Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Строчкиной Е.А., Шишовой В.Ю.
при секретаре Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 февраля 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Савченко С.И.
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 03 декабря 2012 года
по гражданскому делу по исковому заявлению заместителя прокурора Промышленного района г.Ставрополя в интересах Кравченко Е.С. к Администрации г.Ставрополя, Управлению образования администрации г.Ставрополя, Министерству строительства и архитектуры СК, Министерству финансов СК о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение или строительство жилья
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора Промышленного района г.Ставрополя, действуя в интересах Кравченко Е.С., обратился в суд с исковым заявлением к администрации г.Ставрополя, Управлению образования администрации г.Ставрополя, Министерству строительства и архитектуры СК, Министерству финансов СК о возложении обязанности предоставить субсидию на приобретение или строительство жилья.
В судебном заседании исковые требования были уточнены, и заместитель прокурора просил обязать Министерство финансов СК перечислить денежные средства Министерству строительства и архитектуры СК на реализацию государственных полномочий по обеспечению Кравченко Е.С. жилым помещением; обязать Министерство строительства и архитектуры СК обеспечить перечисление денежных средств администрации г.Ставрополя на реализацию государственных полномочий по обеспечению Кравченко Е.С. жилым помещением; обязать Управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Кравченко Е.С. согласно порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N 60-п в соответствии с правовым актом главы г.Ставрополя на основании договора купли-продажи или договора долевого участия в строительстве жилья, зарегистрированных в установленном порядке в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; обязать администрацию г.Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Краченко Е.С. в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N60-П.
В обоснование заявленных указав, что по данным жилищного управления администрации г.Ставрополя по состоянию на 28.09.2012 г. на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Ставрополя состоит Кравченко Е.С., у которой возникло право на обеспечение ее жилым помещением в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Кравченко Е.С. состоит на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации г.Ставрополя как относящаяся к категории лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей на основании постановления главы администрации г.Ставрополя N 2685 от 29.08.2012 г.
Согласно ст. 2 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон СК N 7-кз) дополнительные гарантии по социальной поддержке граждан данной категории являются расходными обязательствами Ставропольского края, то есть осуществляется через Министерство финансов Ставропольского края.
Согласно ч. 2 ст. 7 Закон СК N 7-кз, указанная категория граждан, имеет право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору по договору социального найма в пределах установленных норм, и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади жилья по Ставропольскому краю, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
Однако по настоящее время Кравченко Е.С. не предоставлено жилое помещение в соответствии с требованиями ЖК РФ и ст. 8 Закона N 159-ФЗ, что является нарушением ее прав.
Решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 03 декабря 2012 года заявленные требования заместителя прокурора Промышленного района г.Ставрополя удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Савченко С.И. просит решение суда в части удовлетворения исковых требований заместителя прокурора в интересах Кравченко Е.С. к Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований в этой части. Указывает в частности, что судом нарушены нормы материального права.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Представители администрации г.Ставрополя, Комитета финансов и бюджета администрации г.Ставрополя, Управления образования г.Ставрополя, Министерства финансов по Ставропольскому краю, Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю, Министерства строительства и архитектуры по Ставропольскому краю, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились ходатайств об отложении слушания дела с указанием уважительности причин не явки в судебное заседание не представили.
При таких обстоятельствах и в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, с учетом мнения лиц участвующих в деле, находит возможным, рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы с учетом ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав Кравченко Е.С., просившую решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, заслушав заключение прокурора Левушкиной Е.В., полагавшую оснований для отмены либо изменения решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется, судебная коллегия приходит к следующему.
Поскольку решение суда в части удовлетворения требования заместителя прокурора о возложении обязанности на Министерство финансов СК перечислить денежные средства Министерству строительства и архитектуры СК на реализацию государственных полномочий по обеспечению Кравченко Е.С. жилым помещением, возложения обязанности на управление образования администрации города Ставрополя предоставить денежные средства (субсидию) на приобретение или строительство жилья Кравченко Е.С., согласно Порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. N 60-п, возложении обязанности на администрацию г.Ставрополя подготовить проект муниципального правового акта о предоставлении субсидии Кравченко Евгении Сергеевне в соответствии с Порядком предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, утвержденному Постановлением Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 N 60-п, сторонами по делу не обжалуется, его законность и обоснованность в силу положений ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ не являются предметом проверки судебной коллегии.
