Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Тимофеевой С.В., Голубь Е.С.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 января 2013 года гражданское дело по иску Бредихиной Т.И. к Администрации г. Кургана, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета,
по апелляционной жалобе Бредихиной Т.И. на решение Курганского городского суда Курганской области от 1 ноября 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований к Администрации города Кургана, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области о признании незаконными отказов в предоставлении ей вне очереди жилья за счет средств федерального бюджета, признании за ней права на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению за счет средств федерального бюджета жильем вне очереди, и предоставлении средств на приобретение жилья, отказать.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя истца Бредихиной Т.И. - Куликовских Н.В., представителей ответчиков Администрации г. Кургана - Голощаповой О.Ю., ГУ СЗН Курганской области - Пригородовой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бредихина Т.И. обратилась в суд с иском к Администрации г. Кургана об оспаривании отказа в постановке на учет нуждающихся в жилом помещении незаконным, возложении обязанности поставить ее на учет с составом семьи 1 человек.
В ходе судебного разбирательства Бредихина Т.И. исковые требования изменила, предъявив иск к Администрации г. Кургана и Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее - ГУ СЗН Курганской области) о понуждении к предоставлению мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
В обоснование иска указывала, что имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, состоит на учете нуждающихся в жилом помещении с 15 мая 2003 года, поскольку жильем не обеспечена. Считала, что имеет право на меры социальной поддержки в виде внеочередного обеспечения жильем в порядке, определенном Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", однако ответчики отказывают ей в предоставлении указанных мер. С учетом изложенного просила признать отказ ГУ СЗН Курганской области, а также отказ Администрации г. Кургана в предоставлении ей жилья за счет средств федерального бюджета незаконным, признать за ней право на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди за счет средств федерального бюджета жилым помещением согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714, обязать ГУ СЗН Курганской области предоставить ей средства для приобретения жилья.
В судебном заседании представитель истца Куликовских Н.В. на удовлетворении заявленных исковых требований настаивала.
Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области Пригородова Н.В. с иском не согласилась, указывала, что оснований для обеспечения истца жилым помещением за счет средств федерального бюджета вне очереди не имеется, поскольку на бывших узников фашистских концлагерей не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714. Кроме того, указывала, что истец с заявлением о предоставлении субсидии к ним не обращалась, в установленном законом порядке вопрос о праве истца на меры социальной поддержки не рассматривался. Просила в иске отказать.
Представитель ответчика Администрации г. Кургана Косованова Т.А. в судебном заседании с иском не согласилась, поддержав позицию представителя ГУ СЗН Курганской области.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, о его месте и времени был извещен надлежащим образом.
Третьи лица Бредихина Т.Н., Бредихина О.Н. в судебное заседание также не явились, в представленном письменном заявлении просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования истца поддержали.
Курганским городским судом Курганской области постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Бредихина Т.И. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что судом сделан неверный вывод о том, что она не обращалась к ответчикам о предоставлении ей мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, поскольку ей неоднократно были даны ответы о том, что она не обладает правами на предоставление указанных мер социальной поддержки. Полагает, что ведение реестра лиц, которые в силу закона имеют право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, является обязанностью ГУ СЗН Курганской области, которое незаконно не включило ее в указанный реестр. Также выражает несогласие с выводом суда о том, что на нее не распространяется действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714, поскольку по объему льгот она отнесена к участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В заседании судебной коллегии представитель истца Бредихиной Т.И. - Куликовских Н.В. на доводах апелляционной жалобы настаивала, просила отменить решение суда и вынести новое решение.
Представители ответчиков ГУ СЗН Курганской области Пригородова Н.В., Администрации г. Кургана - Голощапова О.Ю. против доводов апелляционной жалобы возражали, просили решение суда оставить без изменения.
Третьи лица Бредихина Т.Н., Бредихина О.Н., представитель Правительства Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Бредихина Т.И. имеет статус бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, что подтверждается удостоверением серии от (л.д. 6).
Бредихина Т.И. проживает в однокомнатной квартире общей площадью 30,3 кв.м., расположенной по , вместе с дочерью Бредихиной Т.Н. и внучкой Бредихиной О.Н. (л.д. 32). Сособственником указанного жилого помещения является дочь истца - Бредихина Т.Н. (л.д. 7).
