Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе
председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А. и Товчигречко М.М.
при секретаре Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 марта 2013 года
дело по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Ставропольского края
на решение Туркменского районного суда Ставропольского края от 24 октября 2012 года
по гражданскому делу по заявлению прокурора Туркменского района СК в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации Туркменского муниципального района СК незаконным
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Туркменского района обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края.
В обоснование требований указал, что прокуратурой района по заданию прокуратуры края проведена проверка требований земельного и природоохранного законодательства при создании новых и содержании имеющихся лесозащитных насаждений. В ходе проведения проверки с целью получения информации о площади лесозащитных насаждений, расположенных в границах Туркменского муниципального района; кто пользуется, владеет, распоряжается лесозащитными насаждениями; об исполнении требований земельного и природоохранного законодательства при создании новых и содержании имеющихся лесозащитных насаждений были направлены запросы в администрацию Туркменского муниципального района, органы местного самоуправления поселений, ГУ "Дивенское лесничество", Туркменский отдел Управления Росреестра по СК и сельскохозяйственные предприятия. Из ответа главы администрации Туркменского муниципального района N 05-26/1716 от 06.08.2012г следует, что администрация не владеет информацией о площади лесозащитных насаждений, расположенных в границах района; кто пользуется, владеет, распоряжается лесозащитными насаждениями; имеются ли бесхозяйные лесозащитные насаждения, мониторинг с целью установления бесхозяйных лесных насаждений не проводится; исполняются ли требования земельного и природоохранного законодательства при создании новых и содержании имеющихся лесозащитных насаждений сведений не имеет. Указанные вопросы к компетенции администрации не относятся.
Из ответа главы муниципального образования Красноманычского сельсовета N 342 от 06.08.2012 года следует, что на территории поселения " ... " га лесополос, из них " ... " га - бесхозяйные.
Из ответа председателя СПК ПР "Красный Маныч" N 181 от 16.08,2012 года на балансе кооператива лесозащитные насаждения не числятся.
Из ответа главы муниципального образования с. Малые Ягуры N 9-8/922 от 07.08,2012 года следует, что поселение не владеет информацией о площади лесозащитных насаждений поскольку таковые расположены на землях сельскохозяйственного назначения, собственность на которые не разграничена, в связи с чем контроль в данной сфере должен вестись органами местного самоуправления района.
Из ответа главы муниципального образования Кендже-Кулакского сельсовета N 342 от 06.08.2012 года следует, что на территории поселения имеется " ... "га лесополос, которые находятся на балансе СПК "" ... "". Информацией председателя СПК "" ... "" указанные сведения подтверждены.
Из ответа главы муниципального образования села Казгулак N 652 от 03.08.2012 года следует, что на территории поселения имеется " ... " га лесополос, которые расположены на землях сельскохозяйственного назначения, собственность на которые не разграничена, в связи с чем контроль в данной сфере должен вестись органами местного самоуправления района.
Из ответа главы муниципального образования Овощинского сельсовета N 02-18-647 от 03.08.2012 года следует, что на территории поселения имеется " ... " га лесополос, которые состоят на балансе СПК "" ... "", бесхозяйных лесополос не имеется. Согласно информации председателя СПК "" ... "" на балансе кооператива находится " ... " га лесополос.
Из ответа главы муниципального образования села Камбулат N 357 от 03.08.2012 года следует, что на территории поселения имеется 312 га лесополос, которые расположены на землях сельскохозяйственного назначения, собственность на которые не разграничена в связи с чем контроль в данной сфере должен вестись органами местного самоуправления района.
Из ответа председателя СПК "" ... "т" N 633 от 16.08.2012 на балансе кооператива находится " ... "га лесополос.
Из ответа главы муниципального образования Кучерлинского сельсовета N 83/982 от 03,08.2012 года следует, что на территории поселения имеется " ... "га лесополос, которые состоят на балансе СПК "" ... "", бесхозяйных лесополос не имеется. Информацией исполнительного директора СПК "" ... "" указанные сведения подтверждены.
Из ответа главы муниципального образования Новокучерлинского сельсовета N 779 от 31.07.2012 года следует, что на территории поселения " ... "га лесополос, из них " ... " га - бесхозяйные, " ... " га на балансе ГКУ "Дивенское лесничество". Из ответа директора ООО СХП "" ... "" N 166 от 15.08.2012 на балансе хозяйства лесополосы не числятся.
