Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П.
судей Осиповой Н.Г., Савина А.Н.,
с участием прокурора Каледина А.Е.,
при секретаре М.А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика С.А.В. на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 03 сентября 2013 года по иску прокурора г Пятигорска в интересах публично-правого образования- муниципального образования администрации г. Пятигорска к администрации г. Пятигорска, С.А.В., Министерству финансов Ставропольского края, Муниципальному учреждении. "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска" о признании договора купли- продажи земельного участка недействительной (ничтожной) сделкой, применении последствий недействительности ничтожной сделки, возложении обязанностей по возврату денежной суммы, признании права отсутствующим, погашении регистрационной записи в ЕГРП,
по докладу судьи Осиповой И.Г.,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Пятигорска в интересах публично-правого образования- муниципального образования администрации г. Пятигорска обратился в суд с иском (в последующем с уточненным) к администрации г. Пятигорска, С.А.В., Министерству финансов Ставропольского края, Муниципальному учреждении. "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска" о признании договора купли- продажи земельного участка недействительной (ничтожной) сделкой, применении последствий недействительности ничтожной сделки, возложении обязанностей по возврату денежной суммы, признании права отсутствующим, погашении регистрационной записи в ЕГРП. В обоснование заявленных исковых требований указал, что администрацией г.Пятигорска на основании постановления от 10.08.2010г. N3815 С.А.В. предоставлен в собственность за плату земельный участок, общей площадью 180 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:33:150405:25, расположенный по адресу: г ... , ул ... , д ... , под принадлежащим на праве собственности торгово-офисным зданием литер 6. 10.08.2010г. администрацией города со С.А.В. заключен договор купли-продажи указанного земельного участка. Цена выкупа участка составила ... рублей. Право собственности на земельный участок зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю 14.10.2010г., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N ... Платежным поручением от 13.08.2010г. N ... названная денежная сумма по указанному договору перечислена на счет Управления Федерального казначейства по Ставропольскому краю (Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска).
Как установлено проверкой, договор купли-продажи земельного участка от 10.08.2010г. не соответствует требованиям федерального законодательства, в связи с чем нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на охраняемую государством окружающую среду, а также права государства и муниципального образования - г.Пятигорска на реализацию установленных законодательством полномочий по охране особо охраняемых природных территорий.
В целях сохранения природных факторов, благоприятных для организации лечения и профилактики заболеваний населения, на территориях лечебнооздоровительных местностей и курортов организуются округа санитарной или горно-санитарной охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности или курорта.
Предоставленный администрацией г.Пятигорска С.А.В. земельный участок отнесен законом к особо охраняемой природной территории, следовательно, его передача администрацией г.Пятигорска в собственность по условиям договора купли-продажи от 10.08.2010г. является незаконной, также как и сам указанный договор. Просил суд признать недействительной (ничтожной) сделкой заключенный 10.08.2010г. между администрацией г.Пятигорска и С.А.В. договор купли-продажи земельного участка, общей площадью 180 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: Ставропольский край, город ... , улица ... , N ... Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем приведения сторон в первоначальное положение. Обязать Администрацию г.Пятигорска возвратить С.А.В. денежную сумму, уплаченную во исполнение договора в размере 64542,69 рублей. Признать отсутствующим права собственности у С.А.В. на земельный участок с кадастровым номером ... расположенный по адресу: Ставропольский край, город ... , улица ... , N ...
Обжалуемым решением Пятигорского городского суда от 03 сентября 2013 года исковые требования прокурора г.Пятигорска в интересах публично-правового образования - муниципального образования администрации г.Пятигорска к администрации г.Пятигорска, С.А. В., Министерству финансов Ставропольского края, Муниципальному учреждению "Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска" о признании договора купли-продажи земельного участка недействительной (ничтожной) сделкой, применении последствий недействительности ничтожной сделки, возложении обязанностей по возврату денежной суммы, признании права отсутствующим, погашении регистрационной записи в ЕГРП, удовлетворены частично. Решением постановлено:
Признать недействительной (ничтожной) сделкой заключенный 10.08.2010г. между администрацией г.Пятигорска и С.А.В. договор купли-продажи земельного участка, общей площадью 180 кв.м. из земель населенных пунктов с кадастровым номером ... расположенный по адресу: Ставропольский край, город ... , улица ... , N ...
