Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А., Товчигречко М.М.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 марта 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Савченко С.И.
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 25 декабря 2012 года
по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г.Ставрополя в интересах Александровой А.С. к Администрации г.Ставрополя, Управлению образования администрации г.Ставрополя, Министерству строительства и архитектуры СК, Министерству финансов СК о возложении обязанности предоставить денежные средства на приобретение или строительство жилья
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Октябрьского района г. Ставрополя, действуя в интересах Александровой А.С. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Ставрополя, Управлению образования администрации г.Ставрополя Министерству строительства и архитектуры СК, Министерству финансов СК о возложении обязанности представить денежные средства на приобретение или строительство жилья.
В обоснование указано, что в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Александрова А.С. (Мартынова) " ... " года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Постановлением главы Администрации Промышленного района г.Ставрополя. N 11781 от 01.12.2006 несовершеннолетняя Александрова Л.С. (Мартынова Л.С.) определена в детское государственное учреждение - " ... ".
Постановлением Администрации города Ставрополя от 16.10.2012 N 3286 в соответствии с п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ она принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в Книге учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой, не имеющие закрепленной) жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо после окончания службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие па учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору.
Учитывая то, что Александрова А.С. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении в администрации города Ставрополя, у нее имеется право па внеочередное обеспечение жилым помещением по ее выбору: либо по договору социального найма либо в форме предоставления денежных средств, з. администрация города Ставрополя обязана предоставить ей изолированное, благоустроенное жилое помещение вне очереди не ниже установленных социальных норм, пригодное для постоянного проживания (отвечающее санитарным и техническим требованиям и иным требованиям. законодательства РФ) либо денежные средства (субсидию) па приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю.
До настоящего времени администрацией города Ставрополя Александрова А.С. жильем не обеспечена. Субсидия на приобретение жилья ей не предлагалась. Собственною жилья Александрова А.С. не имеет.
Прокурор просил обязать Министерство финансов СК перечислить денежные средства Министерству строительства и архитектуры СК на реализацию государственных полномочий по обеспечению Александровой А.С. жилым помещением. Обязать Министерство строительства и архитектуры СК обеспечить перечисление денежных средств администрации г. Ставрополя на реализацию государственных полномочий по обеспечению Александровой А.С. жилым помещением. Обязать управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Александровой А.С. согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N 60-п в соответствии с правовым актом главы города Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Обязать администрацию города Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Александровой А.С. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N 60-П.
Решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 25 декабря 2012 года заявленные требования прокурора Октябрьского района г.Ставрополя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Савченко С.И. просит решение суда в части удовлетворения исковых требований заместителя прокурора в интересах Александровой А.С. к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в этой части. Указывает в частности, что судом нарушены нормы материального права.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Представители Министерства образования Ставропольского края, администрации г.Ставрополя, Комитета финансов и бюджета администрации г.Ставрополя, Управления образования г.Ставрополя, Министерства финансов по Ставропольскому краю, Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства строительства и архитектуры по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились ходатайств об отложении слушания дела с указанием уважительности причин не явки в судебное заседание не представили.
При таких обстоятельствах и в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, с учетом мнения лиц участвующих в деле, находит возможным, рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, заслушав заключение прокурора Левушкиной Е.В., полагавшую оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку решение суда в части удовлетворения требования заместителя прокурора о возложении обязанности на Министерство финансов СК перечислить денежные средства Министерству строительства и архитектуры СК на реализацию государственных полномочий по обеспечению Александровой А.С. жилым помещением, возложения обязанности на управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Александровой А.С. согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. N 60-п, возложении обязанности на администрацию г.Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Александровой А.С. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N 60-п, сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не являются предметом проверки судебной коллегии.
В данном случае апелляционная инстанция рассматривает дело по доводам жалобы ответчика. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Предусмотренных законом оснований для проверки решения суда в полном объеме не выявлено.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено.
При рассмотрении возникшего спора суд правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения - положениями Федерального закона от 21.12.1996г N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 06.10.2003г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Ставропольского края от 16.03.2006г N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", иными нормативными актами, а также нормами процессуального права - положениями ГПК РФ.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регламентирует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу требований ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
Судом первой инстанции установлено, что Александрова А.С., 05.04.1991 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Администрации города Ставрополя от 16.10.2012 N 3286 в соответствии с п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ Александрова А.С. принята на учет граждан в качестве нуждающейся в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включена в Книге учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Судом первой инстанции также установлено и не оспаривается сторонами, что до настоящего времени администрацией города Александрова А.С. жильем не обеспечена, субсидия на приобретение жилья ей не предлагалась, собственного жилья не имеет.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что Александрова А.С. отвечает всем критериям, при которых лицо вправе рассчитывать на социальную гарантию в виде предоставления денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство строительства и архитектуры по Ставропольскому краю, являясь органом исполнительной власти, надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством, передав необходимые финансовые средства для осуществления переданных администрации г.Ставрополя государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку, в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.09.2010 N 517 "О внесении изменений в п. 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного Постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 N 530" Министерство строительства и архитектуры является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Александрова А.С. ни жилым помещением, ни субсидией не обеспечена.
В целом, доводами жалобы правильность выводов суда первой инстанции по существу требований не опровергнута. Материальный закон судом применен правильно, нарушений требований процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено
Суд полно, объективно и всесторонне рассмотрел дело с учетом всех заявленных сторонами доводов и представленных доказательств, а сделанные им выводы основаны на имеющихся в деле документах, что свидетельствует об отсутствии у суда апелляционной инстанции оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
При таких обстоятельствах, следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 25 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.