Апелляционное определение СК по гражданским делам Ставропольского краевого суда от 24 декабря 2013 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда
в составе: председательствующего судьи Гедыгушева М.И.,
судей краевого суда: Переверзевой В.А., Загорской О.В.,
при секретаре: Богдановой Т.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании 24 декабря 2013 года
дело по апелляционному представлению помощника Буденновского межрайпрокурора Подберезного Р.И. на решение Буденновского городского суда Ставропольского края от 18 сентября 2013 года
по гражданскому делу по иску заместителя Буденновского межрайонного прокурора к администрации муниципального образования г.Буденновск, Шихалеву И.В. и Чекмаревой Л.Я. о признании градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство и технических условий на водоснабжение несоответствующими требованиям законодательства, о признании недействительными постановлений администрации г.Буденновска и регистрации права собственности на объект незавершенного строительства,
заслушав доклад судьи Переверзевой В.А.,
УСТАНОВИЛА:
Заместитель Буденновского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц о признании градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство и технических условий на водоснабжение несоответствующими требованиям законодательства, о признании недействительными постановлений администрации г.Буденновска и регистрации права собственности на объект незавершенного строительства
Свои требования истец мотивировал тем, что постановлением главы администрации города Будённовска от "" N ""-п "Об утверждении градостроительного плана земельного участка расположенного по адресу г. "", ул. "" по смежеству с домом "" (далее Постановление N ""-п) утверждён градостроительный план земельного участка (далее ГПЗУ) кадастровый номер "".
На основании ГПЗУ и проектной документации "Офисного здания" 07.11.-158, разработанного ООО "Имидж-экспресс", заместителем главы администрации г. Будённовска "" Шихалеву И.В. выдано разрешение N "" на строительство "Офисного здания" по адресу г. "", ул. "" по смежеству с домом "" (далее - Разрешение).
Согласно п.п. 3, 6, 7 ч. 3, ч. 5 ст. 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются: минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия); информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства; форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 10.05.2011 N 207 (далее Приказ N 207) утверждена Форма градостроительного плана земельного участка, согласно которой чертеж градостроительного плана земельного участка и линий градостроительного регулирования создаётся на основе материалов картографических работ, выполненных в соответствии с требованиями федерального законодательства; на чертеже градостроительного плана земельного участка указываются: минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; места допустимого размещения объекта капитального строительства: информация об ограничениях в использовании земельного участка (зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные и иные охранные зоны); предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений, максимальный процент застройки в границах земельного участка; обозначение существующих (на дату предоставления документа) объектов капитального строительства.
Согласно ч.ч. 7, 9 ст. 48 ГрК РФ, п.п. 4,15 Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно- технического обеспечения, утвержденных постановлением 11равительства РФ от 13.02.2006 N 83 (далее Правила N 83) технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку в точках подключения, сроки подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое, подключение; технические условия, а также информации о плате за подключение к сетям предоставляется организациями по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, которые впоследствии орган местного самоуправления не позднее чем за тридцать дней до дня принятия решения о предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, для строительства, либо до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства предоставляет заинтересованным лицам.
В соответствии с письмом Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Госстроя) от "" N "" "О предоставлении государственной услуги по выдаче градостроительного плана" ГПЗУ создается на основе материалов картографических работ, выполненных в соответствии с требованиями федерального законодательства; чертёж ГПЗУ разрабатывается на топографической основе; в ГПЗУ отмечаются места возможного и допустимого размещения объектов с учетом регламентов, установленных градостроительным законодательством и другими действующими нормативными техническими документами в сфере градостроительства, а также противопожарных требований, требований освещенности, охраны окружающей среды и т.д.; в ГПЗУ должны быть указаны все имеющиеся на конкретном земельном участке линии, границы, красные линии, охранные зоны линейных объектов (газопроводов, высоковольтных линий, линий связи и т.д.), санитарно-защитные зоны. Согласно Правил N "". при подготовке ГПЗУ, предназначенного для строительства объектов капитального строительства, технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, подготавливает орган местного самоуправления. В случае если обеспечение отдельными видами ресурсов возможно осуществлять различными способами, орган местного самоуправления при подготовке ГПЗУ определяет технические условия для всех возможных способов. В соответствии с п. 7 ч. 3 ст. 44 ГрК РФ информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения указывается в строке "Иные показатели".
