Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Товчигречко М.М.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 26 ноября 2013 года дело по апелляционной жалобе С.А.Г.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 08 августа 2013 года
по иску С.А.Г. к Главному Управлению Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Северо-Кавказскому федеральному округу о признании решения жилищно-бытовой комиссии от " ... " " ... " " ... " года об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, незаконным, отмене решения жилищно-бытовой комиссии от " ... " " ... " " ... " года, признании права в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности по постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты с " ... " " ... " " ... " года,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
С.А.Г. обратился в суд с иском о признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности по постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты с " ... " " ... " " ... " года.
" ... " " ... " " ... " года определением Пятигорского городского суда СК приняты дополнительные требования С.А.Г. о признании решения жилищно-бытовой комиссии от " ... " " ... " " ... "года об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, незаконным и его отмене.
В обоснование требований указал, что, с " ... " " ... " " ... " года по " ... " " ... " " ... " года он проходил службу в органах внутренних дел, стаж составляет более " ... " лет. С " ... "" ... " года вместе с семьей, состоящей из " ... " человек (" ... ", супруга С.И.В., дочь С.О.А. " ... " года рождения и дочь С.В.А., " ... " года рождения проживают в квартире N" ... " по ул. " ... ", " ... " в г. " ... ", собственником которой является его мама - С.О.А..
" ... " " ... " " ... " года он обратился с заявлением о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст.4 ФЗ от 19 июля 2011 года N247-ФЗ, с указанием стажа работы - " ... " " ... " " ... " " ... " " ... " дня и состава его семьи: супруга и двое несовершеннолетних детей.
" ... " " ... " " ... " года решением жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по СКФО ему и членам его семьи отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты по п.2 ч.2 ст.4 ФЗ от 19 июля 2011 года N247-ФЗ в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека семьи более 15 кв.м.
Просил суд признать незаконным и отменить решение об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, признать право в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложить обязанность на ГУ МВД России по СКФО по постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты с " ... "" ... " " ... " года.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 08 августа 2013 года в удовлетворении заявленных требований С.А.Г. отказано.
В апелляционной жалобе С.А.Г. считает решение суда незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального права. Вывод суда о том, что требования могли быть удовлетворены лишь при доказанности того, что он был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел до 01 марта 2005 года является незаконными.
Так как он не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма жилого помещения, либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, имеет стаж службы в органах внутренних дел " ... " лет " ... " месяцев " ... " дня, заявление по постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения рассматривалось ответчиком в период прохождения его службы, имеет право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и ответчик обязан поставить на учет для получения указанной выплаты. Просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении требований.
В возражениях на апелляционную жалобу начальник ГУ МВД России по СКФО г. Пятигорска Ч.С.М. считает решение суда законным и обоснованным, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе несостоятельными. Указывает, что суд в мотивировочной части решения об отказе в иске С.А.Г. обоснованно применил ст. 6 Федерального закона от 19.07.11года N247 - ФЗ и истец не может быть признан нуждающимся в предоставлении ЕСВ и соответственно решением ЖБК ГУ МВД России по СКФО ему дан обоснованный ответ об отказе в постановке на учет на получение ЕСВ. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
До начала рассмотрения дела по существу в судебную коллегию по административным делам поступили заявления от С.О.А., С.И.В., С.Г.П., С.О.А. о рассмотрении гражданского дела без участия.
Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, выслушав С.А.Г., поддержавшего доводы жалобы, представителей ГУ МВД РФ по СКФО Н.Н.В., Р.С.В., полагавших решение законное, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 254 ГПК РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы; к таким действиям (бездействию) относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина.
Частью 4 ст. 258 ГПК РФ установлено, что суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Статьей 51 ЖК РФ предусмотрены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В силу требований ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Разрешая требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об обоснованности отказа С.А.Г. в признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии от " ... " " ... " " ... " года об отказе в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, отмене решения жилищно-бытовой комиссии от " ... " " ... " " ... " года, признании права в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения и возложении обязанности по постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты с " ... " " ... " " ... " года.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период службы в органах внутренних дел.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации" единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
В ч.1 ст.6 указанного Федерального закона предусмотрено предоставление жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что тем сотрудникам, гражданам Российской Федерации, которые в соответствии с ч.1 этой статьи имеют право на получение жилого помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма, по их желанию может быть взамен предоставлена единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения. Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Пунктом 2 Правил закреплено, что принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.
В соответствии с пунктом 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1223, принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась.
Согласно пункту 16 Правил отказ в принятии сотрудника на учет для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учет.
Так, в соответствии с ч.1 ст.4 Закона единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется сотрудникам, имеющим стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении.
Граждане Российской Федерации, уволенные со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию сохраняют право на единовременную социальную выплату лишь в случае, если в период прохождения службы они были приняты на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что С.А.Г. с " ... " " ... " " ... " года " ... " " ... " " ... " года проходил службу в органах внутренних дел Российской Федерации, что подтверждается сведениями трудовой книжки ТК-" ... " N" ... ", выданной " ... " " ... " " ... " года, (л.д. 86).
" ... " " ... " " ... " года приказом начальника МВД России по СКФО С.А.Г. уволен со службы по достижении пенсионного возраста.
" ... " " ... " " ... " года С.А.Г. обратился с заявлением о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты с соответствии с Федеральным законом N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", с указанием стажа работы - " ... " лет " ... " месяцев " ... " дня и состава его семьи: супруга и двое несовершеннолетних детей. Им приложен пакет документов в соответствии с перечнем, предусмотренным пунктом 5 Правил.
" ... " " ... " " ... " года выпиской из протокола N" ... " заседания жилищно-бытовой комиссии ГУ МВД России по СКФО С.А.Г. и членам его семьи отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты по п.2 ч.2 ст.4 ФЗ от 19 июля 2011 года N247-ФЗ в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного человека семьи более 15 кв.м.
Доказательств того, что С.А.Г. принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 марта 2005 года истцом в суд первой инстанции не представлено, С.А.Г. уволен со службы в органах внутренних дел " ... " " ... " " ... " года, на учетах по месту службы в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, в качестве нуждающихся в жилых помещениях истец не состоял и не состоит, а жилые помещения жилищного фонда РФ по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность или единовременная социальная выплата предоставляются сотрудникам, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел до 1 марта 2005 года.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что ответчик правомерно отказал истцу в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты, так как правовых оснований к удовлетворению заявленных исковых требований С.А.Г. не имелось.
Суд первой инстанции дал правильную оценку установленным по делу обстоятельствам, и обоснованно пришел к выводу о том, что истец и члены его семьи не являются членами семьи родителей истца - С.О.А. и С.Т.П.
Учитывая все обстоятельства дела в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, не допустил нарушений норм процессуального и материального права.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 08 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.