Применить последствия недействительности ничтожной сделки путем приведения сторон в первоначальное положение:
Погасить регистрационную запись N ... от 14.10.2010г. в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Администрации г.Пятигорска возвратить С.А.В. денежные средства в размере ... рубля ... копеек, уплаченные во исполнение договора от 10.08.2010г. купли-продажи земельного участка, общей площадью ... кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: Ставропольский край, город ... , улица ... , N ... , за счёт средств местного бюджета г.Пятигорска.
Министерству финансов Ставропольского края возвратить С.А. В. денежные средства в размере ... рублей ... копейки, уплаченные во исполнение договора от 10.08.2010г. купли-продажи земельного участка, общей площадью ... кв.м., из земель населенных пунктов, с кадастровым номером ... , расположенного по адресу: Ставропольский край, город ... , улица ... , дом N ... , за счёт средств казны Ставропольского края.
В удовлетворении исковых требований прокурора г. Пятигорска в интересах публично-правового образования - муниципального образования администрации г.Пятигорска к администрации г.Пятигорска, С.А. В., Министерству финансов Ставропольского края, Муниципальному учреждению "Управление имущественных отношений администрации г.Пятигорска" о признании отсутствующим права собственности у С. А.В. на земельный участок с кадастровым номером ... , расположенный по адресу: Ставропольский край, город ... , улица ... , N ... - отказано.
В апелляционной жалобе ответчик С.А.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное. Ссылается на то, что в деле имеется кадастровая выписка, от 19.03.2013г. N ... , из которой видно, что земельный участок под кадастровым номером ... по категории земель, относится к землям населенных пунктов, а так же указано, что по представлению прокуратуры Ставропольского края от 10.05.2011г. N ... , Решению суда от 06.05.2010г. N 2533/10, материалов проекта по установлению границ и режима округа санитарной охраны курортов, разработанных Центральным советом по управлению курортами профсоюзов в 1984г. без номера, Постановления Совета Министров РСФСР "Об установлении границ и режима округа санаторной (охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" от 09.07.1985г. N 300 участок отнесен ко второй зоне округа санаторной охраны г.Пятигорска, однако в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о частях земельного участка, входящих в зону: "Вторая зона округа санаторной охраны г.Пятигорска (зоны ограничений).
Анализ данной записи позволяет сделать вывод, что она сделана не на достоверных сведениях т.к. решение Промышленного суда г.Ставрополя от 06.05.2010г. по делу 2533/10 отменено как незаконное 30 ноября 2010г.
Материалы проекта разработанные Центральным советом по управлению курортами профсоюзов в 1984г. не могут быть основанием для внесения сведений в Государственный кадастр недвижимости.
Полагает, что судом оставлено без внимания то обстоятельство, что в Постановлении Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985г. N 300, "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" содержится лишь описание границ санитарной зоны, причем описание этих границ проведено по условным точкам (о чем говорится в самом приложении к постановлению), без конкретной привязке к местности, да и местоположение большинства из этих точек в настоящее время неизвестно. Об этом свидетельствует и тот факт, что в настоящее время создана краевая рабочая комиссия по установлению границ и режимов санитарных зон как это предусмотрено ст.96 Земельного кодекса Р.Ф. Судом указано, что из представленного истцом картографического материала, следует, что спорный земельный участок, расположенный на территории г.Пятигорска находится в пределах третьей зоны округа санаторной (горно-санаторной) охраны, внешним контуром которой является граница лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона. Вывод суда о том, что ответчиками данное обстоятельство не оспаривается, не соответствует действительности. В ходе судебного разбирательства выше указанные картографические материалы не исследовались и следовательно не привлекались специалисты для правильного истолкования картографических материалов.
Вывод суда о том, что территория города Пятигорска как населенного пункта полностью входит в территорию с ограниченным режимом пользования, с ограничением оборота земельных участков считает ошибочным. В Постановлении Совета Министров РСФСР от 09 июля 1985г. N 300 " Об установлении границ и режима округа санаторной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае", говорится о курортах указанных городов, а не полностью о городах, как населенных пунктах.
Считает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значения для всестороннего и объективного рассмотрения дела.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора города Пятигорска Ш.Н.В. просит решение суда оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы - без удовлетворения.
Исследовав материалы гражданского дела, инвентарное дело N 19071\3842 по адресу: г. ... , ул. ... д. ... , обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения С.А.В., его представителя Ш.С.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя администрации г. Пятигорска П.М.С., полагавшего, что решение суда подлежит отмене, заключение прокурора К.А.Е., полагавшего оставить решение без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшегося решения.
