Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Товчигречко М.М., Шеховцовой Э.А.
при секретаре судебного заседания Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 сентября 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Невинномысска Стаценко С.А.
на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края
от 10 июня 2013 года
по делу по исковому заявлению Б. к З., администрации города Невинномысска, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании незаконным отказ администрации города Невинномысска Ставропольского края в принятии на жилищный учет отдельно от бывшей семьи с сохранением права на предоставление жилья с даты первоочередного принятия на учет с 03.12.1999 года, об обязании внести изменения в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий категории " вынужденные переселенцы", об обязании включить в сводный список граждан на получение жилищного сертификата отдельно с соблюдением права первоочередности с даты постановки на учет с 03.12.1999 г., об обязании включить З. и Б. в сводный список граждан на получение жилищного сертификата, как отдельно проживающих, с соблюдением права первоочередности с даты постановки на учет с 03.12.1999 г.
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.
УСТАНОВИЛА:
Б ... обратился в суд с исковыми требованиями, указав, что ранее состоял в зарегистрированном браке с З., и на основании Постановления главы г.Невинномысска от " ... ". их семья поставлена на жилищный учет в администрации г.Невинномысска с составом семьи 3 человека. Семья включена в список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" по категории вынужденные переселенцы (он и З., оба имеют такой статус). От брака они имеют совместного сына " ... ", " ... "года рождения. " ... ". брак с З. расторгнут. Согласно спискам Федеральной миграционной службы РФ по СК бывшая супруга З. состоит в сводном списке под " ... "с датой постановки " ... ". с составом семьи из трех человек: она, он и сын " ... ". До настоящего времени сертификат им не выдан, ни он, ни З. в собственности никакого жилья не имеют.
Поскольку он и З. в действительности прекратили брачные отношения, в результате чего образовались две самостоятельные семьи, которые ранее единой семьей состояли на жилищном учете, и он желает получить жилье отдельно от бывшей супруги и сына с сохранением права на первоочередное предоставление жилья с момента постановки на учет, т.е. с " ... "., то он с таким заявлением обратился в администрацию г. Невинномысска.
19.03.2013г. из администрации г.Невинномысска получен письменный ответ об отказе в удовлетворении заявления с предложением разрешить данный вопрос в судебном порядке. Считает, что действия администрации г.Невинномысска являются незаконными, нарушающими нормы ст. 7 п. 10 Закона РФ N4530-1 "О вынужденных переселенцах", ст. 12 ФЗ N59 "О порядке рассмотрения обращения граждан РФ", что привело к нарушению его права на первоочередность включения его в сводный список граждан на получение жилищного сертификата отдельно от бывшей семьи в 2012-2013г.г. с момента постановки на жилищный учет с 1999 г.
Уточнив исковое заявление, просил признать незаконным отказ администрации города Невинномысска Ставропольского края в постановке Б. на жилищный учет с составом семьи, состоящей из одного человека, отдельно от бывшей супруги З. и сына Б., с сохранением права на предоставление жилья с даты постановки на жилищный учет с 03.12.1999 года.
Обязать администрацию города Невинномысска Ставропольского края внести изменения в единый список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на получение жилищного сертификата по муниципальному округу- город Невинномысск и включить Б. в указанный единый список отдельно от бывшей супруги З. и сына " ... "по дате постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с " ... ", в хронологическом порядке после З. и сына Б..
Обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края включить в сводный список граждан - участников подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище на 2011-2015 годы на получение жилищного сертификата З. и Б. с составом семьи два человека, с соблюдением права первоочередности с даты постановки на учет, то есть " ... "г.
Обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края включить в сводный список граждан - участников подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище на 2011-2015 годы на получение жилищного сертификата Б. с составом семьи один человек, с правом постановки на учет с " ... "г., с соблюдением первоочередности постановки на указанный учет З. и Б., и обратить решение к немедленному исполнению.
Решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2013 года заявленные требования удовлетворены частично.
Признан незаконным отказ администрации города Невинномысска Ставропольского края в постановке Б. на жилищный учет с составом семьи, состоящей из одного человека, отдельно от бывшей супруги З. сына " ... ", с сохранением права на предоставление жилья с даты постановки на жилищный учет с " ... " года.
На администрацию города Невинномысска СК возложена обязанность внести изменения в единый список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы на получение жилищного сертификата по муниципальному округу- город Невинномысск и включить Б. в указанный единый список отдельно от бывшей супруги З. и сына " ... "по дате постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с " ... "года, в хронологическом порядке после З. и сына " ... ".
На Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края возложена обязанность включить в сводный список граждан - участников подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище на 2011-2015 годы на получение жилищного сертификата З. и " ... "с составом семьи два человека, с соблюдением права первоочередности с даты постановки на учет, то есть " ... "г.
На Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края возложена обязанность включить в сводный список граждан - участников подпрограммы " Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы " Жилище на 2011-2015 годы на получение жилищного сертификата Б. с составом семьи один человек, с правом постановки на учет с " ... "г., с соблюдением первоочередности постановки на указанный учет З. и " ... ".
