Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе председательствующего Чернышовой Н.И.
судей Шеховцовой Э.А., Товчигречко М.М.
при секретаре Шевцовой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 26 ноября 2013 года дело по апелляционным жалобам представителей комитета градостроительства администрации города Ставрополя К.И.Б. и администрации города Ставрополя Л.С.Н.
на решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15 августа 2013 года
по заявлению К.В.М., заинтересованные лица: администрация г. Ставрополя, комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, об оспаривании действий органа местного самоуправления,
заслушав доклад судьи Чернышовой Н.И.,
УСТАНОВИЛА:
К.В.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий администрации г.Ставрополя, выразившихся в отказе в первоочередном порядке предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, обязать администрацию г. Ставрополя предоставить в первоочередном порядке ему, как инвалиду, бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пределах границ города Ставрополя, площадью в соответствии с нормами предоставления земельных участков на территории города Ставрополя в порядке абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
В обоснование требований указал, что он проживает в г. " ... ", является инвалидом, что подтверждается справкой МСЭ-" ... " N " ... ".
Администрацией г. Ставрополя К.В.М письмом от " ... "." ... "." ... " года отказано в предоставлении земельного участка под ИЖС по причине того, что предоставить земельный участок для ИЖС без проведения торгов невозможно, (л.д.6).
Считает, что отказ администрации г. Ставрополя в предоставлении земельного участка нарушает его конституционное право на жилище, предусмотренное ст. 40 Конституции РФ, а также право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Решением Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15 августа 2013 года заявление К.В.М. об оспаривании действий органа местного самоуправления удовлетворено. Признаны незаконными действия администрации г. Ставрополя, выразившиеся в отказе в первоочередном порядке предоставить К.В.М. земельный участок для индивидуального жилищного строительства. На администрацию г. Ставрополя возложена обязанность принять решение по заявлению К.В.М. о предоставлении ему в первоочередном порядке бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах границ г. Ставрополя, площадью в соответствии с нормами предоставления земельных участков на территории г. Ставрополя.
В апелляционной жалобе представитель комитета градостроительства администрации г. Ставрополя К.И.Б. считает решение суда незаконным и необоснованным. Указывает, что суд неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права. Полагает, что, возлагая на администрацию города Ставрополя обязанность предоставить К.В.М. земельный участок в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке, суд существенно нарушил нормы материального права. Устанавливается исчерпывающий перечень случаев, когда земельные участки могут предоставляться гражданам органами местного самоуправления в собственность бесплатно. Указывает, что торги при предоставлении земельного участка инвалиду не проводятся, но заключение договора купли-продажи земельного участка с инвалидом в рамках первоочередного предоставления земельных участков не исключается.
В апелляционной жалобе представитель администрации г. Ставрополя Л.С.Н. с решением суда не согласна, считает его незаконным и подлежащим отмене, поскольку оно принято с нарушением норм материального права, а именно судом не применен закон, подлежащий применению. Указывает, что у суда отсутствовали основания для удовлетворения требования заявителя об обязании администрации города Ставрополя предоставить ему в первоочередном порядке, как инвалиду, бесплатно в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства в пределах границ города Ставрополя и площадью в соответствии с нормами предоставления земельных участков на территории города Ставрополя в порядке абз.14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Просит отменить решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15.08.2013 и принять по делу новое решение, которым отказать К. В.М. в удовлетворении требований.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Заявитель К.В.М. в суд апелляционной инстанции не явился, будучи извещенным о месте и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции; сведений об уважительности причин неявки не предоставил.
Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения заявления, судебная коллегия находит возможным рассмотреть жалобу в порядке, предусмотренном статьями 167, 327 ГПК РФ, в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав представителей комитета градостроительства администрации г. Ставрополя К.И.Б., администрации г. Ставрополя Ю.Ю.С., поддержавших доводы жалоб, представителя К.В.М. - адвоката К.М.А., полагавшего решение законное, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" от 10.02.2009 N2 (в ред. от 09.02.2012) к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций; к действиям органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих по смыслу главы 25 ГПК РФ относится властное волеизъявление названных органов и лиц, которое не облечено в форму решения, но повлекло нарушение прав и свобод граждан и организаций или создало препятствия к их осуществлению; к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами). К бездействию, в частности, относится не рассмотрение обращения заявителя уполномоченным лицом.
