Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 июля 2013 года
дело по апелляционной жалобе главы администрации МО г.Ипатово " ... " И.В.
на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 17 января 2013 года
по делу по иску прокурора Ипатовского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования г.Ипатово Ипатовского района Ставропольского края о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности утвердить специальные места для накопления листвы
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Ипатовского района обратился в суд с иском к администрации МО г.Ипатово о признании незаконным бездействия и о возложении обязанности утвердить специальные места для накопления листвы.
В обосновании требований указав, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры Ставропольского края на территории МО г.Ипатово проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха.
В соответствии с действующим законодательством каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В связи с чем, территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В ходе проверки установлено, что указанные требования администрацией МО г.Ипатово в полном объеме не выполняются.
Так, федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом МПР России от 02.12.2002 г. N 766, в перечень отходов включены отходы органические природного происхождения (животного и растительного), которые, согласно присвоенному им коду " ... ", не имеют опасных свойств. Опадающая листва является растительным органическим отходом природного происхождения, и, следовательно, организация ее сбора и вывоза относится к вопросам местного значения поселения в сфере обращения с отходами, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования.
Постановлением администрации МО г.Ипатово от " ... "." ... "." ... " г. N " ... " утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования г.Ипатово (далее - Правила). Пунктом 5.16.7 Правил предусмотрено, что запрещено сжигать промышленные и бытовые отходы, мусор, листья, обрезки деревьев на улицах, площадях, цветниках и во дворах предприятий и организаций, жилых домов и индивидуальных домовладений.
Пункт 5 Правил регламентирует организацию уборки городских территорий в летний период. При этом пунктом 5.12 Правил установлено, что в период листопада юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также граждане, ответственные за уборку собственных прилегающих и закрепленных территорий, производят сгребание и вывоз опавшей листвы на газонах, вдоль улиц и на дворовых территориях.
На территории МО места для накопления листвы и вывоза отходов органического (растительного) происхождения не определены и не утверждены, тем самым администрация муниципального образования самоустранилась от исполнения обязанностей по сбору и вывозу листвы, переложив обязанности на физических и юридических лиц. Отсутствие на территории МО специально определенных для накопления листвы мест с неизбежностью приводит, особенно в период осеннего листопада, к повсеместному сжиганию листвы, несмотря на установленный Правилами, запрет на ее сжигание. В свою очередь сжигание листвы влечет уничтожение существующей на месте сжигания экосистемы: уничтожаются семена трав, гибнут насекомые и микроорганизмы, населяющие верхний слой почвы и являющиеся неотъемлемым элементом данной экосистемы.
Кроме того, сжигание листвы приводит к выбросам в атмосферный воздух углекислого газа и вредных веществ, содержащихся в листве, что недопустимо в силу ст.ст.14 и 18 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", устанавливающих запрет на сжигание на территориях организаций и населенных пунктов отходов производства и потребления, в том числе опавшей листвы, кроме случаев, когда сжигание осуществляется в специальных установках с соблюдением требований по охране атмосферного воздуха.
Таким образом, считает, что администрацией МО г.Ипатово ненадлежащим образом исполняются полномочия по решению вопросов местного значения в области обращения с отходами, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования и, как следствие, охраны окружающей среды, в частности, атмосферного воздуха. Ненадлежащим исполнением администрацией МО г. Ипатово полномочий по решению вопросов местного значения, к которым относится определение специальных мест для накопления листвы, приводящее к ее сжиганию и загрязнению окружающей среды, нарушаются гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, благоприятную среду обитания, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека.
Просил признать незаконным бездействие администрации МО г.Ипатово, выразившееся в не утверждении специальных мест для накопления листвы на территории г. Ипатово, обязать администрацию МО г.Ипатово в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу утвердить специальные места для накопления листвы на территории г.Ипатово.
Решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 17 января 2013 исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе главы администрации МО г.Ипатово " ... " И.В. просит решение суда отменить как незаконное, принять по делу новое решение. Указывает в частности, что судом не дана правильная оценка, доказательствам по делу, вследствие чего судом нарушены нормы материального права.
В возражениях на апелляционную жалобу помощник прокурора Ипатовского района Ставропольского края " ... " А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы в соответствие ст. 327.1 ГПК РФ, и возражений на неё, заслушав заключение прокурора " ... " Е.В., полагавшей решение суда законное и отмене не подлежит, судебная коллегия оснований для отмены либо изменения постановленного по делу решения суда не находит.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено.
В ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в ред. от 25.12.2012г) к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
На основании ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения, в том числе, относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора; утверждение правил благоустройства территории поселения.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечения нормальных условий существования.
Решение вопросов местного значения органами местного самоуправления должно осуществляться исходя из интересов населения.
Согласно п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 7 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 года N 786 утвержден федеральный классификационный каталог отходов, согласно которому, опадающая листва является растительным органическим отходом природного происхождения.
Из материалов дела следует, что Решением Совета депутатов муниципального образования г.Ипатово от " ... "." ... "." ... " года N " ... " утверждены Правила благоустройства, озеленения, обеспечения чистоты и порядка на территории муниципального образования г.Ипатово (далее - Правила) (л.д.6-29).
Пункт 5 Правил благоустройства регламентирует организацию уборки городских территорий в летний период.
Пунктом 5.16.7 Правил предусмотрен запрет сжигать промышленные и бытовые отходы, мусор, листья, обрезки деревьев на улицах, площадях, цветниках и во дворах предприятий и организаций, жилых домов и индивидуальных домовладений (л.д.14).
Пунктом 5.12 Правил установлено, что в период листопада юридические лица и индивидуальные предприниматели, а также граждане, ответственные за уборку собственных прилегающих и закрепленных территорий, производят сгребание и вывоз опавшей листвы на газонах, вдоль улиц и на дворовых территориях (л.д.13).
Судом установлено, что прокуратурой района во исполнение задания прокуратуры Ставропольского края на территории МО г.Ипатово проведена проверка соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлено, что на территории муниципального образования места для накопления листвы и вывоза отходов органического (растительного) происхождения не определены и не утверждены.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ненадлежащим исполнением администрацией муниципального образования г.Ипатово полномочий по решению вопросов местного значения, к которым относится определение специальных мест для накопления листвы, приводящее к ее сжиганию и загрязнению окружающей среды, нарушаются гарантированные государством права граждан на благоприятную окружающую среду, благоприятную среду обитания, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека.
Судебная коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что отсутствие на территории муниципального образования специально определенных для накопления листвы мест приводит, особенно в период осеннего листопада, к повсеместному сжиганию листвы, что в свою очередь, влечет уничтожение существующей на месте сжигания экосистемы.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных в решении суда ошибках в части указания номера приказа " ... " от " ... "." ... "." ... " года N " ... " вместо N " ... ", а также указание судом на нормативно правовой акт - постановление администрации МО г.Ипатово от " ... " " ... "." ... " года вместо решения Совета депутатов МО г.Ипатово, не могут повлечь отмену решение суда, поскольку, данные обстоятельства, по смыслу положений ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, не являются безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Кроме того, в силу ч. 6 ст. 330 ГПК РФ правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по одним только формальным соображениям.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования судом первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.
С учетом приведенных обстоятельств постановленное по делу решение суда следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 17 января 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.