Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 ноября 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации города-курорта Кисловодска Шрамко Е.В.
на решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 26 сентября 2013 года
по делу по заявлению прокурора города Кисловодска Ставропольского края в интересах Гончаровой И.В. об оспаривании бездействия администрации города Кисловодска Ставропольского края по непредоставлению земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Кисловодска Ставропольского края Васильченко А.В. обратился в суд с заявлением в защиту интересов Гончаровой И.В. об оспаривании бездействия администрации г. Кисловодска Ставропольского края, выразившегося в непредоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет.
В обоснование требований указал, что в ходе прокурорской проверки, проведенной по обращению Гончаровой И.В. о несогласии с действиями администрации г.Кисловодска по необеспечению ее семьи земельным участком, установлено, что Гончарова И.В., являясь матерью трех несовершеннолетних детей, постоянно проживает на территории г.Кисловодска с 23.11.2002 года.
26.02.2013 года Гончарова И.В. обратилась в администрацию города-курорта Кисловодска с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду, приложив необходимые документы.
Согласно сведениям управления городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города-курорта Кисловодска 15.03.2013 года Гончарова И.В. поставлена на учет лиц, имеющих права на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и претендующих на это право, под N " ... ".
Из информации от 30.07.2013 года, представленной управлением городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города-курорта Кисловодска, следует, что в целях реализации Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае" администрацией города определен район индивидуальной жилой застройки в пос.Луначарский, " ... ", пос. Аликоновка, " ... ", пос. Зеленогорский, " ... "; по состоянию на указанную дату на территории города-курорта Кисловодска имеются 8 свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которых принадлежит администрации города-курорта Кисловодска.
При таких обстоятельствах, в соответствии с положениями ст.7, ч.1 ст.38, ч.1 ст.39 Конституции РФ, а также требованиями подп.1 п.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", абз.2 ч.2 ст.28, п.4 ст.30 Земельного кодекса РФ, ч.3 ст.12, ч.1 ст.12.1 Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае", администрацией города-курорта Кисловодска должен быть предоставлен Гончаровой И.В. земельный участок в аренду для ИЖС.
Однако до настоящего времени администрацией города-курорта Кисловодска решение о предоставлении Гончаровой И.В. земельного участка в аренду без торгов (конкурсов, аукционов) не принято, соответствующий договор аренды земельного участка не заключен.
На момент проверки администрацией города-курорта Кисловодска работы, определенные земельным законодательством, по формированию земельного участка не проводились, схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой схеме не утверждалась и Гончаровой И.В. для выполнения кадастровых работ не выдавалась.
По состоянию на 30.07.2013 года на учете в администрации города-курорта Кисловодска состоит 183 многодетных семьи, только двум из которых земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставлены, 12 многодетным семьям выданы направления на межевание земельных участков.
Прокурор просил признать незаконным бездействие администрации города-курорта Кисловодска, выразившееся в непредоставлении Гончаровой И.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет в период с 26.02.2013 года по 30.07.2013 года; обязать администрацию города-курорта Кисловодска утвердить и выдать Гончаровой И.В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ и в месячный срок со дня предоставления кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок сорок девять лет(л.д.3-4).
Решением Кисловодского городского суда Ставропольского края от 26 сентября 2013 года заявление прокурора г.Кисловодска Ставропольского края в интересах Гончаровой И.В. удовлетворено.
Признано незаконным бездействие администрации города-курорта Кисловодска, выразившееся в непредоставлении Гончаровой И.В. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на сорок девять лет в период с 26.02.2013 года по 30.07.2013 года.
На администрацию города-курорта Кисловодска возложена обязанность утвердить и выдать Гончаровой И.В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ и в месячный срок со дня предоставления Гончаровой И.В. кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок 49 лет.
В апелляционной жалобе представитель администрации города-курорта Кисловодска Шрамко Е.В. указывает, что решение суда является незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм процессуального и материального права. Просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Гончарова И.В. в суд апелляционной инстанции не явилась, будучи извещенной о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; cведений об уважительности причин неявки не предоставила и не просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Принимая во внимание, что третье лицо надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие третьего лица, по имеющимся в деле материалам.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав представителя администрации города-курорта Кисловодска Шрамко Е.В., действующую по доверенности N " ... ", просившую отменить решение суда, а также заключение прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Левушкиной Е.В. об отсутствии предусмотренных законом оснований для отмены или изменения судебного акта, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Удовлетворяя требования прокурора города Кисловодска, суд первой инстанции правильно руководствовался нормами материального права, регулирующими возникшие спорные правоотношения, - положениями Земельного кодекса РФ, Закона Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" и другими нормативно-правовыми актами.