Из ответа главы муниципального образования Летнеставочного сельсовета N 503 от 06.08.201.2 года следует, что на территории поселения имеется " ... " га лесополос, которые являются бесхозяйными.
Из ответа главы муниципального образования Владимировского сельсовета N 02-14/346 от 06.08.2012 следует, что на территории поселения имеется " ... " га лесополос, из них " ... " га - бесхозяйные, " ... " га - на балансе ПСУ "" ... "". Из ответа председателя СПК "" ... "" N 407 от 16.08.2012 года на балансе кооператива числится " ... " га лесополос.
Из ответа главы муниципального образования Куликово-Копанского сельсовета N 2.23/522 от 08.08.2012 года следует, что на территории поселения имеется " ... " га лесополос, владельцами которых является ГКУ "Дивенский лесхоз", а также " ... " га бесхозяйных лесополос.
Таким образом, по данным органов местного самоуправления поселений на территории Туркменского района более " ... " га бесхозяйных лесополос. Однако, указанные данные следует считать примерными поскольку органы местного самоуправления поселений не обладают достоверной информацией в отношении лесополос поскольку согласно представленным ими данным на территории Туркменского района имеется " ... " га лесополос, находящихся на балансе ГКУ "Дивенское лесничество".
Согласно ответу лесничего ГКУ "Дивенское лесничество" N 435 от 08.08.2012 лесозащитные насаждения на территории Туркменского района не входят в сферу деятельности лесничества. В Туркменском отделе Управления Росреестра по СК зарегистрировано право собственности Российской Федерации в отношении двух земельных участков: КН " ... "площадью " ... " кв.м. и КН " ... "площадью " ... " кв.м., которые относятся к участкам лесного фонда под государственную защитную лесную полосу. Иных сведений в отношении лесополос в Туркменском отделе Управления Росреестра по СК не имеется.
Поскольку полезащитные лесополосы находятся на землях сельскохозяйственного назначения, то в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ и принятых в его реализацию федеральных и краевых нормативно-правовых актов, вопросами, связанными с оборотом земель сельскохозяйственного назначения должны заниматься органы местного самоуправления на уровне муниципального образования "Туркменский район".
В соответствии с ч. 2 ст. 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. При этом, земельные участки под полезащитными полосами, также как и сами лесополосы передавались в свое время сельскохозяйственным предприятиям района на праве постоянного бессрочного пользования и относились также к государственной собственности. После банкротства большинства сельхозпредприятий района и ликвидации системы сельских лесхозов, часть лесополос не были переданы кому-либо на баланс. При разграничении государственной собственности в отношении них не был определен вид собственности, их статус остался неизменным. Таким образом, в настоящее время земельные участки - государственная собственность. Отсутствие1 государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими. Указанные полномочия в соответствии со ст.ст. 209, 210 ГК РФ подразумевают необходимость осуществления собственниками или уполномоченным лицом (в данном случае - органами местного самоуправления) мер к определению его сохранности и недопущения посягательства на него со стороны каких-либо третьих лиц, а так же к принятию мер по его содержанию.
В соответствии с п.21 ч.1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Статьей 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ "О введении в действие земельного кодекса РФ", в целях разграничения государственной собственности на землю, определена собственность на земельные участки: федеральная, субъектов РФ, поселений, городских округов, муниципальных районов, право собственности, на которые должно быть зарегистрировано.
Таким образом, для указанных в данной статье лиц возникли основания для регистрации права собственности на эти земельные участки. Согласно п. 10 ст. 3 названного Федерального закона от 25.10.2001 N 137- ФЗ, распоряжение земельными участками, указанными в ст. 3.1 настоящего Федерального закона, осуществляется после регистрации права собственности на них, если Федеральными законами не предусматривается иное. В абз. 2 данного пункта указано, что распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Как усматривается из ч.2 ст. 214 ГК РФ, земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. По смыслу ст.ст. 77, 78 Земельного кодекса РФ, в состав земель сельскохозяйственного назначения входят, в том числе, лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений. У муниципального образования "Туркменский район" отсутствует право собственности на земли сельскохозяйственного назначения, на которых расположены полезащитные полосы, эти земли находятся лишь в распоряжении данного муниципального образования, как земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена. Более того, эти участки земли не находились в собственности юридических лиц, граждан и муниципальных образований, и никто от этой собственности в установленном законом порядке не отказывался. Земельные участки, на которых расположены полезащитные лесополосы, входящие в состав земель сельскохозяйственного назначения на территории Туркменского района Ставропольского края, на которые отсутствует государственная регистрация права собственности, и государственная собственность на которые на данный момент не разграничена, в соответствии с ч. 2 ст. 214 ГК РФ является государственной собственностью, следовательно, эти земельные участки не являются бесхозными, они находятся в соответствии с абз. 2 п. 10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", лишь в распоряжении муниципального образования "Туркменский район", но не являются собственностью данного муниципального образования. Таким образом, речь идет о земельных участках государственная собственность, на которые не разграничена.
