Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего Шеховцовой Э.А.
судей Строчкиной Е.А., Шишовой В.Ю.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании 29 октября 2013 года
дело по апелляционной жалобе и дополнениям к ней Цыганковой Н.П.
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 06 августа 2013 года
по гражданскому делу по заявлению Цыганковой Н.П. об оспаривании действий органа местного самоуправления
заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.
УСТАНОВИЛА:
Цыганкова Н.П. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органа местного самоуправления.
В обоснование требований указала, что является инвалидом и данное обстоятельство подтверждается справкой серии " ... " N " ... ". Согласно абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181 -ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" она как инвалид имеет право на первоочередное получение земельного участка для ведения дачного хозяйства.
Заявитель обратилась в администрацию г.Ставрополя с просьбой о предоставлении земельного участка для ведения дачного хозяйства, однако письмом администрации г.Ставрополя от 25 июня 2013 года ей отказано в предоставлении земельного участка в связи с отсутствием порядка предоставления таких земельных участков.
Считает, что данным отказом администрация г.Ставрополя нарушает её право на первоочередное получение земельного участка для ведения дачного хозяйства.
Просила признать незаконными действия администрации г.Ставрополя выразившиеся в отказе в первоочередном порядке предоставить ей, Цыганковой Н.П., земельный участок для ведения дачного хозяйства, обязать администрацию г.Ставрополя предоставить в первоочередном порядке ей, Цыганковой Наталье Петровне, как инвалиду, в собственность, бесплатно, земельный участок для ведения дачного хозяйства, в пределах границ г.Ставрополя, площадью, установленной нормами предоставления земельных участков на территории г.Ставрополя, в порядке абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 06 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе и дополнениях к ней Цыганкова Н.П. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Указывает в частности, что суд неправильно определил обстоятельства имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Возражения на апелляционную жалобу не поступили.
Цыганкова Н.П., администрация г.Ставрополя, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания в заседание судебной коллегии по административным делам не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела с указанием уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, от Цыганковой Н.П. поступило письменное заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
При таких обстоятельствах, с учетом мнения лиц, участвующих в деле и в соответствии со ст.ст.167, 327 ГПК РФ судебная коллегия, находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней в соответствие ст. 327.1 ГПК РФ, выслушав представителя Цыганковой Н.П. адвоката Кравченко М.А. (ордер от " ... " года N " ... " 1), просившего об отмене решения суда, а также представителя администрации Промышленного района г.Ставрополя Никабадзе Н.А., действующую по доверенности от " ... " года N " ... ", просившую судебную коллегию принять решение в соответствии с законом, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст.330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судом первой инстанции.
В силу ст. 254 ч. 1 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Цыганкова Н.П., 21.03.1953 г.р. является инвалидом третьей группы по общему заболеванию (справка серии " ... " N " ... " от " ... " года л.д.5-6).
11.06.2013 года Цыганкова Н.П. обратилась в администрацию г.Ставрополя с заявлением о предоставлении ей, как инвалиду, в собственность земельного участка для ведения дачного хозяйства (л.д.7).
Ответом Комитета градостроительства администрации г.Ставрополя от 25.06.2013 года N 2699-09/7-17/3 Цыганковой Н.П. отказано в первоочередном предоставлении земельного участка в связи с тем, что в настоящее время в границах г.Ставрополя отсутствуют земельные участки, специально предназначенные для инвалидов, для ведения подсобного, дачного хозяйства и садоводства, отсутствует и порядок предоставления таких земельных участков, а предоставление органом местного самоуправления земельного участка в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом товариществе не представляется возможным (л.д.8-9).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции исходил из того, что администрация г.Ставрополя является ненадлежащим лицом чьи действия могут быть обжалованы, так как полномочия по предоставлении земельных участков в садоводческих товариществах и гаражных кооперативах делегированы районным администрациям г.Ставрополя и администрацией г.Ставрополя не создается препятствий в порядке ст.255 ГПК РФ для реализации права Цыганковой Н.П. на получении земельного участка по месту её жительства в Промышленном районе г.Ставрополя, а на замену заинтересованного лица по делу заявитель не согласна.
