Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Озерова П.П., Товчигречко М.М.
при секретаре Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 10 сентября 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" И. Ж.М.
на решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 30 ноября 2012 года
по заявлению К.С.М. об оспаривании решения органа государственной власти,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
К.С. М. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий" (далее - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного управления МЧС России"). В обоснование требований указал, что решением жилищной комиссии ГУ МЧС России по Ставропольскому краю от " ... "." ... "." ... " года (протокол заседания жилищной комиссии от " ... "" ... "." ... " года N " ... ") он принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. В " ... " году ему на состав семьи " ... " человека, выделена служебная " ... " квартира.
Решением жилищной комиссии Северо-Кавказского филиала ФКУ "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" от " ... "." ... "." ... " года (протокол от " ... "" ... "" ... " года N " ... ") снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий, поскольку постановлением главы г.Ставрополя в " ... " году ему в аренду предоставлен земельный участок для строительства индивидуального жилого дома. Кроме этого ГУ МЧС России по Ставропольскому краю рекомендовано принять меры по освобождению им и членами его семьи служебной квартиры.
С решением жилищной комиссии от " ... "." ... "." ... " года в части касающейся снятия заявителя с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий и рекомендации о принятии мер по освобождению им и членами его семьи служебной квартиры он не согласен, считает его незаконным, нарушающим права и законные интересы.
Решением Промышленного районного суда города Ставрополя от 30 ноября 2012 года заявление К. С. М. об оспаривании решения органа государственной власти, удовлетворено. Признано незаконным решение жилищной комиссии Северо-Кавказского филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий" от " ... "." ... "." ... " года (протокол N " ... " от " ... "." ... "." ... " года) в части, касающейся снятия К. С.М. с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий. На жилищную комиссию Северо-Кавказского филиала Федерального казенного учреждения "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий" возложена обязанность восстановить К.С. М. на учете нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
В апелляционной жалобе представитель СКФ ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" И.Ж.М. считает решение незаконным и необоснованным, просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований К. С.М. Указывает, что согласно выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним N " ... "от " ... "." ... "." ... " года, К.С.М. на праве аренды принадлежит земельный участок для проектирования и строительства индивидуального жилого дома и объект незавершенного строительства по адресу: г. " ... ", ул. " ... ", " ... ". Полагает, что граждане согласно п. 5 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае предоставления от органа государственной власти или органа местного самоуправления в установленном порядке земельного участка для строительства жилого дома.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
До начала рассмотрения гражданского дела в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда поступило ходатайство от представителя СКФ ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России" И.Ж.М. о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав К.С. М., его представителя З.О.М., полагавших решение законное, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено.
В соответствии со ст. 245 ГПК РФ, суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц. Гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего (ст. 254 ГПК РФ).
Согласно приказу от 12.01.2012 года N 5 "Об утверждении порядка учета в системе МЧС России сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений", уполномоченным органом по ведению учета сотрудников ФПС, нуждающихся в служебных жилых помещениях, в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является Федеральное казенное учреждение "Управление государственной экспертизы и жилищного обеспечения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий" (далее - ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного управления МЧС России").
Во исполнение приказа от " ... "." ... "." ... " года N " ... " "О мероприятиях по жилищному обеспечению военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, сотрудников ФПС, спасателей аварийно-спасательных служб и поисково-спасательных нормирований", ГУ МЧС России по Ставропольскому краю, согласно акта приема - передачи учетных (жилищных) дел от " ... "." ... "." ... " года, были переданы учетные дела сотрудников, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в Северо-Кавказском филиале ФКУ "Управление госэкспертизы и жилищного обеспечения МЧС России". Всего передано " ... " дела, в том числе и учетное дело К. С. М.
Судом первой инстанции установлено, что " ... " внутренней службы К. С. М., " ... "." ... "." ... " года рождения имеет состав семьи из " ... " человек: он, жена - К. О. Б., " ... "." ... "." ... " года рождения (свидетельство о заключении брака серии " ... "-" ... " N " ... " от " ... "." ... "" ... " года - л.д. 65), дочь - К. Н. С., " ... "." ... "." ... "года рождения (свидетельство о рождении серии " ... "N " ... " от " ... "." ... "." ... " года - л.д.66), сын - К.А. С., " ... "." ... "." ... " года рождения (свидетельство о рождении серии " ... "N " ... " от " ... "." ... "." ... " года - л.д.67).