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Невинномысска Стаценко С.А. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права и не соответствует действующему законодательству. Просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение.
В возражениях на апелляционную жалобу Балабанченко И.В. указывает на правильность решения, просит решение суда оставить без изменения.
Представители Министерства строительства и архитектуры СК, УФМС России по СК, Комитета по труду и социальной поддержке населения администрации г. Невинномысска, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по СК в суд апелляционной инстанции не явилась, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается соответствующими почтовыми уведомлениями о вручении извещения; cведений об уважительности причин неявки не предоставили, и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.Принимая во внимание, что лица, участвующие деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В связи с этим, решение проверено судебной коллегией по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации города Невинномысска Раманн Е.С., действующую на основании доверенности " ... "года, просившую решение суда отменить, Б., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, а потому подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно п.п. 3 п. 3 ст. 7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, участвуют в финансировании строительства (приобретения) и распределении жилья для постоянного проживания вынужденных переселенцев.
Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2000 года N 845 утверждено Положение, которым определяется порядок жилищного обустройства на территории Российской Федерации граждан, признанных вынужденными переселенцами.
Подпунктом "б" пункта 3 указанного Положения регламентировано, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют в соответствии с жилищным законодательством и настоящим Положением учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставляют им жилые помещения для постоянного проживания.
В силу ч.1 ст.7 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4530-1 "О вынужденных переселенцах" органы местного самоуправления включают вынужденного переселенца в соответствии с жилищным законодательством РФ в список граждан на получение жилья независимо от срока проживания в данной местности и в соответствии с п.39 Положения в установленный жилищным законодательством срок в письменной форме доводит до сведения вынужденного переселенца и соответствующего территориального органа Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики Российской Федерации решение о постановке на учет и включении вынужденного переселенца в единый список граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье) с указанием даты включения вынужденного переселенца в очередь и ее номера.
В соответствии с п.37 Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.11.00 г. N 845, органы местного самоуправления по месту жительства вынужденных переселенцев в соответствии с жилищным законодательством осуществляют учет вынужденных переселенцев, нуждающихся в улучшении жилищных условий (постоянном жилье), независимо от срока их проживания в данной местности, путем ведения единого списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно абзацу 15 второго раздела подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. N 1050 "О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 2 Постановления, выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы, осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".
Из материалов дела усматривается, что решением УФМС России по Ставропольскому краю от " ... " года Б. признан вынужденным переселенцем.(л.д. 15)
Решением УФМС России по Ставропольскому краю от " ... "года З. также признана вынужденным переселенцем.
Судом первой инстанции установлено, что статус вынужденного переселенца продлен из них каждому до 18.03.2014 года.
Постановлением главы города Невинномысска от 03.12.1999 года за N2301 "О постановке граждан на учет для улучшения жилищных условий" З. с составом семьи : она, муж Б. и сын- " ... ". были поставлены в очередь на улучшение жилищных условий с регистрационным номером " ... ", номер общей очереди " ... ". (л.д.43-47)
Решением мирового судьи судебного участка N2 г. Невинномысска от 23 декабря 2005 года брак между Б. и З. был расторгнут.(л.д.10)
Судом первой инстанции подробно установлены обстоятельства обращения Б. обращался в жилищный отдел администрации города Невинномысска с заявлением о постановке его на учет для получения жилья с составом семьи один человек, отдельно от его бывшей супруги З. и совместного сына " ... "., " ... " года рождения, и включении его в число получателей государственного жилищного сертификата с составом семьи один человек.
Письмом за " ... "года администрация города Невинномысска уведомила Б. об отказе в принятии решения и о разрешении возникшего спора в судебном порядке.( л.д. 13)
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался пунктом 3.4 Приказа Минфедерации РФ от 10.04.2001 N 31 "Об утверждении нормативного акта о постоянном жилищном обустройстве вынужденных переселенцев", которым предусмотрено включение вынужденных переселенцев по более ранней дате принятия на жилищный учет в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (в постоянном жилье), которые формируются и ведутся территориальными органами Федеральной миграционной службы, и не является основанием для изменения самой даты постановки вынужденных переселенцев на жилищный учет.
Принимая во внимание фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что истец является вынужденным переселенцем, в соответствии с действующим законодательством поставлен на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма, его статус на сегодня не изменен, жилого помещения он не имеет, проживает по договору поднайма, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что Б. имеет право быть включенным в списки граждан - получателей государственных жилищных сертификатов в 2013 году, исходя из прежней очередности отдельно от бывшей супруги З. и несовершеннолетнего Б.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального права без учета системной связи нормативных законоположений и не могут служить поводом для ее удовлетворения.
Выводы суда являются исчерпывающими, обоснованы ссылками на правовые нормы, подтверждены анализом представленных доказательств.
С учетом изложенного, следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 10 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.