С данным выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон о социальной защите инвалидов) направлен на конкретизацию и реализацию указанных конституционных положений в части установления государственной поддержки инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а также конкретных гарантий их социальной защиты.
Согласно ч. 14 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Таким образом, гарантия социальной защиты инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, в виде права на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства является реализацией конституционного права на гарантии социальной защиты, предусмотренного ч. 2 ст. 7 Конституции РФ.
Данная правовая позиция поддерживается и Конституционным Судом РФ. Так, согласно п. 2 Определения Конституционного Суда РФ от 13 октября 2009 года N 1127-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Силаевой Валентины Михайловны на нарушение ее конституционных прав частью четырнадцатой статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" "Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Основания реализации права инвалидов на получение земельных участков на основании ч. 14 ст. 17 Закона о социальной защите инвалидов установлены п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901, согласно которым "инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления".
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что у Цыганковой Н.П. имеется конституционное право на гарантию социальной защиты в виде получения в первоочередном порядке земельного участка, в том числе для ведения дачного хозяйства.
Согласно абз. 2 ст. 1 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях "дачный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля)".
При этом согласно ч. 1 ст. 8 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях "граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке".
Согласно же ч. 1 ст. 13 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях "обеспечение граждан садовыми, огородными и дачными земельными участками является обязанностью органов местного самоуправления по месту жительства граждан".
Таким образом, предоставление земельного участка Цыганковой Н.П. для ведения дачного хозяйства является обязанностью как в соответствии с Законом о социальной защите инвалидов, а также Правилами предоставления льгот инвалидам, так и в соответствии с Законом о садоводческих, огороднических и дачных объединениях.
В соответствии со ст.30 Устава г.Ставрополя структуру органов местного самоуправления города Ставрополя образуют: Ставропольская городская Дума; глава города Ставрополя; администрация города Ставрополя; контрольно-счетная палата города Ставрополя.
Администрация Промышленного района г.Ставрополя в структуру органов местного самоуправления не включена, следовательно органом местного самоуправления не является.
Согласно п.п. 12 и 14 ч. 2 ст. 52 Устава г.Ставрополя к полномочиям администрации г.Ставрополя относится "управление и распоряжение объектами муниципальной собственности в установленном порядке", а также "предоставление в установленном порядке земельных участков, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах города Ставрополя для муниципальных нужд".
Как следует из материалов дела Цыганкова Н.П. с заявлением о предоставлении ей земельного участка обратилась в администрацию г.Ставрополя, как в уполномоченный орган местного самоуправления.
Отказом в предоставлении земельного участка от 25.06.2013г администрация создала препятствия к осуществлению права Цыганковой Н.П. на получение земельного участка.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о недоказанности заявителем нарушения ее права на первоочередное получение земельного участка заинтересованным лицом по делу - администрацией г.Ставрополя не соответствуют обстоятельствам дела.
В силу положений ст. 41 ГПК РФ, замена ненадлежащего ответчика надлежащим требуется в том случае, когда истец предъявил иск к лицу, которое в соответствии с законом не должно отвечать по данному иску.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что в данном случае, заявитель предъявил иск к органу местного самоуправления, которой не имеет полномочий по решению вопроса, поставленного в заявлении Цыганковой Н.П.
Данный вывод суда противоречит нормам материального права и материалам дела в связи с вышеуказанным.
Таким образом, судебная коллегия находит обоснованными доводы апелляционной жалобы о нарушении и неправильном применении судом первой инстанции норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит постановленное по делу решение суда не законным и не обоснованным, а потому подлежащим отмене.
В соответствии с изложенным и руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 06 августа 2013 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконными действия администрации г.Ставрополя, выразившиеся в отказе в первоочередном порядке предоставить Цыганковой Н.П., земельного участка для ведения дачного хозяйства.
Обязать администрацию г.Ставрополя предоставить в первоочередном порядке Цыганковой Н.П., как инвалиду, в собственность, бесплатно, земельный участок для ведения дачного хозяйства, в пределах границ г.Ставрополя, площадью, установленной нормами предоставления земельных участков на территории г. Ставрополя, в порядке абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.