Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 октября 2013 года
дело по апелляционной жалобе Бондарева А.А. и его представителя- адвоката Бакасова Р.У.
на решение Ленинского районного суда Ставропольского края от 16 июля 2013 года
по делу по заявлению Бондарева А.А. об оспаривании действий (бездействия) должностного лица - исполняющего обязанности Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края Непышного И.Г.
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Бондарев А.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностного лица - и.о. Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края Непышного И.Г.
В обоснование требований указал, что он отбывает наказание в " ... " УФСИН России по Ставропольскому краю, страдает психическим заболеванием.
В соответствии с пунктом "е" статьи 172 УИК РФ тяжелая болезнь или инвалидность является основанием для освобождения от отбывания наказания.
Адвокат Бакасов Р.У., действующий в его интересах, обратился в Ставропольскую межрайонную прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края для организации и проведения в отношении него специальной медицинской комиссии в ИТУ Ставропольского края для определения состояния здоровья и возможности для дальнейшего отбывания наказания либо освобождения от отбывания наказания.
Однако письмом N 3кс-2010 от 30 ноября 2012 года за подписью заместителя Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края советника юстиции Непышного И.Г. в инициировании создания специальной медицинской комиссии с участием специалистов Независимого медицинского центра им. Д.Р. Лунца (г. Ставрополь) для определения состояния его здоровья и решения вопроса о возможности дальнейшего отбывания наказания либо освобождения от отбывания наказания отказано.
В указанном письме указано, что осужденный Бондарев А.А. через администрацию учреждения по вопросу его освидетельствования не обращался. Однако это не соответствует действительности, потому как он обращался в администрацию ФКУ " ... " с просьбой провести в отношении него независимую медицинскую комиссию, в состав которой включить специалистов-экспертов ООО "Независимый медицинский центр им. Д.Р.Лунца", в удовлетворении которой ему необоснованно отказано и предложено пройти обследование в Межобластной психиатрической больнице УФСИН России по Смоленской области.
Указание и.о. межрайонного прокурора Непышного И.Г. на то, что ООО "Независимый медицинский центр им. Д.Р. Лунца" является частной медицинской фирмой, в связи с чем составленный в отношении него (Бондарева А.А.) Акт заочного комплексного судебно-психиатрического освидетельствования не имеет юридической силы, полагает необоснованным, противоречащим ст.5 Закона РФ от 02.07.1992 года N 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".
Считая такой отказ незаконным и нарушающим его законные права и интересы, просил обязать исполняющего обязанности Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края Непышного И.Г. устранить в полном объёме препятствие к осуществлению им, отбывающим наказание в " ... " УФСИН России по Ставропольскому краю, его прав и свобод, а именно права на назначение и проведение специальной медицинской комиссии с участием специалистов Независимого медицинского центра им. Д.Р. Лунца для определения состояния его здоровья и решения вопроса о возможности дальнейшего отбывания наказания либо освобождения от отбывания наказания (л.д.3-5).
Решением Ленинского районного суда Ставропольского края от 16 июля 2013 года в удовлетворении заявления Бондарева А.А. отказано.
В апелляционной жалобе Бондарев А.А. и его представитель - адвокат Бакасов Р.У. указывают, что решение суда является необоснованным и подлежащим отмене, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права в связи с неприменением закона, подлежащего применению. Просят решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Осужденный Бондарев А.А., отбывающий наказание в " ... " УФСИН России по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.
Представители Ставропольской межрайонной прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края, Ставропольской краевой прокуратуры в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; cведений об уважительности причин неявки не предоставили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Принимая во внимание, что указанные выше лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав адвоката Бакасова Р.И., действующего в интересах Бондарева А.А. по ордеру " ... ", просившего отменить решение и вынести по делу новое решение об удовлетворении требований его доверителя, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Отказывая в удовлетворении требований Бондарева А.А., суд первой инстанции исходил из отсутствия у прокурора обязанности инициировать по заявлению гражданина, отбывающего наказание в местах лишения свободы, создание и назначение какой-либо специальной медицинской комиссии с целью определения состояния здоровья осужденного.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом, основанным на правильном применении норм действующего законодательства.
Так, согласно части 2 статьи 81 Уголовного кодекса Российской Федерации лицо, заболевшее после совершения преступления иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, может быть судом освобождено от отбывания наказания.
В силу пункта 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 года N 8 "О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания" лицо, заболевшее после совершения преступления тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания (часть 2 статьи 81 УК РФ), может быть освобождено судом от отбывания наказания. При этом основанием для освобождения от наказания по болезни является наличие одного из заболеваний, входящих в утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 54 Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, если стационарное лечение не дало положительных результатов, что должно быть подтверждено комиссионным медицинским заключением.