В ходе проведения прокурорской проверки установлено, что бесспорные сведения о площади сельскохозяйственных земель, занимаемых полезащитными лесными насаждениями отсутствуют. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что администрацией муниципального образования "Туркменский район" не предпринимается никаких мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними, расположенных на территории Туркменского района и четкому определению их количественного и качественного состояния, не определяется порядок осуществления в данных лесополосах лесохозяйстенных работ в целях обеспечения их текучей сохранности, не допущению пожаров и самовольной вырубки деревьев. В то время, как полезащитные лесополосы расположенные на сельскохозяйственных землях на территории Туркменского района нуждаются в уходе, в противном случае это влечет за собой нарушение защитных функций указанных лесополос, основным назначением которых является - защита сельскохозяйственных культур от засух, суховеев и метелевых ветров, защита почвы от ветровой эрозии, снегозадержание и снегораспределение, повышение урожайности. Нарушение этих функций представляет потенциальную угрозу жителям близлежащих населенных пунктов, так как полезащитные лесополосы повышают экологическую устойчивость территории и обеспечивают улучшение жизни сельского населения, а нахождение их в состоянии, когда за указанными земельными участками никто не ухаживает, не следит за противопожарной безопасностью на этой территории, создает предпосылки к их уничтожению, чем нарушает интересы неопределенного круга лиц, нарушая право на жизнь и благоприятную окружающую среду, установленные ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 42 Конституции РФ. Согласно ст. 7 Федерального закона от 10.01.1996 г. N4-ФЗ "О мелиорации земель" агромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих сохранение, улучшение земель посредством использования почвозащитных, водорегулирующих и иных свойств защитных лесных насаждений. К этому типу мелиорации земель относятся в том числе и противоэрозионная - защита земель от эрозии путем создания лесных насаждений на оврагах, балках, песках, берегах рек и др. территориях; полезащитная - защита земель от воздействия неблагоприятных явлений природного антропогенного и техногенного происхождения путем создания защитных лесных насаждений по границам земель сельскохозяйственного назначения; пастбище защитная - предотвращение деградации земель пастбищ путем создания защитных лесных насаждений. По смыслу ст. 17. Федерального закона от 10.01.1996 г. N 4-ФЗ "О мелиорации земель", Правительство РФ определяет полномочия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в области мелиорации: это специально уполномоченный федеральный орган управления сельским хозяйством и его территориальные органы, а его территориальные органы, осуществляют деятельность в области агролесомелиорации. В соответствии со ст. 67 Земельного кодекса РФ, может проводиться локальный мониторинг земель сельскохозяйственного назначения, задачами которого являются, в том числе, своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов. Однако, вопреки указанным требованиям, администрация муниципального образования "Туркменский район" не провела совместно с заинтересованными органами инвентаризацию земельных участков под полезащитными лесополосами на территории Туркменского района, в целях уточнения их количественного и качественного состава (площадь, состав древостоя, рядность), а также не было составлено схемы земельных участков, занятых лесополосами. Вместе с тем, исходя из статуса указанных земельных участков, занятых лесополосами, учитывая, что они требуют периодического ухода и не могут быть поставлены в зависимость от того, в чьем распоряжении они находятся.
Администрацией Туркменского муниципального района на протяжении длительного времени не предпринято, в соответствии со ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" никаких мер к инициированию мероприятий по разграничению права собственности на указанные земельные участки с органами государственной власти Ставропольского края, в целях определения органа, который должен заниматься уходом за земельными участками, входящими в состав земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены полезащитные лесополосы.
