацию г.Минеральные Воды обязанность рассмотреть заявление Ветрова СМ. от 28 ноября 2012 года о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
В силу части 1 статьи 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Суд первой инстанции правильно применил указанные нормы процессуального закона и пришел к обоснованному выводу о том, что судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... " рублей подлежат взысканию с администрации г.Минеральные Воды в пользу Ветрова С.М.
Выводы суда являются исчерпывающими, обоснованы ссылками на правовые нормы, подтверждены анализом представленных доказательств.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, и основаны на неправильном толковании положений жилищного законодательства.
С учетом изложенного, следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст.328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.