В силу положений ч.2 ст. 15 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Положения ст.27 ЗК РФ устанавливают запрет на предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенным к землям, изъятым из оборота, земельных участков, отнесенным к землям, ограниченным в обороте. Предоставление в частную собственность земельных участков, отнесенным к землям, ограниченным в обороте, допускается в случаях, установленных федеральными законами.
Положениями п.п.1 п.5 ст.27 ЗК РФ устанавливается ограничение в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии со ст.36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены данным Кодексом, федеральными законами.
В силу ст.ст. 15, 27 ЗК РФ к ограниченным в обороте отнесены, в частности, земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (за исключением государственных природных заповедников и национальных парков).
Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (ст.27 Земельного кодекса РФ).
Запрет на предоставление в собственность земель особо охраняемых территорий и объектов установлен п.8 ст.28 Федерального закона от 21.12.2001г. N178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества". Такой же запрет установлен и ст.58 Федерального закона от 10.01.2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
В силу п.7 ст.2 и п.4 ст.31 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" и п.2 ст.З Федерального закона "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" территория признается лечебно-оздоровительной местностью или курортом федерального значения Правительством РФ по согласованию с соответствующим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.94, п.1 ст.95 и п.1 ст.96 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, рекреационное, оздоровительное значение. К числу земель особо охраняемых природных территорий отнесены земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов, предназначенные для лечения и отдыха граждан. Земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Постановлением Совета Министров СССР N723 от 28.08.1970г. курорты Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск отнесены к курортам общесоюзного значения.
Постановлением Совмина РСФСР N300 от 09.07.1985г. "Об установлении границ и режима округа охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск в Ставропольском крае" установлен единый округ санитарной охраны.
Постановлением Правительства РФ N45 от 29.01.1986г. утверждены Положения о курортах Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск.
Указом Президента Российской Федерации от 27.03.1992 N309 "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации" району Кавказских Минеральных Вод придан статус особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации, имеющего федеральное значение, в границах округа санитарной защиты курорта.
Постановление Правительства РФ N462 от 06.07.1992г. "Об особо охраняемом эколого-курортном регионе Российской Федерации - Кавказских Минеральных Водах" установлены границы особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации Кавказских Минеральных Вод. В состав особо охраняемого эколого-курортного региона Российской Федерации - Кавказских Минеральных Вод вошел город Пятигорск. Установлено, что особо охраняемый эколого-курортный регион Российской Федерации - Кавказские Минеральные Воды является федеральным курортом.
Постановлением Правительства РФ N14 от 17.01.2006г. курорты Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, признаны курортами федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны, которые установлены Постановлением РСФСР N300 от 09.07.1985г. "Об установлении границ и режима округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае".
Согласно п.п."ж" п.1 ст.2 ФЗ N33-Ф3 "Об особо охраняемых природных территориях" от 14.03.1995г. и п.1 ст.95 ЗК РФ земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к землям особо охраняемых природных территорий.
Согласно п.3 ст.32 ФЗ N33-Ф3 от 14.03.1995г. "Об особо охраняемых природных территориях" ст.1 Федерального закона N26-ФЗ от 23.02.1995г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" для лечебно-оздоровительных местностей и курортов устанавливаются округа санитарной (горносанитарной) охраны. Внешний контур округа санитарной (горно-санитарной) охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона.
В силу положений ч.3ст.22 Федерального закона N26-ФЗ от 23.02.1995г. "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" утвержденные до вступления в силу настоящего Федерального закона округа санитарной охраны курортов, использующих природные лечебные ресурсы, относящиеся к недрам, и месторождений природных лечебных ресурсов считать округами горно-санитарной охраны.
В силу п. 15 Положения о курорте федерального значения Пятигорск, утвержденного Постановлением Правительства РФ N14 от 17.01.2006г. курорт Пятигорск является особо охраняемой территорией, располагает природными лечебными ресурсами. Земли в пределах территории курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
В силу п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включены земельные участки, имеющие особо природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение, и на такие участки распространяется режим земель особо охраняемых территорий.