Таким образом, технические условия, выданные на водоснабжение от "" N "" и на присоединение к электрическим сетям от "" N "" получены с нарушением указанного порядка, так как выданы лицу - Шихалеву И.В. на тот момент не являющемуся правообладателем земельного участка. Также технические условия не были своевременно получены органом местного самоуправления и до дня принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта капитального строительства не представлены органом местного самоуправления, заинтересованным липам.
Технические условия на водоснабжение, выданные ГУН QC "Ставрополькрайводоканал" - Будённовский "Межрайводоканал" от "" N ""; не соответствуют требованиям градостроительного законодательства, так как не содержат информации о максимальной нагрузке в точках подключения, однако содержат дополнительные условия к проектированию, противоречащие правовой сущности указанного документа (так как Правилами N "" закреплен исчерпывающий перечень информации, отражаемой в данном документе) и требованиям ч. 16 ст. 48 ГрК РФ о недопущении выдвижении требований, не предусмотренных настоящим Кодексом.
Кроме того, в ГПЗУ отсутствует информация об определении технических условий обеспечения земельного участка всеми возможными видами ресурсов.
Согласно п.п. 1, 5, 7 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ в состав проектной документации объектов капитального строительства, за исключением проектной документации линейных объектов, включаются следующие разделы: пояснительная записка с исходными данными для архитектурно-строительного проектирования, строительства объектов капитального строительства, в том числе с результатами инженерных изысканий, техническими условиями; сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений; проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей.
На топографической съемке местности, изготовленной ООО "Межевание", явившейся основанием для разработки градостроительной документации, имеются сведения о наличии на территории земельного участка, выделенного для строительства Здания, подземных трасс водопровода диаметром "" мм и газопровода диаметром "" мм, а также информация о наличии асбестовой трассы канализации проходящей по ул. "". На земельном участке, выделенном для строительства, и по смежеству с ним отражены сведения о наличии зоны зелёных насаждений.
Вместе с тем, на чертеже ГПЗУ земельного участка информация о наличии объектов капитального строительства - подземных трасс водопровода и газопровода не отражена.
В разделе иные условия ГПЗУ предусмотрен вынос существующей трассы подземного газопровода из зоны застройки, тогда как в проектной документации "Офисного здания" "" (далее проектная документация), разработанного ООО "Имидж-экспресс", отсутствуют технические условия на газоснабжение объекта капитального строительства, не определены точки подключения к сети распределительной сети газоснабжения. Вместе с тем пунктом 9 Пояснительной записки Проектной документации предусмотрен подвод сетевого газа к настенным газовым котлам.
Отсутствуют проектные и технологические решения по выносу подземного газопровода из зоны застройки, отсутствует проект газоснабжения "Офисного здания", не принято решение по демонтажу объекта капитального строительства - подземного газопровода низкого давления.
Указанные противоречия являются несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
В ГПЗУ отсутствуют сведения о технических условиях на теплоснабжение, тогда как Сводным планом инженерных сетей проектной документации "Офисного здания" запроектирован подвод теплопровода, что является несоответствием проектной документации требованиям ГПЗУ.
Согласно техническим условиям N "" от "", выданным ГУП СК "Ставропольводоканал" - Будённовский "Межрайводоканал", подключение канализационной линии диаметром "" мм необходимо осуществить в существующую канализационную линию расположенную по ул. "" г. Будённовска. Тогда как согласно проектной документации "Водопровод и канализация" запроектировано строительство и подключение к канализационной линии, которая не отражена ни в ГПЗУ, ни в технических условиях, ни на топографической схеме, что является несоответствием проектной документации требованиям ГПЗУ.
Согласно п.п. 6, 7, 8 ст. 2, ч.ч. 2, 3 ст. 4 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним правовые акты основываются, в том числе, на принципах ответственности органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов; осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; к отношениям, связанным с принятием мер по обеспечению безопасности строительства, предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при осуществлении градостроительной деятельности, нормы законодательства о градостроительной деятельности применяются, если данные отношения не урегулированы законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, техническими регламентами; к градостроительным отношениям применяется земельное законодательство и иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности.
Согласно ст. 1, ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее Закон N 116-ФЗ) промышленная безопасность опасных производственных объектов это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий; требования промышленной безопасности это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
В силу положений приказа Ростехнадзора от 07.04.2011 N 168 "Об утверждении требований к ведению государственного реестра опасных производственных объектов в части присвоения наименований опасным производственным объектам для целей регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов" подземные распределительные газопроводы являются опасными производственными объектами.