К.С.М., его супруга К.О.Б. зарегистрированы по адресу: г. " ... ", пр. " ... ", " ... " кв. N " ... ", что подтверждается отметками в их паспортах, (л.д. 62-64).
" ... "." ... "." ... " года жилищной комиссией ГУ МЧС России по СК (протокол N" ... ") принято решение, согласно которому К.СМ. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий военнослужащих, сотрудников ГПС ЖК ГУ ГО ЧС СК с составом семьи " ... " человека, согласно поданного им заявления с " ... "." ... "." ... " года, (л.д.55).
" ... "." ... "." ... "года в ходе проверки установлено, что К. С.М. проживает со своей семьей составом их " ... "человек в квартире родителей по адресу пр. " ... ", " ... " кв. " ... ". Семья К.С.М. занимает комнату, площадью " ... " кв.м. (акт проверки жилищных условий заявителя л.д.56).
К. С.М. с " ... "." ... "." ... " года является сотрудником ГУ ГО и ЧС СК согласно справке ГУ МЧС России N " ... " от " ... "." ... "." ... " года, (л.д. 68). Справкой начальника " ... "" ... "подтверждается, что К.СМ. действительно состоял в списке очередников на получение жилья с " ... "." ... "." ... " года до перевода в " ... " (л.д.61).
На основании Приказа МЧС России N" ... "от " ... "." ... "." ... "года К. С.М. назначен главным специалистом отдела государственного пожарного надзора по г. Ставрополю управления государственного пожарного надзора Главного управления МЧС России по Ставропольскому краю, (л.д. 72).
Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК N " ... " от " ... "." ... "." ... "года, К.С.М. на состав семьи из " ... "человек распределена служебная двухкомнатная квартира N " ... " по адресу: г. " ... ", пр. " ... ", " ... " (л.д. 54).
" ... "." ... "." ... " года заключен договор найма служебного жилого помещения между ГУ МЧС России по СК и К.С.М., переданного нанимателю для временного проживания, (л.д. 11-13).
Постановлением главы города Ставрополя от 30.09.2005 года N " ... "К. С.М. в аренду на " ... " года предоставлен земельный участок площадью " ... " кв.м. из земель поселений по ул. " ... ", " ... " в г. " ... " для проектирования и строительства индивидуального жилого дома, (л.д. 45).
Постановлением главы города Ставрополя от 10.02.2009 года N " ... " срок аренды указанного земельного участка продлен на " ... " лет для продолжения строительства жилого дома, (л.д.46).
К. С.М. является собственником объекта незавершенного строительства - жилого дома, площадью " ... "кв.м., степенью готовности - " ... " %, кадастровый номер " ... ", расположенного по адресу: г. " ... ", ул. " ... ", " ... ", согласно свидетельству о государственной регистрации права N " ... "" ... " от " ... "." ... "." ... "года, (л.д. 14).
Согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества N" ... "от " ... "." ... "." ... " года, К.СМ. принадлежит на праве аренды земельный участок, земли населенных пунктов, для проектирования и строительства индивидуального жилого дома по адресу: ул. " ... ", " ... "г.Ставрополь, Ставропольский край, а также на праве собственности ему принадлежит объект незавершенного строительства - жилой дом, нежилое здание по указанному адресу, (л.д. 15).
Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю уведомлениями об отсутствии в Едином государственном реестре прав запрашиваемых сведений подтверждается
что члены семьи К. СМ. не имеют в собственности жилья, (л.д. 16-18).
По состоянию на " ... "." ... "." ... "года, согласно техническому паспорту на объект незавершенного строительства, изготовленный ГУП СК "Крайтехинвентризация" жилой дом, расположенный по ул. " ... ", " ... " в г. Ставрополе имеет назначение - нежилое, площадь " ... "кв.м., степень готовности - " ... "%. В настоящее время строительство дома не завершено, (л.д.79-82).
" ... "." ... "." ... " года согласно выписке из протокола заседания N " ... " принято решение комиссии: в связи с наличием у К.С.М. объекта незавершенного строительства - жилого дома и земельного участка: снять К.С.М. с учета нуждающихся в получении жилых помещений или улучшения жилищных условий; рекомендовать ГУ МЧС России по Ставропольскому краю принять меры по освобождению К. С.М. и членами его семьи служебной двухкомнатной квартиры N " ... ", общей площадью " ... "кв.м., расположенной по адресу: г. " ... ", пр" ... ", " ... ", (л.д.9-10).