В силу требований ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 3 Закона Ставропольского края от 27.12.2012 года N 123-кз "О мерах социальной поддержки многодетных семей" (с изменениями, внесенными законом Ставропольского края от 11.12.2012 года N 110-кз (в редакции 15.02.2013 года) в качестве одной из таких мер поддержки многодетных семей предусмотрено бесплатное предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства.
При этом статьей 1 указанного выше Закона определено, что семья, проживающая на территории Ставропольского края, воспитывающая трех и более несовершеннолетних детей, в том числе усыновленных (удочеренных), имеющих гражданство Российской Федерации, признается многодетной. В число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, включаются дети, временно пребывающие за пределами Ставропольского края в связи с обучением в образовательных учреждениях по очной форме обучения.
В силу статьи 4 данного Закона порядок бесплатного предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края или муниципальной собственности, для индивидуального жилищного или дачного строительства определяется Законом Ставропольского края от 12.04.2010 года N 21-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
В соответствии с требованиями вышеназванного Закона под гражданами, имеющими трех и более детей, понимаются лица, состоящие в зарегистрированном браке, либо одинокие матери (отцы), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеющие трех и более детей (в том числе усыновленных) в возрасте до 18 лет и (или) детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет, совместно проживающих с родителями одинокой матерью, одиноким отцом).
Согласно подп. 5.1 п. 1 ст. 12 Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" от 12.04.2010 года N 21-кз (в ред. Закона N 12-кз от 08.02.2012 года) женщине, родившей третьего ребенка после 01 января 2012 года, предоставляется в собственность земельный участок для индивидуального жилищного или дачного строительства в городских, сельских поселениях и городских округах по месту жительства при условии признания нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом РФ и постоянного проживания на территории Ставропольского края не менее трех лет.
Частью 1 ст. 12.1 названного Закона установлено, что в целях приобретения земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, граждане, имеющие трех и более детей, подают заявление о предоставлении земельного участка в аренду в орган местного самоуправления. При наличии на территории муниципального образования Ставропольского края свободного земельного участка, предназначенного для индивидуального жилищного строительства, право предоставления которого имеет орган местного самоуправления, данный орган в месячный срок со дня согласования выбора земельного участка с гражданином, имеющим трех и более детей, принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду и информирует об этом гражданина, имеющего трех и более детей.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ; в месячный срок со дня предоставления гражданином, имеющим трех и более детей, кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении ему земельного участка в аренду.
Судом первой инстанции установлено и данный факт администрацией г.Кисловодска не оспаривается, что Гончарова И.В. является многодетной матерью, поскольку имеет трех несовершеннолетних детей: " ... ", " ... "," ... ".
Из материалов дела видно, что 26.02.2013 года Гончарова И.В. в целях реализации прав, гарантированных вышеизложенными положениями Закона Ставропольского края "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений", как женщина, родившая третьего ребенка после 01 января 2012 года, обратилась к главе города-курорта Кисловодска Луценко Н.Б. с заявлением о предоставлении ее семье земельного участка для индивидуального жилищного строительства (л.д.11).
В ответ на данное обращение в адрес Гончаровой И.В. направлен ответ N 55/1 от 18.03.2013 года за подписью и.о.начальника Управления городского хозяйства, транспорта и строительства администрации города-курорта Кисловодска Секирского В.П. о том, что поданное Гончаровой И.В. заявление рассмотрено 15.03.2013 года комиссией по предоставлению земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа города-курорта Кисловодска льготным категориям граждан, по рекомендациям комиссии она включена в реестр на предоставление земельного участка под номером " ... " (л.д.12).
Судом установлено, что в целях реализации положений федерального и краевого законодательства администрацией города-курорта Кисловодска подобраны 22 участка дл предоставления гражданам для индивидуального жилищного строительства.
Из содержания письма администрации города-курорта Кисловодска от 06.08.2013 года следует, что из указанных 22 земельных участков в отношении 2 участков решение о предоставлении уже принято, а в отношении 14 земельных участков выполняются землеустроительные работы (л.д.18).