В данном случае апелляционная инстанция рассматривает дело по доводам жалобы ответчика. Иное противоречило бы диспозитивному началу гражданского судопроизводства, проистекающему из особенностей спорных правоотношений, субъекты которых осуществляют принадлежащие им права по собственному усмотрению, произвольное вмешательство в которые в силу положений статей 1, 2, 9 Гражданского кодекса Российской Федерации недопустимо.
Предусмотренных законом оснований для проверки решения суда в полном объеме не выявлено.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных нарушений судом первой инстанции не допущено.
При рассмотрении возникшего спора суд правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения - положениями Федерального закона от 21.12.1996г N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", Федерального закона от 06.10.2003г N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Закона Ставропольского края от 16.03.2006г N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", иными нормативными актами, а также нормами процессуального права - положениями ГПК РФ.
Статья 8 Федерального закона от 21.12.1996г N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" регламентирует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В силу требований ст. 7 Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), в детских домах семейного типа, в воинских частях в качестве воспитанников, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения и состоящие на учете на получение жилого помещения, после окончания пребывания в государственном или муниципальном образовательном учреждении имеют право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по их выбору: либо по договору социального найма в пределах установленных норм и в порядке, установленном жилищным законодательством, либо в форме предоставления им денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья в порядке, определенном Правительством Ставропольского края, исходя из общей площади жилья 33 квадратных метра и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по муниципальным районам и городским округам Ставропольского края, устанавливаемой ежеквартально органом исполнительной власти Ставропольского края, уполномоченным Правительством Ставропольского края.
Судом первой инстанции установлено, что Кравченко Е.С., 06.03.1992 года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Главы города Ставрополя от 29.08.2012г N 2685 Кравченко Е.С. принята на учет граждан в качестве нуждающегося в жилых помещениях как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в соответствии с ЖК РФ, Федеральным законом от 29.12.2004 года N 189-ФЗ (л.д.9).
Судом первой инстанции также установлено и не оспаривается сторонами, что до настоящего времени администрацией города Кравченко Е.С. жильем не обеспечена, субсидия на приобретение жилья ей не предлагалась, собственного жилья не имеет (л.д.42).
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из фактических обстоятельств дела, свидетельствующих о том, что Кравченко Е.С. отвечает всем критериям, при которых лицо вправе рассчитывать на социальную гарантию в виде предоставления денежных средств (субсидии) на приобретение или строительство жилья согласно порядку предоставления денежных средств (субсидий) на приобретение или строительство жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Довод апелляционной жалобы о том, что Министерство строительства и архитектуры по Ставропольскому краю, являясь органом исполнительной власти, надлежащим образом исполнило полномочия, возложенные на него законодательством, передав необходимые финансовые средства для осуществления переданных администрации г.Ставрополя государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку, в соответствии с постановлением Губернатора Ставропольского края от 23.09.2010 N 517 "О внесении изменений в п. 9.2 Положения о министерстве строительства и архитектуры Ставропольского края, утвержденного Постановлением Губернатора Ставропольского края от 07.07.2008 N 530" Министерство строительства и архитектуры является уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Кравченко Е.С. ни жилым помещением, ни субсидией не обеспечена.
В целом, доводами жалобы правильность выводов суда первой инстанции по существу требований не опровергнута. Материальный закон судом применен правильно, нарушений требований процессуального закона, влекущих отмену решения, судом не допущено
Суд полно, объективно и всесторонне рассмотрел дело с учетом всех заявленных сторонами доводов и представленных доказательств, а сделанные им выводы основаны на имеющихся в деле документах, что свидетельствует об отсутствии у суда апелляционной инстанции оснований для отмены состоявшегося судебного акта.
При таких обстоятельствах, следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а кассационная жалоба оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 03 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.