Согласно письма руководителя Управления по недропользованию по Ставропольскому краю NСМ-01-21-182 от 20.02.2012г. проект округа и зон санитарной охраны курортов КМВ составлен Гидрогеологическим режимно-эксплуатационным управлением "Кавминвод" ЦС по управлению курортами профсоюзов ВЦСПС и Специализированной комплексной гидрогеологической партией Конторы "Геоминвод" ЦОТКЗ НИИ курортологии и физиотерапии Минздрава СССР. Границы и режим округа санитарной охраны курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, определенные в данном проекте, установлены Постановлением СовМина РСФСР от N300 от 09.07.1985г. Постановлением Правительства РФ N14 от 17.01.2006г. курорт Пятигорск признан курортом федерального значения в границах и с режимом округа санитарной охраны. Границы округа санитарной охраны курорта КМВ являются внешними границами 3-х зон санитарной охраны курортов КМВ.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с ч. 2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При разрешении спора судом установлено, что администрацией г.Пятигорска Ставропольского края на основании постановления N3815 от 10.08.2010г., С.А.В. предоставлен в собственность за плату земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 26:33:150405:25, в границах указанных в кадастровом паспорте земельного участка, расположенный по адресу: Ставропольский край, г ... ул ... д ... общей площадью ... кв.м., под принадлежащим на праве собственности недвижимым имуществом - торгово-офисное литер 6.
Вместе с тем, судом установлено, что спорный земельный участок из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 26:33:150405:25, расположенный по адресу: Ставропольский край, г ... ул ... , ... , общей площадью ... кв.м., расположен в санитарно-охранной зоне особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ, в границах курорта федерального значения г.Пятигорска.
В своем решении суд правильно указал, что нельзя согласится с доводами ответчика, о том, что спорный участок не может относиться к землям особо охраняемых природных территорий федерального значения, поскольку относится к иной категории - земли населенных пунктов, так как по смыслу ст.85 ЗК РФ земли поселений могут одновременно относиться и к землям особо охраняемых природных территорий, а потому то обстоятельство, что в соответствии с кадастровым планом земельный участок отнесен к числу земель поселений, не исключает его принадлежности к особо охраняемым природным территориям.
Согласно картографического материала спорный земельный участок, расположенный на территории г.Пятигорска, находится в пределах третьей зоны округа санитарной (горно-санитарной) охраны, внешним контуром которой является граница лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона.
В силу положений ст.1 ФЗ N221-ФЗ от 24.07.2007г. "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений, в том числе о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, является федеральным государственным информационным ресурсом. Согласно ст.2 указанного закона правовую основу регулирования кадастровых отношений составляет в том числе Земельный кодекс РФ.
Как следует из письма Минэкономразвития N22066-ИМ/д23 от 17.12.2009г. "О внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о зонах с особыми условиями использования территорий" в качестве основания для внесения в кадастр сведений о зоне может выступать непосредственно нормативный правовой акт, предусматривающий общие правила установления зон определенного вида, и документы, описывающие местоположение границы соответствующей зоны.
Суд пришел к правильному выводу о том, что сам по себе факт отсутствия в государственном кадастре недвижимости сведений о границах округа санитарной (горно-санитарной) охраны не опровергает доводы истца о том, что указанный земельный участок, расположенный в г.Пятигорске, отнесен законом к особо охраняемой природной территории и не подлежит приватизации.
Суд первой инстанции, установил конкретные обстоятельства, и с учетом собранных по делу доказательств, оцененных в порядке ст. 67 ГПК РФ, обоснованно пришел к выводу, что спорный земельный участок расположен в санитарно-охранной зоне особо охраняемого эколого-курортного региона КМВ, в границах курорта федерального значения г.Пятигорска, в связи с чем ограничен в обороте, а потому не может быть объектом сделок, связанных с отчуждением, и не может быть предоставлен в частную собственность.
10.08.2010г. между администрацией г.Пятигорска и С.А.В. заключен договором купли-продажи вышеуказанного земельного участка, цена выкупа земельного участка составляет 64 542.69 рублей.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним С ... А.В. зарегистрировал право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г ... , ул ... , ...
В судебном заседании также установлено, что на основании ст.ст. 57, 62 Бюджетного кодекса РФ денежные средства по договору купли-продажи земельного участка от 10.08.2010г. заключенного между администрацией г.Пятигорска и С.А.В. в сумме ... рублей зачислены в бюджет Ставропольского края 13.08.2010г. в размере 20% - ... рублей и в бюджет муниципального образования г.Пятигорск в размере 80%- ... рублей.
Поскольку договор купли-продажи земельного участка общей площадью 180 кв.м., из земель населенных пунктов с кадастровым номером 26:33:150405:25, расположенный по адресу: Ставропольский край, г ... , ул ... , ... , не соответствует закону и является недействительной сделкой в силу ничтожности, суд правомерно применил последствия недействительности сделок.
С учетом изложенного, решение суда является законным и обоснованным.
Выводы суда мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 327, 327-1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда от 03 сентября 2013 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика С.А.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.