Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Шеховцовой Э.А.
судей Строчкиной Е.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 22 октября 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Пятигорска Осипян П.А.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 21 мая 2013 года
по делу по заявлению прокурора города Пятигорска Ставропольского края в интересах Овеян И.В. об оспаривании бездействия администрации города Пятигорска Ставропольского края по непредоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Пятигорска Ставропольского края обратился в суд с заявлением в защиту интересов Овеян И.В. об оспаривании бездействия администрации г.Пятигорска Ставропольского края, выразившегося в непредоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет.
В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению Овеян И.В. о несогласии с действиями администрации г.Пятигорска по необеспечению ее семьи земельным участком, установлено, что Овеян И.В., являясь матерью трех несовершеннолетних детей, постоянно проживает на территории г.Пятигорска с 1995 года.
Согласно ответу администрации г.Пятигорска от 25.07.2012 года, направленного в адрес Овеян И.В. в ответ на ее обращение от 05.07.2012 года о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду, Овеян И.В. поставлена на соответствующий учет в органе местного самоуправления под номером 2.
Из данного ответа следует, что в целях реализации Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" администрацией города определен район индивидуальной жилой застройки в пос.Нижнеподкумский; в настоящее время производится сбор исходных данных для определения необходимой потребности в объектах инженерной инфраструктуры для формируемого района малоэтажной жилой застройки, а сформированных земельных участков для индивидуального жилищного строительства с развитой инфраструктурой не имеется.
Полагает такой ответ незаконным, несоответствующим положениям ст.7, ч.1 ст.38, ч.1 ст.39 Конституции РФ, а также требованиям подп.1 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", абз.2 ч.2 ст.28, п.4 ст.30 Земельного кодекса РФ, ч.3 ст.12, ч.1 ст.12.1 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае".
Исходя из анализа адресованного Овеян И.В. ответа администрации от 25.07.2012 года, на территории города Пятигорска имеются свободные земельные участки для индивидуального жилищного строительства, право распоряжения которыми имеет администрация города.
Однако до настоящего времени администрацией г.Пятигорска решение о предоставлении Овеян И.В. земельного участка в аренду без проведения торгов не принято, соответствующий договор аренды земельного участка не заключен. На момент проверки работы, определенные земельным законодательством, по формированию земельного участка администрацией города не проведены, схема расположения земельного участка на кадастровом плане не утверждена и не выдавалась Овеян И.В. для выполнения кадастровых работ.
По состоянию на 06.03.2013 года на учете в администрации г.Пятигорска состоит 206 многодетных семей, ни одной из которых земельный участок не предоставлен.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации г.Пятигорска, выразившееся в непредоставлении Овеян И.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет; обязать администрацию г.Пятигорска предоставить Овеян И.В. такой земельный участок в аренду на указанный срок (л.д.4-7).
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 21 мая 2013 года заявление прокурора г.Пятигорска Ставропольского края в интересах Овеян И.В. удовлетворено в части.
На администрацию г.Пятигорска возложена обязанность в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда предоставить Овеян И.В. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет в соответствии с соблюдением порядка и условий предоставления земельных участков.
В удовлетворении требования прокурора г.Пятигорска в защиту интересов Овеян И.В. о признании незаконным бездействия администрации г.Пятигорска, выразившегося в непредоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет, отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Пятигорска Осипян П.А. указывает, что решение суда в части возложения на администрацию города обязанности предоставить Овеян И.В. земельный участок является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального и материального права. Просит решение суда в удовлетворенной части требований прокурора отменить и принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г.Пятигорска Швец Е.С. указывает, что судом первой инстанции верно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применен материальный закон, имеющимся доказательствам дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиями процессуального закона. Считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, указывая, что изложенные в ней доводы не основаны на законе, противоречат материалам дела и не содержат предусмотренных законом оснований для отмены состоявшегося судебного постановления.
Овеян И.В. в суд апелляционной инстанции не явилась, будучи извещенной о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, что подтверждается соответствующим почтовым уведомлением о вручении извещений; cведений об уважительности причин неявки не предоставила, и не просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Принимая во внимание, что заявительница надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в ее отсутствие, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя администрации г. Пятигорска Прибыткова М.С., действующего по доверенности N 4073/01 от 09.11.2012 года, просившего отменить решение в части удовлетворения требований прокурора, а также заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Левушкиной Е.В. об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения судебного акта, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Учитывая, что решение суда обжалуется представителем администрации города Пятигорска в части возложения на администрацию города обязанности предоставить Овеян И.В. земельный участок, судебной коллегией проверенна законность и обоснованность решения суда только в этой части.
