Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 октября 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Ермаковой И.А.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 22 июля 2013 года
по делу по заявлению Нечаевой В.И. о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанности по предоставлению жилого помещения
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Обращаясь в суд с заявлением о возложении на Министерство жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края обязанности по предоставлению ей жилого помещения, площадью не ниже установленных законом социальных норм, Нечаева В.И. указала, что гарантируемая законодательством социальная поддержка, в том числе на внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей до достижения ими возраста 23 лет. Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью ей, как ребенку, оставшемуся в шестнадцатилетнем возрасте без попечения родителей и воспитывавшемуся в детском государственном учреждении для детей сирот, не предоставлена и жилым помещением на условиях социального найма она не обеспечена (л.д. 5-8).
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 22 июля 2013 года заявление Нечаевой В.И. удовлетворено. На Министерство жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края возложена обязанность предоставить Нечаевой В.И. жилое помещение, площадью не ниже установленных законом социальных норм.
В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Ермакова И.А. указывает, что решение суда является незаконным и подлежит отмене, поскольку судом неправильно применены нормы материального права, а именно, не применен закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям, и дана неверная оценка фактическим обстоятельствам дела. Просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Нечаевой В.И.
В возражениях на данную жалобу Нечаева В.И. просит оставить решение без изменения, ссылаясь на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.
Представитель администрации г. Ставрополя и представитель Министерства образования СК в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается соответствующими почтовыми уведомлениями о вручении извещения.
Сведений об уважительности причин неявки не предоставили и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Нечаева В.И. в судебное заседание также не явилась, просила рассмотреть дело по апелляционной жалобе на решение суда первой инстанции в ее отсутствие.
Принимая во внимание, что указанные выше лица, участвующие деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся участников судебного разбирательства, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края Лобанович А.В., действующую по доверенности б/н от 11.03.2013 года, просившую отменить решение, а также представителя Нечаевой В.И. - Фоменко А.В., действующего по доверенности " ... " от 18.05.2013 года, полагавшего решение основанным на законе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела допущены такие нарушения, так как суд неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Суд первой инстанции установил фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что Нечаева В.И. " ... " года рождения в шестнадцатилетнем возрасте осталась без попечения родителей, воспитывалась в детском государственном учреждении для детей сирот.
31 августа 2004 года Октябрьским районным судом города Ставрополя было вынесено решение о лишении " ... " родительских прав в отношении Нечаевой В.И.
Постановлением главы администрации Октябрьского района города Ставрополя N 141 от 30.06.2005 года за Нечаевой В.И. закреплено право на улучшение жилищных условий по достижению совершеннолетия.
На основании заявления Нечаевой В.И. от 09.10.2012 года постановлением администрации города Ставрополя от 09.11.2012 года N 3539 Нечаева В.И. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Однако, жилое помещение Нечаевой В.И. в установленном законом порядке не предоставлено.
Удовлетворяя требования Нечаевой В.И. о возложении на Министерство жилищно- коммунального хозяйства Ставропольского края обязанности по предоставлению ей жилого помещения, площадью не ниже установленных законом социальных норм, суд первой инстанции исходил из того, что заявительница имеет право на льготное обеспечение жилым помещением и это право ею не реализовано.
Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда первой инстанции, основанным на неверной оценке фактических обстоятельств дела и на ошибочном толковании и применении норм материального права.
Государство, гарантируя государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, право на получение государственных пенсий и пособий, имеющих целью предоставление социальной защиты семье и детям, непосредственно не устанавливают какой-либо определенный порядок реализации права на получение мер социальной поддержки. Конституционное право само по себе не предполагает возможность для гражданина по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру реализации того или иного права, включая и права на жилье, которые определяются, исходя из Конституции РФ, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, в том числе Жилищным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федерального закона N 159-ФЗ).
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в жилищных отношениях, установлены законом Ставропольского края от 16.03.2006 года N 7-кз (ред. от 09.07.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В соответствии с частью 1 статьи 7 данного закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договорам найма специализированных жилых помещений (далее - жилые помещения) в порядке, устанавливаемом Правительством Ставропольского края.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края утвержден
постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 года N 240-п "Об утверждении Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края", вступившим в силу с 16.07.2013 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 указанного выше порядка основанием для принятия уполномоченным органом в области управления жилищным фондом решения о предоставлении специализированного жилого помещения является письменное заявление лица, указанного в пункте 2 настоящего Порядка, включенного в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представленный в установленном порядке органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление в сфере образования, и достигшего возраста 18 лет или признанного в установленном порядке полностью дееспособным до достижения им совершеннолетия (далее соответственно - заявление; список; орган, осуществляющий управление в сфере образования).
Форма заявления утверждается приказом уполномоченного органа в области управления жилищным фондом и размещается на сайте уполномоченного органа в области управления жилищным фондом в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Заявление подается в уполномоченный орган в области управления жилищным фондом лицом, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, лично.
Лицом, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, вместе с заявлением представляется документ, удостоверяющий его личность (паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий), и, при необходимости, документ, подтверждающий признание его полностью дееспособным до достижения им совершеннолетия.
Заявление и документы, указанные в абзаце третьем настоящего пункта, могут быть направлены лицом, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 4 Порядка).
При этом как федеральное, так и краевое законодательство содержит указание на то, что жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений предоставляются по заявлению в письменной форме
(ст. 8, Федерального закона N 159-ФЗ; ст. 7 закона Ставропольского края N 7-кз).
Из изложенного следует, что реализация права ребенка-сироты на предоставление жилого помещения носит заявительный характер.
Сторонами не оспаривается, что Нечаева В.И. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление в сфере образования, однако, не обращалась в уполномоченный орган исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края - Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с предусмотренным законом заявлением о предоставлении специализированного жилого помещения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда удовлетворении заявления Нечаевой В.И. подлежит отмене, как постановленное преждевременно.
Нечаева В.И. не лишена права на обращение в суд с требованиями о понуждении к предоставлению ей жилого помещения на льготных основаниях в случае отказа в удовлетворении предусмотренного законом заявления, которое ей надлежит подать в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края с целью соблюдения условия реализации права ребенка, оставшегося в шестнадцатилетнем возрасте без попечения родителей и воспитывавшегося в детском государственном учреждении для детей-сирот, на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с пунктом 2 статьи 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
Принимая во внимание, что суд первой инстанции, установив фактические обстоятельства дела, не дал им надлежащей правовой оценки и неправильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, что привело к судебной ошибке, установления каких-либо новых обстоятельств и их доказывания не требуется, судебная коллегия находит возможным, отменив решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Нечаевой В.И. по вышеизложенным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 22 июля 2013 года отменить и постановить по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении заявления Нечаевой В.И. о возложении на Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края обязанности по предоставлению жилого помещения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.