Постановлением Администрации г. Кургана от 15 мая 2003 года Бредихина Т.И. с составом семьи три человека принята на учет нуждающихся в жилом помещении по категории реабилитированных жертв политических репрессий, номер общей очереди - (л.д. 40).
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны.
Согласно пункту 8 статьи 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, признанными инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Проанализировав указанную норму, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что она приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
Меры социальной поддержки для участников Великой Отечественной войны предусмотрены статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в соответствии с которой обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения
Пунктом 3 статьи 23.2 названного Закона установлено, что объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется, в том числе по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, к которым отнесены и участники Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
В силу пункта 3.1 статьи 23.2 по письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Порядок предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в пункте 3 статьи 23.2 гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 11 статьи 23.2).
Постановлением Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 года N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны (приложение N1).
Пункт 2 указанного Порядка предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляются путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Предоставление денежной выплаты осуществляется в соответствии с реестром после обращения гражданина в уполномоченный орган за предоставлением меры социальной поддержки по обеспечению жильем исходя из объема субвенций, поступивших в областной бюджет (пункт 4).
Поскольку истец Бредихина Т.И., как указывалось выше, обладает правом на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных ст. 15 Федерального закона "О ветеранах", является нуждающейся в жилом помещении, она вправе претендовать на обеспечение ее жилым помещением за счет средств федерального бюджета.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов" в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995года N5-ФЗ "О ветеранах".
Приведенным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нем. Такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в данный перечень не включена и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714 на эту категорию лиц не распространяется.
Проанализировав изложенные выше нормы, суд пришел к правильному выводу, что приравнивание бывших несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке. Поскольку на данную категорию лиц действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714 "Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945годов" не распространяется, так как бывшие несовершеннолетние узники фашизма в данном Указе не названы, реализация их права на получение жилого помещения не может осуществляться в порядке, предусмотренном названным Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714.
При этом ни Федеральный закон "О ветеранах", ни Постановление Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 года N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" не содержат указаний о внеочередном порядке предоставления жилого помещения или субсидии для его приобретения данной категории граждан. Напротив, установленный указанным Постановлением порядок предусматривает предоставление таких мер социальной поддержки в порядке очередности.
С учетом изложенного у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований о признании за истцом права на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008года N714.
Ссылка суда в решении на то обстоятельство, что истец не обращалась с заявлением в ГУ СЗН Курганской области о предоставлении мер социальной поддержки, не повлекла вынесение неправосудного решения, поскольку согласно п. 3 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 года N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" Главное управление социальной защиты населения Курганской области запрашивает в органах местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (далее - органы местного самоуправления) информацию о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, по форме, утвержденной уполномоченным органом. На основании информации, полученной от органов местного самоуправления, уполномоченный орган формирует общий реестр граждан, который ежемесячно актуализируется. Реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке.
Таким образом, формирование указанного реестра осуществляется ГУ СЗН Курганской области независимо от поданных гражданами заявлений. В заявительном порядке осуществляется выплата единовременной субсидии на приобретение или строительство жилья. При этом Бредихина Т.И. не лишена возможности обратиться в ГУ СЗН по Курганской области с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки, после чего ее документы будут запрошены в Администрации г. Кургана.
Указание судом в решении на то обстоятельство, что Бредихина Т.И. поставлена на учет нуждающихся в жилом помещении в Администрации г. Кургана не как ветеран Великой Отечественной войны, а по категории реабилитированных жертв политических репрессий, на объем жилищных прав истца не влияет, поскольку из приведенных выше положений Федерального закона "О ветеранах" следует, что граждане имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с данным Законом (т.е. на получение социальных выплат) при соблюдении двух условий: если они относятся к числу определенных этим Законом категорий и одновременно являются нуждающимися в улучшении жилищных условий, основания постановки гражданина на учет нуждающихся в жилом помещении значения не имеют. С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы в этой части не могут быть признаны состоятельными.
Судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем сомнений в законности не вызывает.
Доводы апелляционной жалобы установленных судом первой инстанции обстоятельств дела не опровергают и основаны на избирательном толковании норм материального права исходя из процессуальной позиции стороны истца, в связи с чем не могут служить основаниями для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 1 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.