Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 03 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего судьи Переверзевой В.А.
судей краевого суда: Калединой Е.Г., Ситьковой О.Н.,
при секретаре: Богдановой Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 декабря 2013 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации города Ставрополя по доверенности Катенева А.В.
на решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 01 апреля 2013 года по гражданскому делу по иску Бегларян У.Д. к администрации города Ставрополя о признании недействительным постановление администрации города Ставрополя, обязании принять на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условиях,
заслушав доклад судьи Переверзевой В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Бегларян У.Д. обратился в суд с иском к администрации города Ставрополя о признании недействительным постановление администрации города Ставрополя, обязании принять на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условиях.
Свои требования истец мотивировал тем, что он, прапорщик запаса Бегларян У.Д., является пенсионером Министерства Обороны РФ с "" г., уволен с действительной военной службы в запас и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат города Ставрополя (предписание N "" от "" года командира войсковой части 30744).
В "" году истец встал на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Октябрьского района города Ставрополя. С "" года постановлением главы администрации города Ставрополя N "" на основании протоколов N "" и N "" от "" и "" "" года заседаний общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации города Ставрополя он был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Совместно с ним проживают: его жена Бегларян М.Р. - "" года рождения; дочь Бегларян Г.У. - года рождения; сын Бегларян Ренард Унанович - "" года рождения. В "" года истец получил извещение из жилищного управления города Ставрополя о снятия его с учета нуждающихся в жилых помещениях на основании постановления администрации города Ставрополя N "" от "" года. В "" и "" годах предоставлял в администрацию города Ставрополя документы, подтверждающие состав семьи из четырех человек. Истец считает постановление администрации города Ставрополя N "" от "" года неправомерным и незаконным. Просил признать право Бегларяна У.Д. и право его семьи на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, признать постановление администрации города Ставрополя N "" от "" г. о снятии его Бегларяна У.Д. с учёта в качестве нуждающегося в жилых помещениях, незаконным, нарушающим его права, обязать администрацию города Ставрополя восстановить его, Бегларяна У.Д., и членов его семьи в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счёт средств федерального бюджета.
В последующем Бегларян У.Д. отказался от исковых требований в части признания права его и членов его семьи на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета. Определением суда от "" года отказ принят судом и производство по делу в этой части прекращено.
Решением Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 01 апреля 2013 года исковые требования Бегларян У.Д. к администрации города Ставрополя- удовлетворены в полном объеме.
Суд признал постановление администрации г.Ставрополя N"" от "" года о снятии Бегларян У.Д. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, незаконным, нарушающим его права.
Обязал администрацию г.Ставрополя восстановить Бегларяна У.Д., и членов его семьи в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
В апелляционной жалобе представитель администрации города Ставрополя по доверенности Катенев А.В. просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Бегларян У.Д. Свои требования мотивировал тем, что при рассмотрении данного дела судом первой инстанции были допущены существенные нарушения норм материального права, повлекшие вынесение незаконного решения. Указал на то, что Бегларян У.Д. не представлена справка о сдаче военнослужащим ранее занимаемого жилья Также указывает на то, что вопрос о принятии на учет членов семьи Бегларян У.Д. не рассматривался.
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
Апелляционным определение судебной коллегией по административным делам Ставропольского краевого суда от 02 июля 2013 года решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 01 апреля 2013 года отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Бегларян У.Д. требований.
Постановлением суда кассационной инстанции от "" года апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ставропольского краевого суда от "" года отменено, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
При новом апелляционном рассмотрении дела - Бегларян У.Д, и его представитель по доверенности Вяткин С.Г. в судебном заседании возражали по доводам апелляционной жалобы, просили решение Октябрьского районного суда оставить без изменения.
Администрация г.Ставрополя надлежащим образом извещена о рассмотрении дела, в заседание суда апелляционной инстанции представитель не явился и не сообщил о причине неявки, в связи с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя администрации г.Ставрополя на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.327 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав явившихся лиц, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов, которые могут быть оспорены в указанном порядке, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Исходя из положений указанной нормы закона, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Кроме того, при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (ч. 3 ст. 246 ГПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом, прапорщик запаса Бегларян У.Д. является пенсионером Министерства Обороны РФ с "" года, уволен с действительной военной службы в запас и направлен для постановки на воинский учет в военный комиссариат г.Ставрополя (предписание N"" от "" года командира войсковой части "").
Постановлением Правительства РФ от "" года за N"" утверждены Правила учета граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку со службы в органах внутренних дел. В соответствии с пунктом 32 Правил основанием для обеспечения жилья военнослужащих, уволенных в запас, является в том числе, предоставление документов о сдаче ранее занимаемого жилья.
В "" году истец встал на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Октябрьского района г.Ставрополя.
Постановлением главы администрации г.Ставрополя N "" от "" года на основании протоколов N "" и N"" от "" года заседаний общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации г.Ставрополя заявитель был принят на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Постановлением главы администрации г.Ставрополя от "" года N "" Бегларян У.Д. составом семьи "" человек снят с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали ему право на получение жилого помещения по договору социального найма, предусмотренное ч.2 ст.6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ".
В суде первой инстанции сторонами не оспаривалось, что Бегларян У.Д. право на обеспечение жилым помещением в соответствии с ФЗ от 27.05.98 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не использовал, жилого помещения в Российской Федерации в собственности не имеет, право на приватизацию не использовал.
