Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Шеховцовой Э.А.
судей Товчигречко М.М., Чубаркина М.К.
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 августа 2013 года
гражданское дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора района Ковалева Е.Д.,
по апелляционной жалобе председателя ТИК Апанасенковского района Андрега А.И.
на решение Апанасенковского районного суда Ставропольского края
от 06 августа 2013 года
по делу по заявлению Т. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Апанасенковского района N61/552 от 23 июля 2013 года об отказе в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.
УСТАНОВИЛА:
Т. обратился в суд с заявлением о признании незаконным, отмене постановления территориальной избирательной комиссии Апанасенковского района N 61/552 от 23 июля 2013 года об отказе в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края и возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его в качестве кандидата на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края, указав, что постановлением ТИК Апанасенковского района от 23 июля 2013 года Т., выдвинувшему в порядке самовыдвижения свою кандидатуру на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края по единому избирательному округу по выборам главы муниципального образования Айгурского сельсовета, отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края в 17 часов 05 минут.
Данным постановлением ТИК принято решение направить в Ставропольское отделение N5230 дополнительный офис " ... " "Сбербанк России" указание о прекращении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края по единому избирательному округу для проведения выборов главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края.
С данным постановлением он не согласен, считает его не законным и подлежащим отмене. Указал, что ТИК Апанасенковского района 19 июля 2013г. ему вручено извещение от 18.07.2013 года о том, что при проверке документов выявлена неполнота сведений и несоблюдения требовании закона к оформлению документов: " ... "
Данное извещение изготовлено с нарушением со п. 1.1, ст. 38. Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а именно: в данном извещении не указаны выявленная неполнота сведений о кандидате или несоблюдение требований закона к оформлению документов нарушены.
Более того, согласно п.5. Постановлении N 203/1272-4 от 23 марта 2007 года ЦИК Российской Федерации, в котором она разъяснила порядок применения избирательными комиссиями данной нормы, а именно: пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, в извещении о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, должно быть указано: какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение. Данных сведений в вышеуказанном извещении не было.
20.07.2013 года Т. обратился в ТИК Апанасенковского района с письменной просьбой о том, что поданные в территориальную избирательную комиссию документы были составлены в единственном экземпляре и у него нет возможности исправить ошибки, указанные территориальной избирательной комиссией, и предоставить в письменном виде, какие были допущены ошибки при составлении вышеизложенных документов, а также разъяснить в письменной форме порядок: а)сдачи (замены) исправленных документов; б) уточнений и дополнений вносимых в документы.
На обращение получил разъяснение в котором уже подробно указывалось, о каких выявленных недостатках идет речь. В нарушение п. 2 ип. 3 ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации": Заявление (отсутствует сведения в части обязательства); первый отчет кандидата (отсутствует полное наименование кредитной отсутствие средств для формирования избирательного фонда); размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах (нет полноты данных в части денежных средств, находящихся на счетах в банках).
Указал, что ТИК Апанасенковского района не предоставляет копии поданных Т. документов, тем самым целенаправленно затрудняет порядок исправления недостатков. Несмотря на это, Т. устраняет недостатки поданных документов, за исключением информации о полном наименование кредитной организации, в связи с тем, что 20 июля сокращённый день, а 21 июля является выходным днем у него отсутствовала реальная возможность уточнить правильное наименование кредитной организации.
22.07.2013 года Т. исправлены и поданы все необходимые документы согласно извещению от 18.07.2013 года N83-п и разъяснению к извещению от 20.07.2013 года в ТИК Апанасенковского района, соответственно уже на следующий день.
23.07.2013 года Постановлением ТИК Апанасенковского района Т. отказано в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края, несмотря на то, что в этом же Постановлении количество подписей в поддержку выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края Т. является достаточным для его регистрации.
Просил признать незаконным Постановление Территориальной избирательной комиссии Апанасенковского района от 23 июля 2013 года N 61/552 об отказе в регистрации Т., " ... "года рождения, место рождения: город Тбилиси Республика Грузия, гражданин Российской Федерации, " ... ", адрес постоянного места жительства: Ставропольский край, Апанасенковский район, п. Водный, ул. " ... "кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края.
Обязать Территориальную Избирательную Комиссию Апанасенковского района зарегистрировать Т., " ... "года рождения, место рождения: город Тбилиси Республика Грузия, гражданина Российской Федерации, " ... ", адрес постоянного места жительства: Ставропольский край. Апанасенковский район, п. Водный, ул. " ... ", кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края.
Обязать Территориальную избирательную комиссию Апанасенковского района направить в Ставропольское отделение " ... "дополнительный офис " ... "ОАО "Сбербанк России" указание о возобновлении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края по единому избирательному округу для проведения выборов главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края.
Решением Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 06 августа 2013 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционном представлении старшего помощника прокурора района Ковалева Е.Д. указано, что решение суда незаконное и необоснованное, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение.
В апелляционной жалобе на решение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 06 августа 2013 года председатель ТИК Апанасенковского района Андрега А.И. указал, что решение суда незаконное и необоснованное, судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права, неправильно истолкован закон. Просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
Изучив материалы дела, доводы апелляционное представления, апелляционной жалобы, возражения на апелляционное представление, выслушав Т., его представителя Абазова А.Х., действующего на основании ордера " ... ", просивших решение суда оставить без изменения, представителя ТИК Апанасенковского района СК Андрега А.И., просившего решение суда отменить, выслушав заключение прокурора Дремовой М.Д., полагавшей, что решение суда подлежит отмене, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебного решения являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
При рассмотрении данного дела судом допущены такие нарушения. Судебная коллегия приходит к такому выводу в связи со следующим.
