Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А., Шеховцовой Э.А.
при секретаре Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 июля 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя по доверенности Катенева А.В.
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 22 марта 2013 года
по гражданскому делу по заявлению Лохматова Н.Н., Лохматовой Н.А., действующих в своих интересах и в интересах, несовершеннолетних Лохматовой Е.Н., Лохматовой А.Н., об обжаловании действий (бездействия) органа местного самоуправления
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Лохматов Н.Н. и Лохматова Н.А? действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Лохматовой Е.Н. и Лохматовой А.Н., обратились в суд с заявлением о признании незаконным действий администрации г.Ставрополя, выразившихся в издании постановления от 05.02.2013 г. N 212 "Об отказе в признании нуждающимися в жилом помещении для участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на 2011-2012 годы", и о возложении обязанности на администрацию г.Ставрополя устранить нарушение их прав путем признания их семьи, составом четыре человека, нуждающимися в жилом помещении для участия в указанной программе.
В обоснование заявленных требований указали, что 24 декабря 2012 года они обратились в администрацию г.Ставрополя с заявлением о признании их семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для последующего участия в ведомственной (отраслевой) муниципальной целевой программе "Обеспечение жильем молодых семей в г.Ставрополе на 2011-2012 годы". Постановлением администрации г.Ставрополя от 05.02.2013 г. N 212 в признании семьи Лохматовых, состоящей из четырех человек, нуждающейся в жилом помещении, для участия в указанной программе отказано на основании пункта 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ.
Считают постановление незаконным, нарушающим их права на получение субсидии, так как никаких умышленных действий по ухудшению жилищных условий ими не совершалось.
Решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 22 марта 2013 года заявление Лохматова Н.Н., Лохматовой Н.А., действующих в своих интересах и в интересах, несовершеннолетних Лохматовой Е.Н., Лохматовой А.Н. удовлетворено в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ставрополя Катенев А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Лохматовых. Указывает, в частности, что судом неправильно применены нормы материального права, суд не применил нормы подлежащие применению.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Лохматов Н.Н., Лохматова А.Н., надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы судебной коллегией, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела с указанием уважительности причин не явки в судебное заседание не представили.
При таких обстоятельствах и в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, с учетом мнения лиц участвующих в деле, находит возможным, рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя администрации г.Ставрополя по доверенности от " ... " года N " ... " Кузнецову Ж.Е., поддержавшую доводы жалобы и просившую решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено. При рассмотрении возникшего спора суд полно и правильно установил фактические обстоятельства дела и дал им надлежащую правовую оценку.
Государственная поддержка молодых семей с участием средств федерального бюджета осуществляется в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", федеральной целевой программы "Жилище" (на 2002-2010 гг., на 2011-2015 гг.).
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 года N 1050 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Пунктом 6 Правил установлено, что участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.7).
Право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты предоставляется молодой семье только 1 раз. Участие в подпрограмме является добровольным (п.9).
Из материалов дела следует, что Лохматова Н.А. до " ... " года была зарегистрирована в принадлежащем на праве собственности ее матери Савельевой О.Е. жилом доме N " ... " по улице " ... " в г.Светлограде Петровского района Ставропольского края, общей площадью " ... " кв.м, где всего проживало 4 человека.
" ... " года между Лохматовым Н.Н. и Лохматовой (Савельевой) Н.А. заключен брак и " ... " года в их семье родилась дочь Е., а " ... " года-дочь А.
" ... " года Лохматова Н.А. вместе с несовершеннолетними дочерьми Лохматовой Е. и Лохматовой А. зарегистрировалась в домовладении, принадлежащим на праве собственности ее супругу Лохматову Н.Н., по месту его жительства по адресу: г.Ставрополь, ул. " ... ", общей площадью " ... " кв.м., в котором Лохматов Н.Н. зарегистрирован с " ... " года.
Основанием для отказа в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении послужило то обстоятельство, что Лохматовой Н.А. совершены действия, которые привели к ухудшению жилищных условий (изменение регистрации по месту жительства в 2012 году, где была обеспечена жильем) и не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок 5 лет.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими возникшие правоотношения.
В соответствии с п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении осуществляется органом местного самоуправления.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ, нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Статьей 53 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Установление перечня действий, являющихся намеренным ухудшением жилищных условий, находится в совместном ведении Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта РФ.
Пункт 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ регламентирует, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, сформулированной в Определении от 19.04.2007 N 258-О-О, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что регистрация Лохматовой Н.А. по адресу: г.Ставрополь, ул. " ... ", является не умышленным ухудшением жилищных условий, а связана с созданием семьи, её переездом к месту жительства супруга в г.Ставрополь и совместным проживанием членов семьи, а также выполнением обязанностей, предусмотренных Законом РФ от 25.06.1993 года N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
Согласно представленным сведениям из Управления Росреестра по Ставропольскому краю и справок ГУП СК "Крайтехинвентаризация" Лохматова Н.А. и несовершеннолетние Лохматова Е. и Лохматова А. не имеют в собственности жилого помещения в г.Ставрополе.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что с учетом имеющего у Лохматова Н.Н. в собственности домовладения по адресу: г.Ставрополь, ул. " ... ", в котором зарегистрированы и проживают четыре человека, семья обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Проанализировав установленные фактические обстоятельства по делу применительно к нормам материального права, регулирующим данные правоотношения и, оценив представленные сторонами доказательства с учетом правильного определения предмета доказывания и распределения бремени доказывания, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований Лохматовых.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу. С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 22 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.