По смыслу ч. 2 ст. 6 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" гражданам, принятым на учет до 1 марта 2005 года, гарантировано сохранение права состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма и предусмотрена возможность их снятия с учета (помимо оснований, указанных в п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) только при таких обстоятельствах, которые повлекли бы такое снятие по законодательству, действовавшему до введения в действие Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с абз. 12 п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", признание военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений должно осуществляться в соответствии со ст. 51 ЖК РФ. Поэтому, если военнослужащий (в том числе, уволенный с военной службы) и члены его семьи отвечают требованиям указанной статьи, то оснований для отказа в признании их нуждающимися в получении жилых помещений при соблюдении положений ст. 54 ЖК РФ не имеется.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, не являющиеся нанимателя жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения.
Доказательств того, что Бегларян У.Д. является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, равно, как и членом семьи таких граждан в материалах дела не имеется.
В соответствии со ст.1 Соглашения между государствами-участниками содружества независимых государств о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14.02.1992 года за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств-участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными правовыми актами бывшего Союза ССР.
Данная норма международного договора не устанавливает обязанность военнослужащих сдавать жилые помещения, предоставленные им на территории государств-участников Содружества, для последующей реализации своих жилищных прав в соответствии с законодательством государств, в которых они проходят военную службу. Также не содержат указанного требования и другие международные договоры, в которых принимает участие РФ.
При этом в соответствии с положениями п.4 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года N 76-ФЗ препятствием в предоставлении жилого помещения для постоянного проживания является наличие у военнослужащего в собственности жилого дома (квартиры), а также сохранение в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ за военнослужащими жилых помещений по месту жительства до поступления на военную службу или бронирования жилых помещений при переводе на новое место жительства.
Таким образом, правовым основанием для отказа в обеспечение военнослужащего жильем на территории РФ могут являться право собственности, а также иные права военнослужащего на другое жилое помещение, находящее исключительно на территории РФ, и отказ военнослужащего предоставить документ, свидетельствующий о прекращении названных прав. Жилые помещения, расположенные за пределами РФ, подпадают под юрисдикцию государств, на территории которых они находятся.
Законодательство Российской Федерации связывает предоставление жилых помещений военнослужащим с признанием их нуждающимися в улучшении жилищных условий по месту прохождения ими военной службы либо в избранном ими месте жительства в Российской Федерации.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что Бегларян У.Д. и члены его семьи прав на объекты недвижимого имущества не имеют, проживают по договору найма по адресу: "".
На момент постановки Бегларян У.Н. на учет нуждающихся граждан в жилых помещениях справку о сдаче ранее занимаемого жилья у него не требовали.
К материалам дела приобщены документы из Центра информационных технологий аппарата государственного кадастра недвижимости при правительстве республики Армения, согласно которым за истцом и членами его семьи не производилось государственной регистрации права собственности на какое-либо недвижимое имущество в республике Армения.
К кассационной жалобе Бегларян У.Д. приложена справка, выданная начальником КЭЧ Ереванского района, согласно которой Бегларян У.Д. во время прохождения службы в Ереванском гарнизоне жилой площадью не обеспечивался.
Судебная коллегия считает возможным согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что Бегларян У.Д. в силу ФЗ РФ "О статусе военнослужащих", ст. 51 ЖК РФ является нуждающимся в жилых помещениях и имеет право на предоставление жилого помещения.
Отсутствие справки о сдаче жилого помещения в Армении не может служить основанием для отказа в признании военнослужащего нуждающимся в получении жилого помещения, если имеются данные, свидетельствующие о его нуждаемости в получении жилья. Каких-либо препятствий в предоставлении жилого помещения истцу судом не установлено.
С учетом изложенного суд первой инстанции, обоснованно признал постановление администрации г.Ставрополя N"" от "" года о снятии Бегларян У.Д. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, незаконным, нарушающим его права и обязал администрацию г.Ставрополя восстановить Бегларяна У.Д. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета.
Решение суда в указанной части является законным и обоснованным, в связи с чем подлежит оставлению без изменения.
Между тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о возложения на администрацию г."" обязанности восстановить нарушенные права членов семьи Бегларяна У.Д. - жены Бегларян М.Р. - "" года рождения; дочери Бегларян Г.У.- "" года рождения; сына Бегларяна Р.У. - "" года рождения.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, Бегларян У.Д. был принят на учет, а в последствии снят с учета граждан, нуждающихся в жилом помещении, составом семьи "" человек. Члены его семьи на данный учет не принимались.
В силу требований Федерального закона "О статусе военнослужащих" и иных нормативных актов, регулирующих порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, субъективного права на предоставление жилого помещения у членов семьи гражданина, уволенного с военной службы не возникает, за исключением семей погибших (умерших) граждан, уволенных с военной службы.
Это право является производным от права гражданина, уволенного с военной службы и может быть реализовано только на основании его заявления о включении членов его семьи в списки граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Как следует из материалов дела, Бегларян У.Д. заявления о включении в качестве его членом семьи Бегларян М.Р., Бегларян Г.У. и Бегларян Р.У в списки граждан нуждающихся в жилых помещениях, не подавал.
Следовательно, вывод суда о восстановлении членов семьи Бегларяна У.Д. в списках граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета - судебная коллегия находит не обоснованным. При таких обстоятельствах постановленное в данное части решение суда не может быть признано законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в иске.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, пунктами 1, 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г.Ставрополя от 01 апреля 2013 года в части признания постановления администрации г.Ставрополя N"" от "" года о снятии Бегларяна У.Д. с учета в качестве нуждающегося в жилых помещениях, незаконным, нарушающим его права, а также в части возложения обязанности на администрацию г.Ставрополя восстановить Бегларяна У.Д. в списках граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий за счет средств федерального бюджета - оставить без изменения.
В остальной части указанное решение суда отменить, принять новое решение которым в удовлетворении требований Бегларян У.Д. отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.