В силу п. 4 ст. 1 ГрК РФ зоны с особыми условиями использования территорий это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.п. 7, 14 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее Правила N 878), вдоль трасс наружных газопроводов устанавливается охранная зона в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода; на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормативной эксплуатации, налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается юридическим и физическим лицам строить объекты жилищно-гражданского и производственного назначения.
Из смысла ст. 90 ЗК РФ земельные участки, предоставленные под строительство трубопроводов из состава земель других категорий не подлежат переводу в категорию земель транспорта; на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется. У собственников земельных участков возникают ограничения прав в связи с установлением охранных зон таких объектов.
В нарушение указанных норм на чертеже ГПЗУ не нанесены охранные зоны газопровода низкого давления.
Кроме того, на чертеже ГПЗУ расстояние между "Офисным зданием" и существующим зданием расположенным по адресу: г. "" ул. "", составляет "" метров.
В соответствии со справкой ГУП СК "Крайтехинвентаризация" от "" расстояние между "Офисным зданием", строительство которого не завершено, и существующим зданием расположенным по адресу г. "", ул. "" составляет "" метра.
В силу ст. 2 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на настоящем Федеральном законе, принимаемых в соответствии с ним федеральных законах и иных нормативно-правовых актах, регулирующих вопросы пожарной безопасности.
Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
В соответствии с п. ""* Обязательного приложения N "" Свода правил СНиП ""* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденного приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820 (далее СНиП 2.07.01-89*) противопожарные расстояния между общественными зданиями II степени огнестойкости и степени огнестойкости III должны составлять 8 метров.
Классификацию зданий по степени огнестойкости следует принимать в соответствии с требованиями СНиП 2.01.02-85 (Примечание* 1 п, 1* СНиП 2.07.01-89*).
Согласно Приложению 2 Справочное СНиП 2.01.02-85 здания с несущими и ограждающими конструкциями из естественных или искусственных каменных материалов, бетона или железобетона. Для перекрытий допускается использование деревянных конструкций, защищенных штукатуркой или трудногорючими листовыми, а также плитными материалами. К элементам покрытий не предъявляются требования по пределам огаестойкоста к пределам "", при этом злемешы чердачного покрытия из древесины подвергаются огнезащитной обработке.
Из информации и.о. директора БТИ Будённовского филиала ГУП СК "Крайтехинвентаризация" следует, что конструктивные элементы здания расположенного по адресу г. "", а именно: межэтажные, чердачное перекрытия, обрешётка крыши, полы "" этажа, перегородки, дверные проёмы изготовлены из древесины, внутренняя отделка штукатурка, поверх штукатурки смонтированы листовые ПВХ панели.
Следовательно, здание расположенное по адресу г. "", ул. "" "" "" по смежеству с "Офисным зданием", является зданием III степени огнестойкости.
Часть здания расположенного по адресу г. "", ул. "", переведена из жилого помещения в нежилое помещение, часть здания является жилым помещением.
Таким образом, в Градостроительном плане неверно определено противопожарное расстояние 6 метров между строящимся и существующим зданиями, тогда как необходимо предусмотреть 8 метров.
Согласно п. 7.23* Строительные нормы и правила СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" (далее СНиП 2.07.01-89*), утвержденные приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 28.12.2010 N 820, расстояния по горизонтали (в свету) от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений следует принимать по табл. 14.*, а именно до самотечной канализации 3 метра, до водопроводов 5 метров.
В соответствии с п. 4.12 СНиП 2.07.01-89* расстояния от зданий, сооружений, а также объектов инженерного благоустройства до деревьев и кустарников следует принимать по табл. 4, и составляет от наружной стены здания и сооружений 5,0 метров.
Из информации ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Будённовский "Межрайводоканал" от "" N "" следует, что при строительстве "Офисного здания", расположенного по адресу г. "", ул. "" по смежеству с домом Ш "" не соблюдены требования СНиП 2.04.02-84, а именно строительство ведется на существующем стальном подземном газопроводе диаметром "" мм проложенном по ул. "" г. "", а также на расстоянии "" метров от существующего подземного водопровода диаметром "" мм и водопроводного колодца.
Тогда как при выдаче градостроительного плана не определены места допустимого размещения объекта капитального строительства в соответствии с требованиями норм, правил, технических регламентов, в результате чего допущено строительство "Офисного здания" на расстоянии менее 5 метров до существующего водопровода диаметром "" мм и запроектирована линия канализации на расстоянии менее "" метра от существующего здания.