Удовлетворяя требования прокурора г.Пятигорска в части возложения на администрацию г.Пятигорска обязанности предоставить Овеян И.В. земельный участок для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет в соответствии с соблюдением порядка и условий предоставления земельных участков, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими возникшие спорные правоотношения, - положениями Земельного кодекса РФ, Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" и другими нормативно-правовыми актами.
В силу требований ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (с изменениями, внесенными законом Ставропольского края от 11.12.2012 года N 110-кз (в редакции 15.02.2013 года) в качестве одной из таких мер поддержки многодетных семей предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства.
При этом статьей 1 указанного выше Закона определено, что семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации, признается многодетной. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами Ставропольского края в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
В силу статьи 4 данного Закона порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства определяется Законом Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
В соответствии с требованиями вышеназванного Закона под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет, совместно проживающих с родителями одинокой матерью, одиноким отцом).
Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 12 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года N 21-кз (в ред. Закона N 12-кз от 08.02.2012 года) женщине, родившей третьего ребенка после 01 января 2012 года, предоставляется в собственность земельный участок для индивидуального жилищного или дачного строительства в городских, сельских поселениях и городских округах по месту жительства при условии признания нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом РФ и постоянного проживания на территории Ставропольского края не менее трех лет.
Частью 1 ст. 12.1 названного Закона установлено, что в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления. При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Судом первой инстанции установлено и данный факт администрацией г.Пятигорска не оспаривается, что Овеян И.В. является многодетной матерью, поскольку имеет трех несовершеннолетних детей: " ... ", " ... " г.рождения, " ... ", " ... " г.рождения, " ... ", " ... " г.рождения.
Постановлением главы г.Пятигорска от 05.06.2012 года N 1756 Овеян И.В. с составом семьи из пяти человек признана нуждающейся в жилых помещениях и принята на учет под N 4785, включена в льготную очередь по списку многодетных семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, вставших на учет нуждающихся в жилых помещениях под N 19 (л.д.35).
Овеян И.В. не имеет земельного участка, который ранее предоставлялся бы ей в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование либо в пожизненно наследуемое владение.
В целях реализации прав, гарантированных вышеизложенными положениями Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Овеян И.В. как женщина, родившая третьего ребенка после 01 января 2012 года, признанная нуждающейся в жилых помещениях и постоянно проживающая на территории Ставропольского края более трех лет, обратилась в администрацию г.Пятигорска с заявлением о бесплатном предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства, исходя из установленных норм предоставления.
В письме администрации г.Пятигорска от 25.07.2012 года, адресованном Овеян И.В. в ответ на ее обращение, указано, что на данный момент сформированных земельных участков с развитой инженерной инфраструктурой, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, не имеется; администрация города будет иметь возможность рассматривать обращения граждан о предоставлении земельных участков для ИЖС по итогам работ по формированию таких участков, о чем дополнительно проинформирует заявительницу (л.д.25).
Вместе с тем, судом установлено, что в целях реализации положений федерального и краевого законодательства администрацией г.Пятигорска в декабре 2012 года определены два района индивидуально жилой застройки общей площадью 50 га с расчетным количеством участков для строительства индивидуальных жилых домов соответственно 284 и 239 участков.
В настоящее время администрацией г.Пятигорска начаты работы по утверждению схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории для дальнейшего предоставления в аренду многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства в районе с.Золотушка г. Пятигорска Ставропольского края. Кроме того, получены технические условия ОАО "Пятигорские электрические сети" и ОАО "Пятигорскгоргаз" на электроснабжение и газоснабжение земельных участков, которые имеются в материалах дела.
Таким образом, как правильно отмечено судом первой инстанции, в настоящее время органом местного самоуправления г.Пятигорска проведены подготовительные работы по формированию земельных участков для последующего предоставления их под индивидуальное жилищное строительство.
Оценивая вышеуказанные обстоятельства в их совокупности, принимая во внимание, что администрацией г.Пятигорска фактически отказано Овеян И.В. в реализации гарантированного ей действующим законодательством права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства со ссылкой на отсутствие таковых, суд первой инстанции, установив наличие находящихся в ведении администрации г.Пятигорска земельных участков, расположенных в районе с. Золотушка г.Пятигорска Ставропольского края и предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов, пришел к обоснованному выводу о возложении на орган местного самоуправления обязанности предоставить Овеян И.В. соответствующий земельный участок в аренду на срок сорок девять лет в соответствии с соблюдением порядка и условий предоставления земельных участков.
При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 330 ГПК оснований, влекущих отмену постановленного по делу решения, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 21 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.