Постановлением Правительства РФ от 06 февраля 2004 года N 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью" утверждены Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью и Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
Согласно пункту 2 указанных Правил медицинскому освидетельствованию подлежат осужденные, страдающие болезнями, включенными в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
Медицинское освидетельствование осужденных осуществляется медицинскими комиссиями лечебно-профилактических учреждений уголовно-исполнительной системы, которые состоят не менее чем из трех врачей. К работе комиссии могут привлекаться в качестве консультантов специалисты других учреждений здравоохранения (пункт 3 и пункт 4 Правил).
Пунктом 5 Правил установлено, что осужденные направляются на медицинское освидетельствование лечебно-профилактическими учреждениями и медицинскими частями уголовно-исполнительной системы, а также лечебно-профилактическими учреждениями государственной и муниципальной систем здравоохранения при наличии у них заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания, подтвержденного клиническими данными обследования его здоровья в условиях стационара лечебно-профилактического учреждения.
В направлении на медицинское освидетельствование указываются сведения о состоянии здоровья осужденного, отражающие степень нарушения функций органов и (или) систем организма в связи с заболеванием, а также результаты проведенных лечебных мероприятий (пункт 6 Правил).
Согласно пункту 11 Правил по результатам освидетельствования комиссия большинством голосов ее членов выносит медицинское заключение о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, включенного в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.
Форма заключения медицинской комиссии об освидетельствовании осужденного утверждается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Приказом Минздрава РФ N 311, Минюста РФ N 242 от 09 августа 2001 года "Об освобождении от отбывания наказания осужденных к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью" утверждены Перечень заболеваний, который может быть использован в качестве основания для представления к освобождению от отбывания наказания осужденных к лишению свободы, Порядок медицинского освидетельствования осужденных к лишению свободы и их представления к освобождению от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью, а также Форма заключения специальной медицинской комиссии о медицинском освидетельствовании осужденного N 035-1/У-И.
Согласно пункту 2 Порядка медицинское освидетельствование осужденных к лишению свободы для признания их страдающими заболеваниями, указанными в Перечне, производится специальной медицинской комиссией в составе начальника или заместителя начальника лечебно - профилактического учреждения уголовно - исполнительной системы (председатель) и не менее двух врачей (члены комиссии).
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает возможности создания специальной медицинской комиссии, формируемой из врачей не государственного и не муниципального, т.е. частного медицинского учреждения с целью медицинского освидетельствования осужденного, отбывающего наказание в местах лишения свободы.
Более того, ни Уголовный кодекс Российской Федерации, ни Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2004 года N 54 "О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью", ни Приказ Минздрава РФ N 311, Минюста РФ N 242 от 09 августа 2001 года "Об освобождении от отбывания наказания осужденных к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью", которым утвержден в том числе и Порядок медицинского освидетельствования осужденных к лишению свободы и их представления к освобождению от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью, не содержат правовой нормы, предоставляющей прокурору право назначать состав специальной медицинской комиссии, который определяется соответствующим приказом начальника территориального отдела УФСИН России об организации работы специальных медицинских комиссий учреждений УФСИН России.
Как установлено судом, адвокат Бондарева А.А. - Бакасов Р.У. обратился в Ставропольскую межрайонную прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края для организации и проведения в отношении Бондарева А.А. специальной медицинской комиссии в ИТУ Ставропольского края для определения состояния здоровья заявителя и возможности для дальнейшего отбывания наказания, либо освобождения от отбывания наказания.
Данное обращение рассмотрено в установленные законом сроки и на него направлен ответ от 30.11.2012 года, подписанный заместителем Ставропольского межрайонного прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях края советником юстиции Непышным И.Г.
Из содержания ответа следует, что обращение адвоката Бакасова Р.У. в защиту интересов осужденного Бондарева А.А. рассмотрено по существу, доводы проверены. Заявителю разъяснен действующий порядок проведения медицинского освидетельствования осужденных к лишению свободы. По итогам рассмотрения обращения прокурор не установил нарушений требований закона и как следствие пришел к выводу об отсутствии оснований для принятия мер прокурорского реагирования.
Несогласие Бондарева А.А. и его адвоката с содержанием ответа на обращение не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов осужденного.
При таких обстоятельствах суд принял правильное решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 330 ГПК оснований, влекущих отмену постановленного по делу решения, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда Ставропольского края от 16 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.