Кроме того, на расстоянии от "" до "" метров от стены "Офисного здания" расположено "" деревьев, что не учтено при определении места размещения объекта капитального строительства. Не заполнен п. 2.2 формы ГПЗУ, в п. 2.2.1 формы ГПЗУ не указаны предельные размеры и площадь объекта капитального строительства.
Согласно проекту организации строительства 07.11-158 - ПОС проектной документации "Офисного здания", размер строительной площадки превышает размеры земельного участка предоставленного в аренду для строительства установленного ГПЗУ, что является несоответствием проектной документации требованиям ГПЗУ.
В нарушение требований п.п. 6, 7, 8 ст. 2, п.п. 3, 6, 7 ч. 3, ч. 5 ст. 44 ГрК РФ при подготовке администрацией г. Будённовска ГПЗУ не учтены требования технических регламентов, инженерно-технические требования, а именно требования: СНиП 2.07.01-89*, СНиП 2.01.02-85, ст. 90 ЗК РФ, Правил N 878, в результате чего на чертеже ГПЗУ не определены места допустимого размещения объекта капитального строительства, не отражена информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства; не отражены минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство, не указана информация об ограничениях в использовании земельного участка (охранные зоны), как следствие, нарушены требования промышленной безопасности, чем созданы предпосылки для возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Кроме того, в Градостроительном плане не указано предельное количество этажей или предельная высота зданий, строении, сооружений; не указаны предельные размеры и площадь объекта капитального строительства; максимальный процент застройки в границах земельного участка; информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Отсутствие информации в Градостроительном плане земельного участка предназначенного для строительства "Офисного здания" расположенного по адресу: г. "", ул. "" по смежеству с домом "" о минимальных отступах от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства за пределами которых запрещено строительство, о месте допустимого размещения объекта капитального строительства, о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства; об ограничениях в использовании земельного участка (охранных зонах), о технических условиях подключения, привело при разработке проектной документации ООО "Имидж-экспресс" к проектированию и строительству фундамента и части стен здания "Офисного здания" непосредственно над проходящим через земельный участок водопроводом, с нарушением требований строительных норм и правил, технических регламентов, с нарушением противопожарных правил.
Несоответствие Градостроительного плана земельного участка требованиям действующего федерального законодательства не позволяет достоверно оценить соответствие проектной документации требованиям градостроительного законодательства, что в силу ст. 51 ГрК РФ является основанием к отказу в выдаче разрешения на строительство. Кроме того, в силу ч. 11 ст. 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
проводит проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Однако, несмотря на отсутствие технических условий на газоснабжение, теплоснабжение, при наличии ряда несоответствий проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка органом местного самоуправление выдано разрешение на строительство "Офисного здания" не соответствующее требованиям федерального законодательства.
Основными принципами законодательства о градостроительной деятельности, закрепленными в ст. 2 ГрК РФ являются: ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека и осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов.
В результате разработки Градостроительного плана земельного участка, не соответствующего требованиям градостроительного законодательства и не проведения ответчиком в нарушение ч. 11 ст. 51, ст. 2 Г"рК РФ проверки соответствия представленных документов требованиям градостроительного законодательства и техническим регламентам, поставлено под угрозу состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от техногенных аварий, нарушены права неопределенного круга лиц на обеспечение пожарной безопасности и благоприятные условия жизнедеятельности.
В связи с этим, выдача разрешения на строительство на основании градостроительного плана, не соответствующего требованиям закона и технических регламентов, не может быть признана законной и обоснованной, свидетельствует о формальном подходе органа местного самоуправления к осуществлению предоставленных законом полномочий в области градостроительной деятельности.
Просил суд признать недействительным градостроительный план N "" земельного участка кадастровый номер "", расположенного по адресу: г. "" по смежеству с домом "", как не соответствующий требованиям градостроительного законодательства; признать недействительным постановление главы администрации города Будённовска от "" N "" "Об утверждении градостроительного плана земельного участка расположенного по адресу г. "", ул. "" по смежеству с домом ""; признать недействительным выданное Шихалеву И.В. разрешение N "" на строительство "Офисного здания" по адресу г. "", ул. "" по смежеству с домом "" от ""; признать технические условия на водоснабжение выданные ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Будённовский "Межрайводоканал" от "" N "" не соответствующими требованиям градостроительного законодательства.