Из материалов дела видно, что К.С.М. в настоящее время является сотрудником ГУ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ставропольскому краю.
В соответствии с п. п. 1,2 Указа Президента N 1309 от 9 ноября 2001 года (в ред. Указа Президента РФ от 08.05.2005 N 531) с 1 января 2002 года в целях совершенствования государственного управления в области пожарной безопасности Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации была преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, которая является правопреемником ГПС МВД РФ.
До принятия соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ порядок и условия прохождения службы лицами рядового и начальствующего состава, а также организация деятельности работников Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, ФЗ "О пожарной безопасности", Законом РФ "О милиции", соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Кроме этого, лицам рядового и начальствующего состава, работникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и членам их семей сохраняются льготы и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно Указу Президента N 1153 от 2 октября 1992 года N 1153 (в ред. Указа Президента РФ от 17.04.2003 N 444) в целях усиления социальной защищенности сотрудников Государственной противопожарной службы и членов их семей с 1 января 2002 г. распространено действие п. 3 Указа Президента РФ от 21 июля 1992 г. N 796 "О дополнительных мерах по финансированию строительства и приобретения жилья для военнослужащих" на лиц рядового и начальствующего состава Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) на сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации гарантии правовой и социальной защиты и льготы.
Таким образом, статус сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России определен как категории граждан, перед которыми государство исполняет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета. Исполнение указанных государственных обязательств осуществляется в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" посредством предоставления государственных жилищных сертификатов.
Часть 2 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусматривающая возможность обеспечения в первоочередном порядке личного состава Государственной противопожарной службы жилой площадью в виде отдельной квартиры или дома по установленным действующим законодательством нормам территориальными органами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органами местного самоуправления, а также предприятиями, на которых созданы подразделения Государственной противопожарной службы была признана утратившей силу Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ (ред. от 30.11.2011) "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона от 19.07.2011 N 247-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник, в частности, проживает в общежитии.
Единовременная социальная выплата предусмотренная ст. 4 ФЗ от 19.07.2011 N 247-ФЗ предоставляемая в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, является одной из форм обеспечения сотрудников внутренних дел, а следовательно и сотрудников Государственной противопожарной службы (в силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности") жилыми помещениями.
Согласно п. 12 Положения о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденном Приказом МЧС РФ от 06.08.2004 N 372, территориальный орган МЧС по субъекту РФ, организует учет военнослужащих, сотрудников,, государственных служащих, работников Главного управления МЧС России и подчиненных подразделений, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и обеспечивает их жилыми помещениями в установленном порядке. Из толкования норм Положения следует, что территориальные органы МЧС по субъекту РФ наделены полномочиями по учету и обеспечению сотрудников жилыми помещениями, а следовательно при решении вопроса о принятии на учет в их компетенцию входит и решение вопроса нуждаемости в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 года.
На основании приказа Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 24.05.2003 года N 345 "Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел", в целях упорядочения учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, устранения недостатков в распределении жилой площади, расходовании средств на ее строительство и приобретение в органах внутренних дел Российской Федерации утверждено Положение о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади.
Согласно пункту 12 Положения о деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по учету лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределению жилой площади, утвержденного Приказом МВД РФ от 24.05.2003 года N 345 (ред. от 27.07.2004 года) сотрудникам, занимающим жилые помещения по договору найма (в том числе забронированные) или имеющим их в собственности (индивидуальные жилые дома, кооперативные и приватизированные квартиры, жилье, полученное в порядке наследования и по другим законным основаниям) и удерживающим их за собой или за выезжающими с ними членами семьи, по новому месту службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития.
Статьей 67 Федерального закона от 30.11.2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" предусмотрено, что обеспечение сотрудника органов внутренних дел и членов его семьи жилым помещением осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
В соответствии с нормами статьи 44 Федерального закона РФ от 07.02.2011 года N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации определены категории граждан, имеющих право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях.
Вместе тем, исчерпывающие основания для признания граждан, нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма предусмотрены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
В соответствии со ст. 55 Жилищного кодекса Российской Федерации право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 настоящего Кодекса оснований снятия их с учета.
В соответствии с частью 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с частью 2 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации решение о снятии гражданина с учет должно содержать основания принятого решения с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 56 ЖК РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы сотрудником ФПС. При этом увольнение сотрудника ФПС со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Судебная коллегия по административным делам соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что жилищной комиссией при принятии решения о снятии К.СМ. с учета, нуждающегося в улучшении жилищных условий, неправильно применена норма закона, поскольку статья 56 Жилищного кодекса Российской Федерации находится в разделе 3 кодекса, регулирующем порядок предоставления жилого помещения из государственного и муниципального жилого фонда по договорам социального найма, в то время как с " ... "." ... "." ... " года К. СМ. состоит в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту службы на основании решения жилищной комиссии ГУ МЧС России по СК от " ... "." ... "." ... " года.
