Судебная коллегия по административным делам
Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Шеховцовой Э.А.
судей Товчигречко М.М., Строчкиной Е.А.
при секретаре судебного заседания Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 апреля 2013 года
дело по апелляционной жалобе главы Ленинского поселения Минераловодского района А.В. Дорофеева
на решение Минераловодского городского суда Ставропольского края
от 11 февраля 2013 года
по делу по заявлению С. о признании незаконным и необоснованным бездействие администрации Ленинского поселения Минераловодского района и возложения обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма в границах Ленского поселения
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.
УСТАНОВИЛА:
С. обратилась в суд с заявлением, указав, что на основании постановления главы Ленинского поселения Минераловодского района Ставропольского края " ... " и в соответствии с пунктом 5 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, её семья прията на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и включена в книгу учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Согласно положениям ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Законом Ставропольского края от 10.11.2009 г N 72-кз "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма" определены категории граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, а также порядок предоставления им жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма.
В соответствии с пунктом 5 статьи 4 названного закона решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда края, принятое уполномоченным органом в соответствии с положениями настоящего Закона и правилами предоставления жилых помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма, утверждёнными Правительством Ставропольского края, является основанием для заключения соответствующего договора социального найма жилого помещения жилищного фонда Ставропольского края в срок, установленный данным решением.
Постановлением главы администрации Ленинского поселения Минераловодского района N 963 от 24 ноября 2010 года "О внесении изменений в льготный список граждан состоящих на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий" она включена во внеочередной список граждан, имеющих право на получение жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма под номером 1.1.
2 ноября 2012 года она обратилась к главе Ленинского поселения Дорофееву А.В. с заявлением о выдаче ей в пределах своих полномочий правового акта о выделении её семье жилого помещения по договору социального найма или указать срок, когда ей будет предоставлено жилое помещение по договору социального найма.
На что в письме N 513 от 13.11.2012 г. в очередной раз получила отказ.
Полагает, что в нарушении ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации ответчиком не исполняются обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма.
Просила признать незаконным и необоснованным бездействие администрации Ленинского поселения Минераловодского района и возложить обязанность предоставить жилое помещение по договору социального найма в границах Ленского поселения.
Решением Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11 февраля 2013 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе глава Ленинского поселения Минераловодского района А.В. Дорофеев указывает, что решение суда незаконное и необоснованное, суд неправильно примени нормы материального и процессуального права, просит отменить решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11 февраля 2013 года.
Представители администрации Ленинского поселения Минераловодского района СК в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается соответствующими почтовыми уведомлением о вручении извещения; cведений об уважительности причин неявки не предоставили, и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Принимая во внимание, что лица, участвующие деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
В связи с этим, решение проверено судебной коллегией по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Сычеву М.А., просившую решение суда оставить без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения в связи со следующим.
Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 1, ч. 1; ст. 7, ч. 1; ст. 18; ст. 19, ч. 1 и 2).
Как неоднократно подчеркивал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, обозначенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении им нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года N 17-О и др.).
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В связи с этим Конституция Российской Федерации, закрепляя в ст. 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом она предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3). Тем самым определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в ЖК РФ, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим и иным, указанным в законе, гражданам, нуждающимся в жилье.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире, что согласуется с положениями ч. 3 ст. 40 и ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации.
Судом первой инстанции установлено, что С., " ... ", является инвалидом, нуждающимся в постоянном постороннем уходе.
Согласно справке от " ... ", выданной С. Бюро медико-социальной экспертизы, инвалидность ему установлена до " ... ").
У С.А. имеется тяжелая форма хронического заболевания, указанного в пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, при котором невозможно его совместное проживание в одном жилом помещении с другими гражданами (л.д. 90).
С. и её несовершеннолетний сын С.А. зарегистрированы и проживают в жилом помещении общей площадью " ... ", по адресу: Минераловодский район, поселок Ленинский, улица " ... ", принадлежащем на праве собственности А. - матери С.
Установлено также, что С. и её сын С.А. включены в списки граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договорам социального найма. На учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, С. состоит с " ... " в общей очереди под номером " ... ", в льготном списке по заболеванию ребенка - под номером " ... ". До настоящего времени жилое помещение С. и её сыну С.А. не предоставлено.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ определено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ч. 3 ст. 57 ЖК РФ, гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Так в судебном заседании установлено, что в соответствии с Законом Ставропольского края "О наделении муниципальных образований Ставропольского крал статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района" от 4 октября 2004 года N 88-кз Ленинский сельсовет Минераловодского района Ставропольского края наделен статусом сельского поселения муниципального образования Ставропольского края.
Решением Совета Ленинского поселения Минераловодского района от 24 ноября 2011 года N 94 принят Устав Ленинского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края.
Согласно пункту 12 части 1 статьи 7 Устава к полномочиям Ленинского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края относятся полномочия, установленные в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 6 части 1 статьи 10 Устава к вопросам местного значения Ленинского сельсовета Минераловодского района Ставропольского края относятся обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Доводы апелляционной жалобы о том, что возложение на Ленинское поселение Минераловодского района обязанности по предоставлению жилых помещений по договору социального найма граждан-инвалидов, влечет нарушение бюджетного законодательства в части нецелевого использования бюджетных средств, являются не состоятельными, поскольку в целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусматривает, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований (ст. ст. 135-138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, п. 5 ч. 1 ст. 55, ст. ст. 60 и 61 Федерального закона "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации").
Таким образом, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, и, дав им надлежащую правовую оценку, постановил законное и обоснованное решение, не допустив при этом нарушений норм материального и процессуального права.
Иные доводы жалобы являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны законными и обоснованными, так как, не опровергая выводы суда по делу, сводятся к несогласию с оценкой, данной судом, установленным по делу обстоятельствам, и сделанным в этой связи выводам, что не является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Минераловодского городского суда Ставропольского края от 11 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.