В ходе судебного разбирательства заместитель Будённовского межрайонного прокурора уточнил исковые требования, в котором указал, что "" произведена государственная регистрация права собственности Шихалева И.В. на объект незавершенного строительства расположенный по адресу: г. "", ул. "" по смежеству с жилым домом "", процент готовности - "" %, кадастровый номер "".
"" произведена регистрация перехода права собственности на указанный объект незавершенного строительства кадастровый номер "" к Чекмаревой Л.Я. номер государственной регистрации права N "".
Из смысла пунктов 52, 53 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров связанных с защитой права собственности и других вещных прав", оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП, в том числе при удовлетворении исков о признании права собственности на недвижимое имущество отсутствующим, ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право.
Таким образом, разрешение на строительство согласно ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" является одним из документов на основании которых регистрируется право собственности на объект незавершенного строительства. Следовательно, признание недействительным разрешения на строительство влечёт недействительность регистрации права собственности на указанный объект незавершенного строительства.
Обжалование регистрации права собственности Чекмаревой Л. Я. на объект незавершенного строительства расположенный по адресу г. "" по смежеству с жилым домом д. "", процент готовности - ""%, кадастровый номер "", влечёт признание Чекмаревой Л.А. ответчиком по данному делу.
Из смысла п. 21 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ следует, что при переходе права собственности на земельный участок разрешение на строительство сохраняется.
Поддерживая предъявленное ранее исковое заявление, прокурор просил суд: признать недействительным градостроительный план N * "" земельного участка кадастровый номер "", расположенного по адресу: г. "" по смежеству с домом "". как не соответствующий требованиям градостроительного законодательства; признать недействительным постановление главы администрации города Буденновска от "" N "" "Об утверждении градостроительного плана земельного участка расположенного по адресу: г. "" по смежеству с домом ""; признать недействительным выданное Шихалеву И.В. разрешение N "" на строительство "Офисного здания" по адресу: г. "" по смежеству с домом "" от "" г.; признать технические условия на водоснабжение выданные ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" - Будённовский "Межрайводоканал" от "" г. N "" не соответствующими _ требованиям градостроительного законодательства; признать недействительной регистрацию права собственности Шихалева И.В. от "" на объект незавершенного строительства расположенный по адресу: г. "" по смежеству с жилым домом "", процент готовности - "" %, кадастровый номер "", номер регистрации ""; признать недействительной регистрацию права собственности Чекмаревой Л.Я. от "" на объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. "" по смежеству с жилым домом "", процент готовности - "" %, кадастровый номер "", номер регистрации N "".
Решением Буденновского городского суда Ставропольского края от 18 сентября 2013 года в удовлетворении исковых требований заместителя Буденновского межрайонного прокурора - отказано.
В апелляционном представлении помощник Буденновского межрайонного прокурора Подберезный Р.И. просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить исковые требования. Свои доводы мотивировал тем, что судом при вынесении решения существенно нарушены нормы материального права. Указал на то, что суд в своем решении неправильно определил обстоятельства, имеющие значения для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что судом не было проведено полного, всестороннего исследования доказательств по делу.
В возражениях на апелляционное представление ответчик Шихалев И.В. просит решение Буденовского городского суда Ставропольского края от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
В возражениях на апелляционное представление глава администрации города Буденновска просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание апелляционной инстанции явились: помощник Буденновского межрайонного прокурора Подберезный Р.И., представитель администрации г.Буденновска по доверенности Пугачева О.В., представитель Шихалева И.В. по доверенности Шихалева Л.И.
Иные лица участвующие в деле надлежащим образом извещены о рассмотрении дела, в заседание суда апелляционной инстанции не явились и не сообщили о причине неявки, в связи с изложенным, судебная коллегия по гражданским делам находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие на основании ч.3 ст.167 ГПК РФ, ч.1 ст.327 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, заслушав помощника Буденновского межрайонного прокурора Подберезного Р.И. поддержавшего доводы представления, заслушав представителя администрации г.Буденновска по доверенности Пугачеву О.В. и представителя Шихалева И.В. по доверенности Шихалеву Л.И. возражавших по доводам представления, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в представлении, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
Как достоверно установлено судом первой инстанции, "" г. на основании постановления администрации Будённовского муниципального района от "" г. N "" "О предоставлении Шихалеву И.В. земельного участка расположенного по адресу "" край, город "", по смежеству с N "", в аренду сроком на "" лет", между администрацией Будённовского муниципального района и Шихалевым И.В. был заключён договор аренды N "" по условиям которого Арендодатель (администрация) предоставляет Арендатору (Шихалеву) в аренду земельный участок общей площадью "" кв.м из категории земель "земли населённых пунктов", расположенный по адресу г. "", по смежеству с N "", для строительства офисного здания в границах, указанных в кадастровом паспорте земельного участка.
