Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Катаева М.Ю.,
судей Арзина И.В., Варлакова В.В.,
при секретаре Чиж Т.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 10 января 2013 г. дело по заявлению Шуруевой О.Н. об оспаривании решения Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана,
по апелляционной жалобе Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 17 октября 2012 г., которым постановлено:
заявление Шуруевой Ольги Николаевны удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана временного торгового павильона по продаже ритуальных товаров в районе кладбища "Зайково".
Обязать Комиссию по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана временный торговый павильон по продаже ритуальных товаров в районе кладбища "Зайково" .
Взыскать с Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана в пользу руб. в счет возврата государственной пошлины.
Заслушав доклад судьи областного суда Катаева М.Ю., объяснения представителя заинтересованного лица Администрации города Кургана Васильевой Е.А., представителя заявителя Зайцевой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шуруева О.Н. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана, в обоснование которого указала, что 12.03.2012 она обратилась в Администрацию города Кургана с заявлением о согласовании акта о выборе земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта - павильона в районе главного въезда на кладбище "Зайково". Постановлением Администрации города Кургана N3727 от 04.06.2012 утверждена схема расположения земельного участка площадью кв. м. на кадастровой карте территории города Кургана для размещения нестационарного торгового объекта - павильона в районе главного въезда на кладбище "Зайково". Пунктом 2 постановления руководитель Администрации города Кургана обязал ответственных за исполнение постановления лиц оформить Акт о выборе земельного участка. 27.06.2012 ООО "" подготовило и предоставило Шуруевой О.Н. межевой план спорного земельного участка. 25.07.2012 был выдан акт о выборе земельного участка, согласно которому комиссия по выбору земельных участков приняла заключение, что по всем показателям участок пригоден для размещения нестационарного торгового объекта - павильона в районе главного въезда на кладбище "Зайково". 25.07.2012 спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет с кадастровым номером . Решением Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Кургана от 06.09.2012 ей отказано во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов временного павильона по продаже ритуальных товаров в районе кладбища "Зайково" в связи с нецелесообразностью развития торговли на данной территории. Указанный отказ считает необоснованным и незаконным.
На основании изложенного просила признать отказ Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных объектов на территории города Кургана Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана во включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана временного торгового павильона по продаже ритуальных товаров в районе кладбища "Зайково" незаконным; обязать Комиссию по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана временный торговый павильон по продаже ритуальных товаров в районе кладбища "Зайково".
В судебном заседании представитель заявителя Зайцева Н.А. заявление поддержала.
Представитель заинтересованных лиц Администрации города Кургана, Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Железняк М.С. против удовлетворения требований заявления возражал, считая, что права и законные интересы Шуруевой О.Н. не нарушены. Решение об отказе принято в виду нецелесообразности размещения торгового павильона, поскольку на указанной территории уже есть несколько торговых палаток. Полагал данный отказ мотивированным и законным.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана просит решение суда отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с п. 1.24-1 устава города Кургана разработка и утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов относится к полномочиям Администрации города Кургана на основании заключения Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Кургана, в связи с чем удовлетворение требования о признании отказа незаконным является неправомерным, поскольку Комиссия решение об отказе не принимала и не уполномочена принимать такие решения. Полагает, что требование о возложении обязанности на Комиссию по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Кургана включить в схему размещения нестационарных торговых объектов временный торговый павильон по продаже ритуальных товаров в районе кладбища "Зайково" является необоснованным, поскольку Комиссия не является уполномоченным органом на принятие решения по включению в схему размещения нестационарных торговых объектов, так как только правомочна давать заключение по тому или иному вопросу, вынесение же самого решения отнесено к компетенции Администрации города Кургана. Кроме того, указывает, что Комиссия не является органом местного самоуправления как субъект правоотношений по ст. 254 ГПК РФ и в структуру Администрации города Кургана не входит.
В возражениях на апелляционную жалобу Шуруева О.Н. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица Администрации города Кургана доводы апелляционной жалобы Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана поддержал. Представитель заявителя Зайцева Н.А. с доводами жалобы не согласилась, полагала, что оснований для отмены решения суда не имеется.
Другие лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации города Кургана от 04.06.2012 N3727 утверждена схема расположения земельного участка площадью га на кадастровой карте территории города Кургана для размещения нестационарного торгового объекта-павильона в районе главного въезда на кладбище "Зайково", кроме того, постановлено оформить Акт о выборе земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта-павильона в районе главного въезда на кладбище "Зайково", в городе Кургане.