Нормы Федерального закона от 24.11.1995 года 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подлежат применению в совокупности и системной связи с нормами действующего земельного и жилищного законодательства.
В соответствии с абзацем 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что К.В.М. является инвалидом " ... " группы инвалидности бессрочно справка серии МСЭ-" ... " N" ... " от " ... "." ... "." ... " года, (л.д.4).
" ... "." ... "." ... " года заявитель принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в администрации города Ставрополя составом семьи 1 человек и включен в список очередности граждан, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма как ветеран боевых действий. В материалах дела имеется сообщение жилищного управления администрации города Ставрополя от " ... "." ... "." ... " года N" ... "" ... ", что по состоянию на " ... "." ... "." ... " года по общей очереди номер " ... ", по льготному списку номер " ... ".
" ... "." ... "." ... " года заявитель обратился к главе администрации г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему в первоочередном порядке, как инвалиду, в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах границ города Ставрополя и площадью в соответствии с нормами предоставления земельных участков на территории города Ставрополя в порядке абз. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", приложив к заявлению копию справки об инвалидности.
Ответом от " ... "." ... "" ... " года N" ... "К.В.М. рекомендовано обратиться в КУМИ г. Ставрополя, поскольку предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения торгов невозможно.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 N 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, в силу пунктов 17, 18 которых инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявитель относится к категории лиц, имеющих право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.
Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, исходит из анализа действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
К числу таких гарантий в жилищной сфере относится положение ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", закрепляющее право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В силу п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с действующим законодательством могут быть приобретены гражданами в собственность бесплатно, в частности, земельные участки под многоквартирными жилыми домами (ч. 1 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ); земельные участки, на которых расположены объекты недвижимости, находящиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов (статья 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ); земельные участки, предоставляемые для индивидуального жилищного строительства по договорам о развитии застроенной территории (часть 2.1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации), а также и в иных прямо предусмотренных законом случаях.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает возможности приобретения инвалидами земельных участков бесплатно.
Постановление Правительства РФ от 27.07.1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" и Закон Ставропольского края от 12.04.2010 N 21-кз (ред. от 11.06.2013) "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" также не предусматривают права инвалидов на бесплатное получение земельных участков в собственность.
Таким образом, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан бесплатно лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, к которым рассматриваемый случай не относится.
К.В.М. не относится к числу лиц, которым в силу закона предоставление земельных участков в собственность осуществляется бесплатно.
При таких обстоятельствах, решение суда в этой части подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении требования заявителя об обязании администрации г. Ставрополя предоставить в первоочередном порядке, как инвалиду, бесплатно в собственность земельный участок для ИЖС в пределах границ г. Ставрополя и площадью в соответствии с нормами предоставления земельных участков на территории г. Ставрополя.
Руководствуясь ст.ст. 328, 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Ставрополя от 15 августа 2013 года в части признания незаконными действий администрации города Ставрополя, выразившихся в отказе в первоочередном порядке предоставить К.В.М. земельный участок для индивидуального жилищного строительства - оставить без изменения.
Это же решение в части возложения обязанности на администрацию города Ставрополя принять решение по заявлению К.В. М. о предоставлении ему в первоочередном порядке бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах границ города Ставрополя, площадью в соответствии с нормами предоставления земельных участков на территории города Ставрополя - отменить.
Принять по делу в отменной части новое решение: В удовлетворении требований К.В.М. в части возложения обязанности на администрацию города Ставрополя принять решение по заявлению К.В.М. о предоставлении ему в первоочередном порядке бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах границ города Ставрополя, площадью в соответствии с нормами предоставления земельных участков на территории города Ставрополя, - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.