Постановлением главы администрации города Будённовска от "" г. N "" был утверждён градостроительный план земельного участка кадастровый номер "" расположенного по адресу г. "" по смежеству с домом 64.
На основании градостроительного плана и проектной документации "Офисного здания" "", заместителем главы администрации г. Будённовска "" г. Шихалеву И.В. выдано разрешение N RU "" на строительство "Офисного здания" по адресу г. "" по смежеству с домом "".
В соответствии с требованиями частей 1 и 2 ст. 44 ГрК РФ, подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.
В силу ч. 17 ст. 46 ГрК РФ, в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его.
Градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения (сообщения, данные) о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, недвижимости и т.д., а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 10 мая 2011 г. N 207 утверждена Форма градостроительного плана земельного участка, который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации "" г., регистрационный номер "".
Утвержденная Форма градостроительного плана земельного участка содержит строки для заполнения реквизитов обращения и фамилии, имени, отчества заявителя - физического лица либо реквизитов обращения и наименование заявителя - юридического лица о выдаче градостроительного плана земельного участка, описания местоположения проектируемого объекта на земельном участке (объекта капитального строительства); предусматривает указание на чертеже градостроительного плана схемы расположения земельного участка в окружении смежно расположенных земельных участков (ситуационный план) и сведений о месте допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента не распространяется, а также на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется (пункт 1); в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который действие градостроительного регламента распространяется, предписывает внесение сведений о назначении объекта капитального строительства с указанием его номера согласно чертежу (подпункт 2.2), о предельных (минимальных и (или) максимальных) размерах земельных участков и объектов капитального строительства, в том числе их площади, путем заполнения таблицы с графами (подпункт 2.2.1), о предельном количестве этажей или предельной высоте зданий, строений, сооружений в метрах (подпункт 2.2.2), о максимальном проценте застройки в границах земельного участка (подпункт 2.2.3), об иных показателях (подпункт 2.2.4); в требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на земельном участке, на который градостроительный регламент не устанавливается и не распространяется, предусматривает строку для заполнения сведений о номере объекта капитального строительства и его назначении, а также таблицу предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков (подпункт 2.2.5).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований прокурора о признании недействительным градостроительного плана земельного участка по улице "" по смежеству с домом N "", пришел к обоснованному выводу о том, что указанный план был подготовлен на основании статьи 44 ГрК РФ и в соответствии с формой установленной Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации N 207 от 10 мая 2011 года.
В обоснование своего вывода суд правомерно указал на то, что градостроительный план земельного участка содержит чертеж - масштаба "", на чертеже администрацией города Буденновска отражены: схема расположения земельного участка в окружении смежнорасположенных земельных участков (ситуационный план); границы земельного участка и координаты поворотных точек; красные линии; минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения объекта капитального строительства, за пределами которых запрещено строительство; места допустимого размещения объекта капитального строительства; параметры разрешенного строительства.
Технические условия на водоснабжение и водоотведение, выданные ГУП СК "Старопольводоканал" - Будённовский "Межрайводоканал", указаны в градостроительном плане в графе "Иные показатели".
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что сведения, зафиксированные в градостроительном плане земельного участка по улице "" по смежеству с домом N "", позволяют идентифицировать земельный участок, а также позволяют определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, объектам недвижимости, линейным объектам и другим объектам и зонам.
При этом суд обоснованно указал на то, что в градостроительном плане земельного участка не определяются конкретные места размещения объектов капитального строительства, а отмечаются места возможного и допустимого размещения объектов (с учетом регламентов, установленных градостроительным законодательством и другими действующими нормативными техническими документами в сфере градостроительства, а также противопожарных требований, требований освещенности, охраны окружающей среды и т.д.).
В соответствии с выданными техническими условиями на водоснабжение и водоотведение (пункты 8, 10) срок действия технических условий составляет "" года, который истек "" года. В случае изменения заказчика - застройщика объекта, технические условия считаются недействительными.