Из реестра земельных участков для предоставления многодетным семьям видно, что шесть земельных участков по ул. " ... " подготовлены для предоставления, в отношении 14 земельных участков (ул. " ... ", пер. " ... ", пер. " ... ", ул. " ... ", ул. " ... ", пос.Зеленогорский, 4 участка - пос.Луначарский, 4 участка - пос.Аликоновка) оформляется межевание (л.д.19).
Согласно имеющемуся в материалах дела реестру земельных участков, предназначенных для предоставления в аренду многодетным семьям для ИЖС, на 30.07.2013 года к распределению подготовлены 8 земельных участков: 1 участок в пос.Луначарском по ул. " ... ", 6 участков - по ул. " ... " в районе ул. " ... ", и 1 участок - по ул. " ... " (л.д.17).
Постановлением администрации города-курорта Кисловодска от 08.02.2013 года N 103 утверждены Порядок предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства на территории округа города-курорта Кисловодска льготным категориям граждан, имеющим право на бесплатное предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства и Порядок формирования и ведения реестра лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории городского округа города-курорта Кисловодска.
Из содержания названных выше документов следует, что предоставление земельных участков осуществляется при наличии свободных земельных участков, предназначенных для индивидуального жилищного строительства, лицам льготных категорий, включенных в Реестр лиц, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства и претендующих на бесплатное предоставление земельного участка для таких целей, в форме постановления администрации города-курорта Кисловодска. При этом, если свободные земельные участки сформированы, то решение о предоставлении принимается в течение двух недель с момента включения заявителя в соответствующий Реестр. При отсутствии сформированных свободных земельных участков решение о предоставлении земельного участка принимается в течение двух недель с момента предоставления заявителем кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится нерассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд, установив наличие находящихся в ведении администрации города-курорта Кисловодска земельных участков, предназначенных для строительства индивидуальных жилых домов, пришел к обоснованному выводу о бездействии органа местного самоуправления города Кисловодска, выразившегося в непринятии решения о предоставлении Гончаровой И.В. земельного участка в установленный срок и установленном порядке, что привело к нарушению гарантированного действующим законодательством права многодетной матери на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В силу прямого указания закона суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (часть 1 статьи 258 ГПК РФ).
Решение суда в части возложения обязанности на администрацию города-курорта Кисловодска утвердить и выдать Гончаровой И.В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ и в месячный срок со дня предоставления Гончаровой И.В. кадастрового паспорта земельного участка принять решение о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду на срок 49 лет, соответствует вышеизложенным требованиям процессуального закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Гончаровой И.В. был предложен земельный участок, расположенный по ул. " ... ", и она отказалась от этого участка - не являются основанием к отмене судебного акта, поскольку не нашли своего подтверждения. Информация, представленная в дело (л.д. 51), не подтверждена никакими доказательствами, отвечающими требованиям относимости и допустимости, ввиду чего ссылка органа местного самоуправления на указанную выше информацию представляется коллегии необоснованной.
Доказательств, подтверждающих, что Гончаровой И.В. вообще был предложен какой-либо земельный участок для индивидуального жилищного строительства в суд апелляционной инстанции также не предоставлены.
Доводы жалобы о том, что Гончарова И.В. вправе предоставить кадастровый паспорт земельного участка для индивидуального жилищного строительства, однако, такой документ ею не предоставлен - также не влекут отмену постановленного по делу решения, так как не меняют правовой судьбы рассматриваемого вопроса.
В силу прямого указания вышеприведенных нормативно-правовых актов орган местного самоуправления на основании заявления должен утвердить и выдать гражданину, имеющему трех и более детей, схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ.
Таким образом, предоставление кадастрового паспорта земельного участка возможно только по итогам выполнения соответствующих кадастровых работ.
Учитывая, что в материалах гражданского дела не имеется доказательств, свидетельствующих, что орган местного самоуправления в установленном законом порядке утвердил и выдал Гончаровой И.В. схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для выполнения в отношении данного земельного участка кадастровых работ, не предоставление Гончаровой И.В. кадастрового паспорта земельного участка не может расцениваться в качестве создания ею препятствий в реализации собственных прав.
При принятии решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованных в судебном заседании доказательств по правилам статьи 67 ГПК РФ, постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства и при правильном применении норм материального права.
Предусмотренных статьей 330 ГПК оснований, влекущих отмену постановленного по делу решения, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, постановленное по делу решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кисловодского городского суда Ставропольского края от 26 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.