Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А., Шишовой В.Ю.
при секретаре Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 апреля 2013 года
дело по апелляционной жалобе ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ
на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 26 ноября 2012 года
по гражданскому делу по заявлению Паценковой Е.Г. о признании незаконным решения Начальника управления ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения",
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Паценкова Е.Г. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения N 634 от 29.03.2012г. ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, о возложении на начальника ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации обязанности устранить допущенные нарушения путем принятия заявителя на учет нуждающихся в жилых помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указала, что она является старшиной контрактной службы, уволена в запас с должности начальника склада по пп. "а" п. 1 ст. 51 ФЗ РФ "О воинской обязанности и военной службы" 10 января 2011 года.
Жилым помещением по нормам действующего законодательства не обеспечена, жилой площадью и государственным жилищным сертификатом по линии министерства обороны РФ также не обеспечивалась, что подтверждается выпиской из приказа N 16 командира ВЧ " ... " от 10.02.2012 года и справкой N 188 от 21.10.2011 года, выданной ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения".
В декабре 2011 года заявительницей предоставлены документы в ФГУ "Югрегионжилье" для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.
29.03.2012 года заместителем начальника ФГУ "Югрегионжилье" вынесено решение N 634 об отказе в принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещения по договору социального найма на основании п.3 ч.1 ст. 54 ЖК РФ и п. 4 приказа Министра обороны РФ N 1280 от 30.09.2010г, т.к. она ранее имела в собственности квартиру общей площадью " ... " кв.м, расположенную по адресу " ... ".
С данным решением Паценкова Е.Г. не согласна, считает его незаконным и необоснованным.
Решением Промышленного районного суда г.Ставрополя от 26 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны РФ просит постановленное по делу решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Указывая, в частности, что суд первой инстанции не правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились.
В соответствии ч. 1 ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.
При уведомлении суда почтовым отделением связи о неявке Паценковой Е.Г. по извещению за телеграммой, содержащей сведения о назначении рассмотрения апелляционной жалобы в судебном заседании на 16 апреля 2013 года и на 23 апреля 2013 года, следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, что предполагает предоставление участвующим в судебном разбирательстве сторонам равных процессуальных возможностей по отстаиванию своих прав и законных интересов.
Суд же, осуществляя гражданское судопроизводство на основе данных принципов, обязан создавать условия, при которых соблюдался бы необходимый баланс процессуальных прав и обязанностей сторон.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации обеспечивает создание равных условий для участников гражданского судопроизводства и возможность реализации ими своих прав по своему усмотрению, в том числе обеспечением возможности непосредственно участвовать в рассмотрении дела лично или через представителей.
Так, согласно частям 2 и 3 ст. 167, ст. 327 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, в отношении которых отсутствуют сведения об их извещении, разбирательство дела откладывается.
В случае, если лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте судебного заседания, суд откладывает разбирательство дела в случае признания причин их неявки уважительными.
Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая задачи судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в частях 3 и 4 ст. 167 ГПК РФ, нерассмотрение дела в случае неявки в судебное заседание какого-либо из лиц, участвующих в деле, при отсутствии сведений о причинах неявки в судебное заседание не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что, в свою очередь, не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статей 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что извещения о дате, времени и месте судебных заседаний судебной коллегии по административным делам, назначенных на 16 и 23 апреля 2013 года направлялись лицам, участвующим в деле посредством почтовой связи и телеграммами. Паценковой Е.Г. телеграммы не вручены в связи с тем, что нет доступа в квартиру, адресат за телеграммой по извещению не является.
Данное обстоятельство явилось причиной отложения заседания судебной коллегии по административным делам, назначенного на 16 апреля 2013 года.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что неполучение заявителем направляемого судом извещения о времени и месте рассмотрения дела, свидетельствует об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав.
Представителем ФГКУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации телефонограммой передано ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
При таких обстоятельствах и в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Неправильным применением норм материального права является в числе прочих неправильное истолкование закона.
Такое нарушение судом первой инстанции допущено.
Удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным решение N 634 от 29.03.2012 г и возлагая на заинтересованное по делу лицо обязанность принять Паценкову Е.Г. на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма суд первой инстанции исходил из того, что данное решение не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы заявителя.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может, поскольку он основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии со ст.1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
Статья 5 ЖК РФ предусматривает, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации (ч.5).
В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса (ч.8).
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст.53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010г N 1280 для признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, имеющих в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" право на предоставление жилых помещений по договору социального найма, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, они подают заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации) к которому прикладываются следующие документы: копии документов, удостоверяющие личность военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей - граждан Российской Федерации (паспортов с данными о регистрации по месту жительства, свидетельств о рождении лиц, не имеющих паспортов); выписки из послужного списка, справки о прохождении военной службы, общей продолжительности военной службы и составе семьи; копии свидетельств о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащих и членов их семей за последние пять лет до подачи заявления; копии документов о праве на предоставление дополнительных социальных гарантий в части жилищного обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации; сведения о наличии идентификационного номера налогоплательщика у военнослужащего и всех членов его семьи; сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
Военнослужащие вправе представлять другие документы, подтверждающие их право на признание нуждающимися в жилых помещениях.
Военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей (п.4).
Данные требования судом первой инстанции при рассмотрении дела не учтены.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества от 29 декабря 2010 года Паценкова Е.Г. приобрела в собственность двухкомнатную квартиру, расположенную " ... " (л.д.6).
Приказом командира войсковой части " ... " N 16 от 10 февраля 2011 года " ... " Паценкова Е.Г. уволена в запас по подпункту "а" пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (по достижению предельного возраста пребывания на военной службе) с 10 февраля 2011г, исключена из списков личного состава части, снята со всех видов обеспечения и направлена на учет в отдел военного комиссариата Ставропольского края по г.Ставрополю. На момент увольнения Паценкова Е.Г. имела выслугу в Вооруженных силах в календарном исчислении - 19 лет 08 месяцев 14 дней, в льготном исчислении - 20 лет 02 месяца 04 дня (л.д.16).
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества от 14 марта 2011 года Паценкова Е.Г. продала принадлежащую ей квартиру N " ... " расположенную в " ... ".
В декабре 2011 года Паценкова Е.Г. обратилась в ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Решением N 634 от 29.03.2012 г за подписью заместителя начальника ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации" Шустова И.А. Паценковой Е.Г. отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в связи с намеренным ухудшением жилищных условий.
Судебная коллегия находит, что указанное решение не противоречит ст.53 ЖК РФ, п.4 вышеуказанной Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, а также позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 19.04.2007 года N 258-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации" в соответствии с которой применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Вывод суда первой инстанции о том, что приобретение квартиры и последующая ее реализация Паценковой Е.Г. не связаны с улучшением и ухудшением ею жилищных условий, являются следствием заключения договора займа с третьим лицом и не могут служить основанием для отказа в постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, судебная коллегия находит ошибочным и основанным на обстоятельствах, не имеющих правового значения для настоящего дела, поскольку действующее жилищное законодательство не содержит такого рода исключений для отдельных категорий граждан и видов сделок.
Паценкова Е.Г. по своему усмотрению и в своих интересах осуществляла принадлежащие ей жилищные права, в том числе право на распоряжение принадлежащей ей квартирой. Доказательств иного ни суду первой инстанции ни судебной коллегия не представлено.
Судебная коллегия указывает, что Паценкова Е.Г. не лишена права на улучшение жилищных условий при установлении факта нуждаемости, но реализовать данное право может не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных выше намеренных действий.
При таких обстоятельствах постановленное по делу решение суда не может быть признано законным, а потому оно подлежит отмене вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 26 ноября 2012 года отменить. Постановить по делу новое решение: Паценковой Е.Г. в удовлетворении требований о признании незаконным решения N 634 от 29.03.2012г ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации отказать.
Паценковой Е.Г. в удовлетворении требований о возложении обязанности на начальника ФГУ "Южное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации принять ее на учет нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.