Суд первой инстанции, принимая во внимание, что имел место переход права собственности на незавершенный строительством объект от Шихалева И.В. к Чекмаревой Л.Я., пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания недействительными недействующих технических условий.
Также суд учел, что согласно представленных в материалах дела доказательств, в "" года специализированной организацией произведён вынос газопровода низкого давления, который находился в зоне застройки. Филиалом ГУП СК "Ставрополькрайводоканал" Будённовский "Межрайводоканал" в соответствии с техническими условиями была произведена замена водопроводного ввода.
Предметом настоящего спора незавершенный строительством объект недвижимости не является, фактически прокурором оспаривается градостроительный план и разрешение на строительство.
Доказательств того, что возводимое здание создает угрозу жизни или здоровью неопределенному кругу лиц в рамках настоящего дела не представлено, требований о сносе объекта недвижимости прокурором не заявлено. Доводы истца о нарушении правил пожарной безопасности при строительстве объекта незавершенного строительства надлежащими доказательствами не подтверждаются.
Согласно ч. 1, 19, 21 ст. 51 ГрК РФ, разрешение на строительство представляет собой документ подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1). Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства (часть 19). Срок действия разрешения на строительство может быть продлен (пункт 20). Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется (часть 21).
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, основанием выдачи Шихалеву И.В. разрешения на строительство послужило его заявление с прилагаемыми к нему документами согласно ч. 7 ст. 51 ГрК РФ. Срок действия оспариваемого разрешения на строительство установлен до 06.09.2013 г.
Суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что разрешение на строительство было выдано Шихалеву И.В. в установленном законом порядке, на момент рассмотрения дела срок действия разрешения на строительство истек, кроме того произошел переход права собственности на спорный объект к Чекмаревой Л.Я., таким образом разрешение на строительство выданное Шихалеву И.В. утратило свою силу и правовых оснований для признания его недействительным не имеется.
Чекмарёвой Л.Я., как новому собственнику, разрешение на строительство до настоящего времени, не выдавалось, что подтвердила в заседании апелляционной инстанции представитель администрации г.Буденновска.
По смыслу статьи 2 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", зарегистрированное право может быть оспорено в судебном порядке путем предъявления иска о признании права собственности, а также путем оспаривания правоустанавливающих документов, послуживших основанием для регистрации права, следовательно, обжалованию подлежит зарегистрированное право, а не сама по себе запись о регистрации.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании недействительной регистрации права собственности Шихалева И.В. от "" года на объект незавершенного строительства расположенный по адресу: г. "" по смежеству с домом "", суд первой инстанции учел положения ст.2 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, а также обоснованно указал на то, что собственником указанного объекта является Чекмарева Л.Ю. и с момента государственной регистрации права на данный объект за ней, запись о регистрации права за Шихалевым И.В. погашена. В настоящее время за Шихалевым И.В. каких-либо прав на указанный объект недвижимости не зарегистрировано.
Судом установлено, что незавершенный строительством объект возводится на земельном участке, предоставленном на основании договора аренды с соблюдением разрешенного использования земельного участка.
Право собственности у Чекмаревой Л.Ю. на спорный объект недвижимости возникло на основании договора купли-продажи от "" года заключенного с Шихалевым И.В., который в установленном законом не оспорен и недействительным не признан.
Таким образом, у суда отсутствовали правовые основания для признания недействительной регистрацию права собственности Чекмаревой Л.Ю. на незавершенный строительством объект.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Обращаясь в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, прокурор свои доводы мотивировал тем, что выдача разрешения на строительство на основании градостроительного плана, не соответствующего требованиям закона и технических регламентов, не может быть признана законной и обоснованной, свидетельствует о формальном подходе органа местного самоуправления к осуществлению предоставленных законом полномочий в области градостроительной деятельности.
При этом суд первой инстанции правильно отметил, что прокурор требующий судебной защиты прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в нарушение требования ч. 1 ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств, подтверждающих в чем именно выражено нарушение прав неопределенного круга лиц.
Довод апелляционного представления на то, что признание исковых требований прокурора положительно повлияет на формирование уважительного отношения к закону со стороны органов местного самоуправления Буденновского района, является несостоятельным.
Иные доводы апелляционного жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного судебного решения, поскольку, фактически были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств, но не опровергают выводы суда, изложенные в решении.
Существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене не усматривается.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Буденовского городского суда Ставропольского края от 18 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.