25.07.2012 Шуруевой О.Н. выдан акт о выборе земельного участка для размещения нестационарного торгового объекта - павильона в районе главного въезда на кладбище "Зайково".
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 26.07.2012, выданного филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Курганской области, установлено, что земельный участок, расположенный по адресу: г. Курган, район главного въезда на кладбище "Зайково", площадью кв.м., поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер .
15.08.2012 Шуруева О.Н. обратилась в Департамент экономического развития, предпринимательства и торговли с заявлением о внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов торгового объекта - павильона по продаже ритуальных товаров.
Решением Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов на территории города Кургана от 06.09.2012 заявителю отказано во включении в схему временного торгового павильона по продаже ритуальных товаров в районе кладбища "Зайково".
12.09.2012 Департаментом экономического развития, предпринимательства и торговли в адрес заявителя направлено письмо с уведомлением о принятом решении Комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана об отказе во включении в схему временного торгового павильона по продаже ритуальных товаров в районе кладбища "Зайково", в связи с нецелесообразностью развития торговли на данной территории.
Суд, разрешая спор по существу, пришел к выводу о незаконности отказа Комиссии во включении размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана временного торгового павильона, поскольку в протоколе заседания комиссии данный отказ не мотивирован, а в ходе рассмотрения дела представителем заинтересованного лица доказательств экономической нецелесообразности развития торговли на данной территории представлено не было, в связи с чем требования заявления удовлетворил.
Судебная коллегия с указанным выводом суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 6 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N381-ФЗ, органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли.
В соответствии с ч. 3 ст. 3 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N381-ФЗ органы местного самоуправления вправе издавать муниципальные правовые акты по вопросам, связанным с созданием условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.
В ст. 10 Федерального закона "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N381-ФЗ установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Схемой размещения нестационарных торговых объектов должно предусматриваться размещение не менее чем шестьдесят процентов нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность, от общего количества нестационарных торговых объектов.
Во исполнение реализации целей и задач Федерального закона 28.12.2009 N381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" на основании приказа Департамента экономического развития, торговли и труда Курганской области от 27.12.2010 N115-ОД "Об утверждении порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления Курганской области схем размещения нестационарных торговых объектов" создана комиссия по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана.
В соответствии с разделом 3 Положения о комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана в функции комиссии входит:
- рассмотрение и выдача заключения об утверждении проекта схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана с учетом архитектурных, градостроительных, строительных, санитарно-эпидемиологических, экологических и противопожарных норм и правил;
- рассмотрение вопросов о размещении нестационарных торговых объектов и включении их в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана;
- рассмотрение предложений органов Администрации города Кургана о внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана;
- выдача заключения о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана.
Правила включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.09.2010 N772
Включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.
Включение объектов в схему размещения осуществляется в следующих целях:
а) достижение установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов;
б) размещение нестационарных торговых объектов, используемых субъектами малого или среднего предпринимательства, осуществляющими торговую деятельность;
в) формирование торговой инфраструктуры с учетом видов и типов торговых объектов, форм и способов торговли;
г) повышение доступности товаров для населения.
Пунктами 6, 7, 8 Правил предусмотрено, что орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, рассматривает поступившее заявление в течение 30 рабочих дней и принимает решение о согласовании включения объектов в схему размещения или об отказе в таком согласовании.
О принятом решении орган, осуществляющий полномочия собственника имущества, в письменном виде сообщает органу местного самоуправления, направившему заявление.
Основанием для отказа в согласовании включения объектов в схему размещения является отсутствие неиспользуемых земельных участков, зданий, строений и сооружений, находящихся в государственной собственности, а также установленные законодательством Российской Федерации ограничения в их обороте.
На основании изложенного, вывод суда о возложении обязанности на Комиссию по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана включить в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана временный торговый павильон по продаже ритуальных товаров в районе кладбища "Зайково" Шуруевой О.Н. является обоснованным.
Довод апелляционной жалобы о том, что Комиссия не является уполномоченным органом на принятие решения по включению в схему размещения нестационарных торговых объектов, поскольку правомочна только давать заключение по тому или иному вопросу, а вынесение самого решения отнесено к компетенции Администрации города Кургана, судебной коллегией во внимание не принимается, так как согласно Положению о комиссии по размещению нестационарных торговых объектов и включению в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана в функции Комиссии, в том числе, входит рассмотрение вопросов о размещении нестационарных торговых объектов и включении их в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Кургана (п. 2 Раздел N3).
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, постановленным на основе исследованных в судебном заседании доказательствах и при правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 17 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента экономического развития, предпринимательства и торговли Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья - председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.