Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего судьи Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А. и Шишовой В.Ю.
при секретаре судебного заседания Малецкой С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 ноября 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя Минстроя Ставропольского края Брановской М.Ю. и по апелляционной жалобе представителя администрации г.Ставрополя Кузнецовой Ж.Е.
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 14 августа 2013 года
по делу по заявлению Локтионовой Н.С. об оспаривании отказа администрации г.Ставрополя во включении в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, и возложении на администрацию г.Ставрополя и Минстрой Ставропольского края обязанности устранить допущенные нарушения
заслушав доклад судьи Шишовой В.Ю.
УСТАНОВИЛА:
Локтионова Н.С. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации г.Ставрополя и Минстрою Ставропольского края об оспаривании отказа администрации г.Ставрополя во включении в список граждан, нуждающихся в жилом помещении, и возложении на администрацию г.Ставрополя и Минстрой Ставропольского края обязанности устранить допущенные нарушения.
В обоснование требований указала, что с 1997 года ее семья с составом из 5 человек (включая ее, мужа, 2 детей и внучку) состояла на учете граждан, нуждающихся в жилье, в администрации г.Ставрополя. В связи со смертью мужа в 2012 году в учетное дело внесены изменения, и в настоящее время она состоит на соответствующем учете с составом семьи из 4 человек в общей очереди под N " ... ".
Ее муж, " ... ", проходивший службу в войсковой части " ... " и состоявший в распоряжении начальника " ... ", был уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями. Календарная выслуга лет на 1 марта 1995 составила 22 года 9 месяцев 25 дней, что подтверждается выпиской из приказа (по личному составу) от 01.03.1995 N " ... ".
В связи с тем, что она является вдовой умершего военнослужащего запаса, 30.11.2012 года ею в администрацию г.Ставрополя подано заявление о включений ее в список граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на одну из форм предоставления жилого помещения или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 07.07.2011 N 259-п.
Однако жилищным управлением администрации г.Ставрополя ей отказано в удовлетворении заявления о включении в льготный список, о чем в ее адрес направлены соответствующие ответы от 05.12.2012 года N 01/11-06-3081 и от 05.06.2013 года N01/14-5-1036.
Отказ мотивирован тем, что ее муж подал заявление о принятии на учет нуждающихся в жилье не в год увольнения с военной службы, а через 2 года 3 месяца после увольнения.
Полагает такое решение органа местного самоуправления незаконным, противоречащим положениям п.2.1. ст.15, п.3.1. и п.6 статьи 24 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан", а также препятствующим реализации гарантированного ей законодательством права на включение в сводный список вышеуказанной категории граждан и на получение жилого помещения на льготных условиях.
Локтионова Н.С. просила признать незаконным отказ администрации г.Ставрополя во включении ее в список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих; обязать администрацию г.Ставрополя включить ее в список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета, субсидии на одну из форм предоставления жилого помещения или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 07.07.2011 N 259-П, с даты принятия на учет нуждающихся в жилье, т.е. с 03.06.1997 года, и направить соответствующий список в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края; обязать министерство строительства и архитектуры Ставропольского края включить ее в сводный список указанной категории граждан в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства Ставропольского края с указанной выше даты (л.д.6-9).
Решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 14 августа 2013 года заявление Локтионовой Н.С. удовлетворено.
Признан незаконным отказ администрации г.Ставрополя во включении Локтионовой Н.С. в список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих.
На администрацию г.Ставрополя возложена обязанность включить Локтионову Н.С. в список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на одну из форм предоставления жилого помещения или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 7 июля 2011 года N 259-п "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих", с даты принятия на учет нуждающихся в жилье, то есть с 3 июня 1997 года, и направить соответствующий список в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края.
На министерство строительства и архитектуры Ставропольского края возложена обязанность включить Локтионову Н.С. в сводный список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на одну из форм предоставления жилого помещения или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, в соответствии с постановлением Правительства Ставропольского края от 7 июля 2011 года N 259-п "Об утверждении Порядка предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих", с даты принятия на учет нуждающихся в жилье, то есть с 3 июня 1997 года.
В апелляционной жалобе представитель Минстроя Ставропольского края Брановская М.Ю. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указывая, что судом неправильно применены нормы материального права, не дана надлежащая оценка имеющим значение для дела обстоятельствам, и сделаны выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ставрополя Кузнецова Ж.Е. считает решение суда незаконным и необоснованным, основанным на неверном толковании и применении норм материального права и неправильной оценке имеющих значение обстоятельств дела; просит решение суда отменить и вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Локтионовой Н.С. отказать.
Возражений на апелляционные жалобы не поступило.