Решением совета депутатов муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края N 17 от 14 июня 2013 года назначены досрочные выборы главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края на 08 сентября 2013 года. Данное решение опубликовано в газете "Айгурский вестник" N 8 от 19.06.2013 года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона от 12 февраля 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 названного Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 данной статьи), либо при наличии решения политической партии, названной в пунктах 16, 16.2 или 16.4 указанной статьи.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные этим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и официально заверенного постоянно действующим руководящим органом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным на то уставом политической партии, иного общественного объединения постоянно действующим руководящим органом структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
Из обстоятельств дела следует, что Т. 12 июля 2013 года подал в территориальную избирательную комиссию Апанасенковского района заявление о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края, вместе с заявлением для уведомления о выдвижении и регистрации, кандидатом Т. в территориальную избирательную комиссию Апанасенковского района представлены: первый финансовый отчет кандидата и сведения о размере и источниках дохода принадлежащих кандидату, данные обстоятельства не опровергаются представителем ТИК Апанасенковского района и подтверждаются материалами дела.
Избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, обязана известить кандидата, о выявлении неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдении требований закона к оформлению документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 1.1 статьи 38 Федерального закона).
Не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации, кандидат, вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о кандидате кандидатах) и представленные в соответствии с пунктами 2, 3 и 3.1 статьи 33 Федерального закона, в целях приведения указанных документов в соответствие с -требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Кандидат, вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
12.08.2013 г. заявителем Т. подано в Территориальную избирательную комиссию Апанасенковекого района заявление о согласии баллотироваться кандидатом па должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района по единому избирательному округу, как кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения.
В данном заявлении отсутствовало письменное обязательство заявителя в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутат или с замещением иной выборной должности. Указанное обстоятельство не отрицалось заявителем.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей, участников референдума), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
При этом постановлением ЦИК РФ N 203/1272-4 от 23-03.2007 разъяснено, что кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов.
22.07.2013 года Т. в своё заявление от 12.08.2013 года вносит дополнение об обязательстве в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, которое подаёт в Территориальную избирательную комиссию.
В соответствии с п.п. 1.1 п.1 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Судебная коллегия соглашается с доводом апелляционного представления о том, что отсутствие в заявлении Т. о согласии баллотироваться кандидатом на главы поселения обязательства в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности, не может расцениваться как неполнота сведений о кандидате или несоблюдении требований к оформлению документов, а свидетельствует об отсутствии оснований считать Т. выдвинутым кандидатом.
Кроме того, вывод суда о том, что Т., не был надлежащим образом извещен о рассмотрении вопроса об извещении кандидата о несоответствии поданных им документов с требованиями закона не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку 19 июля 2013г. ему было вручено извещение от 18.07.2013 года о том, что при проверке документов была выявлена неполнота сведений и несоблюдения требовании закона к оформлению документов: Заявление; Первый финансовый отчет кандидата; Сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу и несовершеннолетним детям) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах.
В указанном извещении указывается, что 23 июля 2013 года в 16 часов состоится заседание территориальной избирательной комиссией на котором будет рассматриваться вопрос о его регистрации. Кроме того, в извещении разъясняется, что не позднее чем за один день до дня заседания Т. вправе вносить уточнения и дополнения в документы.
22 июля 2013 Т. поданы исправленные документы.
Поскольку обязанность своевременного предоставления всех необходимых документов по смыслу закона возлагается на самого кандидата, судебная коллегия отклоняет доводы заявителя о том, что избирательная комиссия была обязана принять у него документы при повторном обращении в избирательную комиссию с нарушением срока.
Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводом апелляционного представления относительно первого финансового отчета сданного Т. в Территориальную избирательную комиссии 14.07.2013 года. Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 02.07.2010 N 89/903-5 утверждена форма первого финансового отчёта, согласно которой, в данном отчёте в обязательном порядке должно быть указан номер специального избирательного счета и реквизиты банковского учреждения, где данный счёт открыт, а также в п.1.1. отчёта заявитель в обязательном порядке указывает, что средства в избирательный фонд поступили в установленном порядке для формирования избирательного фонда.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что постановление Территориальной избирательной комиссии Апанасенковского района " ... "об отказе в регистрации Т., " ... "года рождения, место рождения: город Тбилиси Республика Грузия, гражданин Российской Федерации, " ... ", адрес постоянного места жительства: Ставропольский край, Апанасенковский район, п. Водный, ул. " ... "кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края является законным, а требования Т. удовлетворению не подлежат.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене. Поскольку обстоятельства дела установлены правильно, однако судом допущена ошибка в толковании норм материального права, существенно повлиявшая на исход дела, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение.
Руководствуясь статьями 328, 330 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Апанасенковского районного суда Ставропольского края от 06 августа 2013 года отменить.
Вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований о признании незаконным Постановление Территориальной избирательной комиссии Апанасенковского района " ... "об отказе в регистрации Т. " ... "года рождения, место рождения: город Тбилиси Республика Грузия, гражданин Российской Федерации, " ... ", адрес постоянного места жительства: Ставропольский край, Апанасенковский район, п. Водный, ул. " ... " кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края, возложении обязанности на Территориальную Избирательную Комиссию Апанасенковского района зарегистрировать Т., " ... "года рождения, место рождения: город Тбилиси Республика Грузия, гражданина Российской Федерации, паспорт " ... ", адрес постоянного места жительства: Ставропольский край. Апанасенковский район, п. Водный, ул. " ... ", кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края, возложении обязанности на Территориальную избирательную комиссию Апанасенковского района направить в Ставропольское отделение N5230 дополнительный офис N " ... "ОАО "Сбербанк России" указание о возобновлении финансовых операций по специальному избирательному счету, открытому кандидатом на должность главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края по единому избирательному округу для проведения выборов главы муниципального образования Айгурского сельсовета Апанасенковского района Ставропольского края отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.