Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А., Товчигречко М.М.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 08 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе С. М. А.
на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 22 июля 2013 года
по заявлению С. М. А. о признании незаконными действий отдела образования Буденновского района,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
С.М.А. обратилась в Буденовский городской суд Ставропольского края с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления, указав, что " ... " " ... "" ... " года она обратилась в администрацию Буденовского района о включении в список для предоставления жилого помещения, как ребёнка, оставшегося без попечения родителей.
" ... " " ... " " ... "года получила отказ отдела образования администрации Буденновского муниципального района СК в предоставлении жилого помещения по причине не предоставления справки органа ЗАГС, подтверждающую, что сведения об отце внесены в запись акта о рождении ребенка по заявлению матери ребенка.
Считает, что данным отказом созданы препятствия к осуществлению её прав, закреплённых в ФЗ N 159 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Просила суд признать незаконным и необоснованным отказ отдела образования администрации Буденовского района внести её в список лиц из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений. Обязать отдел образования устранить в полном объёме нарушение законных прав и интересов.
Решением Буденовского городского суда Ставропольского края от 22 июля 2013 года отказано в удовлетворении заявления С.М.А. о признании незаконным отказа отдела образования администрации Буденовского района внести С.М.А. в список лиц из детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления жилых помещений, возложении обязанности на отдел образования устранить в полном объёме нарушение законных прав и интересов С.М.А.
В апелляционной жалобе С.М.А. считает решение суда незаконным и необоснованным. Указывает, что справка органа ЗАГС по форме N " ... " является лишь одним из документов, подтверждающих утрату гражданином в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения. Перечень не является закрытым, так как указано, что возможно предоставление и иных документов. Просит решение отменить и принять по делу новое решение.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
До начала рассмотрения дела по существу в судебную коллегию по административным делам поступило ходатайство от начальника отдела образования г. Буденновска Б.М.А. о рассмотрении гражданского дела без участия органа опеки и попечительства г. Буденновска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав С.М.А., её представителя Б.О.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции не допущено.
Согласно ст. 1 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке; а, дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Согласно п. 1 ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п. 5, 6 ст. 7 Закон Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", орган исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющий управление в сфере образования, в порядке, установленном частью 6 настоящей статьи, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Список формируется на основании сведений о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, лицах из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом, предоставляемых органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ставропольского края, которые наделены отдельными государственными полномочиями Ставропольского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении вышеуказанных лиц, проживающих на территории соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Порядок и сроки предоставления сведений, а также перечень документов, их подтверждающих, устанавливаются органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим управление в сфере образования.
Согласно п. 3 Приказа министерства образования Ставропольского края от 20.12.2012 N 1208-пр "Об утверждении Порядка формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями" установлен Перечень документов, необходимых для включения в Список детей-сирот, в том числе документы, подтверждающие утрату ребенком-сиротой в несовершеннолетнем возрасте родительского попечения: акт об оставлении ребенка; заявление родителей (матери ребенка) о согласии на его усыновление; решение суда о лишении родителей (родителя) родительских прав либо ограничении родителей (родителя) в родительских правах в отношении гражданина: свидетельства (свидетельство) о смерти родителей (родителя); решение суда о признании родителей (родителя) безвестно отсутствующими (отсутствующим); решение суда о признании родителей (родителя) недееспособными (недееспособным); справка органа записи актов гражданского состояния, подтверждающая, что сведения об отце внесены в запись акта о рождении ребенка по заявлению матери ребенка, и иные.
Из материалов дела видно, что решением " ... " районного суда Ставропольского края от " ... " " ... " " ... " года, мать С.М.А. М.Л.В. лишена родительских прав в отношение детей: М.М. " ... "." ... "." ... " года рождения, М.С. " ... "." ... "." ... " года рождения, Б. Е. " ... "." ... "." ... " года рождения, (л.д. 11).
Постановлением главы администрации " ... " района Ставропольского края N " ... " от " ... "." ... "" ... " года М.М.А. (С.) признана ребенком, оставшимся без попечения родителей, и определена в детский дом семейного типа, в котором содержалась до совершеннолетия (л.д.12).
Распоряжением главы " ... " районной администрации Ставропольского края N " ... "от " ... "." ... "." ... "года за ней закреплено право на получение жилья по достижению совершеннолетия (л.д.13-15).
Однако данным правом она не смогла воспользоваться до достижения " ... "-летнего возраста. В настоящее время ей исполнилось " ... " лет.
С. М.А. проживает и зарегистрирована на территории " ... "района " ... " края.
Отказывая в удовлетворении заявления С.М.А., суд правильно пришел к выводу о том, что С.М.А. не представлено доказательств, подтверждающих, что сведения об отце внесены в запись акта о рождении по заявлению матери, а равно и иных доказательств, свидетельствующих о наличии у нее права на обеспечение жильем в соответствии с Законом Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Судом первой инстанции установлено, что решение о признании С. (до брака М.) М. ребёнком, оставшимся без попечения родителей, а также лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей не принималось.
Судебная коллегия соглашается с оценкой исследованных судом первой инстанции доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы.
Иные доводы жалобы не являются основанием для отмены правильного по существу судебного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 22 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.