Договор найма служебного помещения N" ... " от " ... "." ... "." ... " года свидетельствует о том, что К.СМ., являющийся сотрудником государственной противопожарной службы не получал жилое помещение по договору социального найма, (л.д. 93-95).
Таким образом, реализация жилищных прав заявителя в порядке предоставления жилого помещения из государственного и муниципального жилого фонда по договору социального найма в соответствие с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрена, а должно осуществляться в рамках реализации норм специальных правовых актов.
К.СМ. может быть обеспечен жильем в соответствии с нормами статьи 44 Федерального закона Российской Федерации N 3-ФЗ от 07.02.2011 года "О полиции", в соответствие с которой обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Кроме этого, правовые последствия непризнания нуждающимся в получении жилья или улучшении жилищных условий сотрудников Государственной противопожарной службы установлены также в подпункте "г" пункта 10 "Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 года N 1054 (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11.2007 года N 778).
С учетом данной нормы сотрудники не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или в улучшении жилищных условий только в случае, если они осуществляют строительство индивидуального жилого дома и получили на эти цели социальные выплаты от соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Указами Президента Российской Федерации от 30.09.1997 года N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" и от 28.07.1999 года N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, членов их семей, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (далее - сертификаты).
В свою очередь, Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 года N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждены "Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы" (далее Правила).
В соответствии с пунктом 1 Правил, установлен порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 -2015 годы (далее -подпрограмма).
В соответствии с пунктом 2 Правил, государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения.
Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Пунктом 5 Правил определено, что право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют сотрудники Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета и увольняемые со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, признанные в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях. Сотрудники, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания по месту прохождения службы в населенном пункте, в соответствии со статьей 93 и пунктом 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации имеют право на обеспечение служебными жилыми помещениями.
В соответствии с Постановлением Правительства N 153 от 21.03.2006 года, Постановлением Правительства N 1050 от 17.12.2010 года с 1 марта 2005 года по настоящее время выдача сертификатов осуществляется в отношении тех сотрудников ГПС МЧС России, перед которыми обязанность государства по обеспечению жильем возникла до 1 марта 2005 года.
Судом первой инстанции установлено, что заявитель до " ... " " ... " " ... " года состоял на таком учете в Главном управлении МЧС России, следовательно, у истца возникнет право на получение государственного жилищного сертификата. Строительство жилого дома расположенного по адресу: г. " ... ", ул. " ... ", " ... ", осуществляется К.СМ. за собственные средства, в настоящее время дом не завершен строительством и имеет назначение - нежилое. Служебная квартира, занимаемая заявителем и членами его семьи является единственным для них жильем. В случае не предоставления ему жилого помещения в собственность и отсутствия факта признания его нуждающимся в жилом помещении, он и члены его семьи будут лишены права на получение социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом, при наступлении определенных законодательством условий. Согласно сообщения начальника ФГКУ "" ... " отряд ФПС по " ... " краю" З.Ю.А. (исх. N" ... " от " ... "." ... "." ... " года), от " ... "." ... "." ... " года К.СМ. незаконно занимает принадлежащее отряду служебное жилое помещение, в связи с чем в срок до " ... "." ... "." ... " года обязан освободить жилое помещение, сдать его представителю отряда и погасить задолженность по коммунальным платежам.
В силу положений статьи 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей.
Таким образом, учитывая, что право на получение безвозмездной субсидии за счет средств федерального бюджета К.С.С. не было реализовано, собственного жилья, пригодного для проживания, он и члены его семьи до настоящего времени не имеют, суд пришел к правильному выводу о том, что нахождение на праве аренды у К.СМ. земельного участка без возведенного на нем жилого дома, не может служить доказательством обеспечения истцов жильем и служить основанием для снятия его с учета нуждающихся и выселении из предоставленного ему ранее по договору найма жилого помещения.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Выводы суда являются исчерпывающими, обоснованы ссылками на правовые нормы, подтверждены анализом представленных доказательств. Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, и основаны на неправильном толковании положений жилищного законодательства.
С учетом изложенного, следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда города Ставрополя от 30 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.