Локтионова Н.С. и ее представитель Салова З.Г. в суд апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; cведений об уважительности причин неявки не предоставили, и не просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Принимая во внимание, что указанные выше участники судебного разбирательства надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке, судебная коллегия находит возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие не явившихся лиц, по имеющимся в деле материалам.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителя администрации г.Ставрополя Кузнецову Ж.Е., действующую по доверенности N " ... ", просившую отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы, представителя министерства строительства и архитектуры Ставропольского края Савченко С.И., действующую по доверенности N " ... ", поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного по делу решения в связи со следующим.
Судом установлено, что с " ... " года по " ... " 1995 года " ... " проходил военную службу в Вооруженных Силах РФ, что подтверждается справкой военного комиссариата Ставропольского края от 31.05.2013 года N " ... " (л.д. 17).
Согласно приказу N " ... " от 26.01.1995 года " ... ", состоящий в распоряжении начальника " ... ", досрочно уволен с военной службы " ... " 2009 года на основании п. "а" ч.2 ст. 43 (в связи с организационно-штатными мероприятиями) и исключен из списков личного состава части, при этом выслуга лет составила в календарном исчислении 22 года 9 месяцев 25 дней (л.д. 15,16).
Постановлением главы администрации Промышленного района г.Ставрополя от 13.06.1997 N 728 " ... " принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи из 5 человек.
" ... " 2012 года " ... " умер (свидетельство о смерти -л.д.23).
30.11.2012 года Локтионова Н.С. обратилась в администрацию города Ставрополя с заявлением о включении ее, как вдову умершего военнослужащего, в список граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета, субсидии на одну из форм предоставления жилого помещения или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Письмами Жилищного управления администрации г.Ставрополя от 05.12.2012 года N 01/11-06-3081 и от 05.06.2013 года N 01/14-5-1036 в удовлетворении заявления Локтионовой Н.С. отказано. В обоснование отказа указано, что " ... " встал на учет нуждающихся в жилом помещении после увольнения с военной службы, в связи с чем основания для включения ее как жены умершего военнослужащего запаса в списки военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, отсутствуют (л.д. 11-12,13-14).
Разрешая спор, суд правильно руководствовался нормами Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований Локтионовой Н.С.
Пунктом 1 статьи 15 указанного Федерального закона предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1. ФЗ "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены изложенным выше пунктом 1 статьи 15 и статьей 15.1 данного Федерального закона.
При таких обстоятельствах, установив, что заявительница и члены ее семьи являются членами семьи военнослужащего, умершего после увольнения с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющего выслугу более 20 лет и с 1997 года состоящего в списках нуждающихся в получении жилого помещения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности и обоснованности заявленных Локтионовой Н.С. требований о признании незаконным отказа администрации г.Ставрополя во включении ее в список некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих.
Доводы апелляционных жалоб о том, что для обеспечения " ... " и членов его семьи жильем как гражданина, уволенного с военной службы в запас, необходимо наличие факта постановки на жилищный учет в органах местного самоуправления по избранному месту жительства до 31.12.1995 года - не являются основанием к отмене решения, поскольку основаны на ошибочном толковании закона.
В постановлении Конституционного Суда РФ от 15.10.2012 года N 21-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2.1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в связи с жалобой гражданина Н.М. Кабулова" указано, что законоположения допускающие установление необоснованных различий в реализации права на жилище (статья 40, часть 1, Конституции Российской Федерации) гражданами, принятыми на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, в зависимости от факта реализации ими права на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства (статья 27, часть 1, Конституции Российской Федерации), приводят к такой дифференциации в правовом положении лиц, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина (статья 55, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Установив, что " ... " в установленном законом порядке был постановлен на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении после увольнения с военной службы, суд правильно указал на недопустимость нарушения жилищных прав вдовы умершего и членов его семьи.
В силу части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку учет некоторых категорий граждан, уволенных с военной службы, членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, имеющих право на получение за счет средств федерального бюджета субсидии на одну из форм предоставления жилого помещения или предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, ведется органом местного самоуправления, а на основании списков граждан, представленных органом местного самоуправления, министерством строительства и архитектуры Ставропольского края формируется сводный список таких категорий граждан в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений и предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения некоторым категориям граждан, уволенных с военной службы, членам их семей, членам семей погибших (умерших) военнослужащих, утвержденным Постановлением Правительства Ставропольского края от 07.07.2011 года N 259-п (ред. от 10.10.2013), решение суда в части возложения на администрацию г.Ставрополя и на министерство строительства и архитектуры Ставропольского края соответствующих обязанностей с целью включения Локтионовой Н.С. в указанные списки с даты принятия ее на учет нуждающихся в жилье полностью соответствует требованиям вышеуказанной нормы закона, в связи с чем у судебной коллегии отсутствуют основания не согласиться с данным выводом суда первой инстанции.
Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку, а выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Доводы апелляционных жалоб не содержат оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены решения суда.
С учетом изложенного, следует признать постановленное по делу решение законным и обоснованным. Являясь законным, оно подлежит оставлению без изменения, а апелляционные жалобы - оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя Ставропольского края от 14 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.