Таким образом, бездействие администрации Туркменского муниципального района в части неприятия мер к надлежащей инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков и земельных участков под ними на территории Туркменского района и четкому определению их количественного и качественного состояния, по не определению порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности, а также к длительному неприятию мер по инициированию перед органами государственной власти Ставропольского края процедуры разграничения права государственной собственности на указанные земельные участки, является незаконным и противоречащим ст.ст. 2 и 3 Федерального закона РФ от 21Л 2.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", нарушает права неопределенного круга лиц, граждан на жизнь и благоприятную окружающую среду, предусмотренные ч. 1 ст. 20 и ч. 1 ст. 42 Конституции РФ.
В связи с чем прокурор просил суд признать бездействие администрации Туркменского муниципального района незаконным в части непринятия мер в установленном законом порядке к инвентаризации полезащитных лесополос и земельных участков под ними на территории Туркменского района, по не разработке порядка осуществления в данных лесополосах лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности, а также к длительному непринятию мер по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности на указанные земельные участки. Обязать главу администрации Туркменского муниципального района: провести в установленном законом порядке инвентаризацию земельных участков под полезащитными лесополосами на территории Туркменского района; разработать порядок осуществления в полезащитных лесополосах на территории Туркменского района лесохозяйственных работ в целях обеспечения их текущей сохранности и поддержания функционального состояния; инициировать в установленном законом порядке процедуру разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые полезащитными полосами на территории Туркменского района.
Решением Туркменского районного суда СК от 24 октября 2012 года заявленные прокурором требования удовлетворены в части. Суд постановил решение: признать незаконным бездействие администрации Туркменского муниципального района по длительному непринятию мер по инициированию перед органами государственной власти Ставропольского края процедуры разграничения права государственной собственности на полезащитные лесополосы и земельные участки под ними. Обязать администрацию Туркменского муниципального района инициировать перед органами государственной власти Ставропольского края процедуру разграничения права государственной собственности на земельные участки, занятые полезащитными полосами на территории Туркменского района. В остальной части иск оставить без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Министерство имущественных отношений Ставропольского края просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Туркменского района просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители администрации Туркменского муниципального района, Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание судебной коллегии не явились, ходатайств об отложении слушания дела с указанием уважительности причин не явки в судебное заседание не представили.
При таких обстоятельствах и в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, с учетом мнения лиц участвующих в деле, находит возможным, рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, выслушав представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности от 29.10.2012г N 6773/08 Мартыненко Н.В. поддержавшую жалобу, а также заключение прокурора Левушкиной Е.В., полагавшую решение суда законное и обоснованное судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено.
В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В силу требований ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами в ходе проведения прокуратурой Туркменского района Ставропольского края было установлено, что по данным органов местного самоуправления поселений на территории Туркменского района имеется более " ... " га лесополос, расположенных на земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения государственная собственность, на которые не разграничена. При этом не определен орган, к ведению которого должно относится принятие мер к определению их сохранности и недопущения посягательства на них со стороны иных лиц, а так же мер по их содержанию.
Удовлетворяя в части заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии со ст. 214 ч. 2 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. По смыслу ст.ст.78, 79 Земельного кодекса РФ, лесные насаждения, предназначенные для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, входят в состав земель сельскохозяйственного назначения.
Статьей 16 ч. 2 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность). Собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.
Федеральным законом от 25 октября 2001 года N 137 - ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что к муниципальной собственности относятся: земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, указанными органами местного самоуправления; иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса РФ" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.
Статьей 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", определяющей круг вопросов местного значения указанных органов местного самоуправления, установлено, что содержание полезащитных лесополос к их полномочиям не отнесено.
Судом первой инстанции установлено и это не оспаривается сторонами, что орган, ведающий вопросами инвентаризации, сохранности и содержания лесополос в Туркменском районе не определен, администрацией Туркменского муниципального района в течение длительного времени не принимаются меры по инициированию процедуры разграничения права государственной собственности на указанные земельные участки.
С учетом изложенного, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и оценкой исследованных им доказательств, поскольку при разрешении спора суд правильно определил характер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и установленным обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к позиции, занятой Министерством имущественных отношений Ставропольского края при рассмотрении дела в суде первой инстанции, которой судом дана мотивированная оценка, и не содержат указания на обстоятельства, которые в силу ст. 330 ГПК РФ, могут служить основанием для отмены решения суда.
Неправильного применения норм материального права или толкования его, процессуальных нарушений судом не допущено. Судебное постановление принято в пределах, представленных сторонами и исследованных доказательств, соответствует обстоятельствам дела и требованиям закона.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Туркменского районного суда Ставропольского края от 24 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.