Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.
судей Литвиновой И.В., Ушаковой И.Г.
при секретаре Абакумовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 29 января 2013 года гражданское дело по иску Пермякова В.А. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области о включении в стаж государственной службы периода военной службы по призыву в льготном исчислении, назначении пенсии,
по апелляционной жалобе Пермякова В.А. на решение Юргамышского районного суда Курганской области от 08 ноября 2012 года, которым постановлено:
исковые требования о включении в стаж службы в органах внутренних дел периодов срочной службы по призыву и назначении пенсии удовлетворить частично.
Включить в выслугу лет для назначения пенсии за службу в органах внутренних дел период срочной службы по призыву с по в календарном исчислении, в размере 2 лет 11 дней.
В удовлетворении оставшейся части исковых требований в льготном исчислении периода срочной службы по призыву и назначении пенсии за выслугу лет, в связи со службой в органах внутренних дел - отказать за необоснованностью.
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., объяснения истца Пермякова В.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области , возражавшей относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Пермяков В.А. обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "" (далее МО МВД России "") о возложении обязанности зачесть в стаж государственной службы в органах внутренних дел период срочной военной службы по призыву в льготном исчислении один день военной службы за два дня и назначении пенсии. В обоснование иска указал, что проходил срочную военную службу в рядах Советской армии с по , с по служил в органах внутренних дел в отделе внутренних дел по . Пенсия по выслуге лет ему не назначена по причине отсутствия стажа для ее назначения, всего в соответствующий стаж ему включено 16 лет 09 месяцев 17 дней. Ссылаясь на ст.ст. 6, 13 указанного Закона, полагал имеет право на пенсию за выслугу лет. Указывал, что в соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона "О статусе военнослужащих" время нахождения на военной службе по призыву подлежит зачету в льготном исчислении один день военной службы за два дня работы, т.е в размере 4 лет 24 дней, что дает ему право на назначение пенсии за выслугу лет в органах внутренних дел. Просил обязать ответчика зачесть в стаж государственной службы в органах внутренних дел период срочной военной службы по призыву с по в льготном исчислении один день военной службы за два дня государственной службы и назначить пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" N 4468-1 от 12 февраля 1993 со дня обращения за ее назначением с .
В судебное заседание истец Пермяков В.А., его представитель не явились, в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель ответчика МО МВД России "" исковые требования не признала, пояснила, что период срочной военной службы по призыву зачтен истцу в календарном исчислении, заявила ходатайство о применении срока исковой давности.
Представитель соответчика Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Курганской области (далее- УМВД России по Курганской области), привлеченного к участию в деле по инициативе суда, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие. В предыдущих судебных заседаниях исковые требования не признал, заявил ходатайство о применении срока исковой давности.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Пермяков В.А. просит решение Юргамышского районного суда Курганской области от 08.11.2012 отменить, принять по делу новое решение, которым обязать МО МВД РФ "" Курганской области, правопреемника ОВД по , зачесть истцу в стаж государственной службы в органах внутренних дел период срочной военной службы по призыву с по в льготном исчислении один день военной службы за два дня государственной службы, начислить пенсию в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел" со дня обращения за ее назначением с . В обоснование жалобы указывает, что суд необоснованно руководствовался при вынесении решения подзаконным актом Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941, поскольку положения указанного Постановления противоречат положениям Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ_ "О статусе военнослужащих" и Федеральному закону от 27.05.2003 N 58-ФЗ "О системе государственной службы в Российской Федерации".
В возражениях на апелляционную жалобу МО МВД РФ "" Курганской области просит оставить апелляционную жалобу Пермякова В.А. без удовлетворения, полагает оснований для включения периода срочной военной службы в льготном исчислении нет.
В суде апелляционной инстанции истец Пермяков В.А. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель ответчика МО МВД РФ "" Курганской области в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, в письменном заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель соответчика УМВД России по Курганской области, привлеченного к участию в деле по инициативе суда, возражала против доводов апелляционной жалобы, указала, что с решением суда первой инстанции согласна, так как период срочной службы по призыву не был включен в выслугу лет.
С учетом мнения сторон судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика МО МВД РФ "" Курганской области в порядке ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав истца Пермякова В.А., представителя ответчика УМВД России по Курганской области, изучив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Пермяков В.А. в период с по проходит службу в органах внутренних дел в ОВД по , что подтверждается записями в трудовой книжке, послужным списком истца (л.д. 8-11,. 77-81).
Приказом N от ОВД истец был уволен из органов внутренних дел по п "л" ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (за совершение проступков, несовместимых с требованиями, предъявляемыми к личным, нравственным качествам сотрудника органов внутренних дел) (л.д. 47).
Военным билетом НЮ подтверждено, что истец в период с по проходил военную службу по призыву (л.д. 12-18).
В соответствии с послужным списком истца, расчетом выслуги лет для назначения пенсии от , предоставленным МО МВД РФ "" по запросу суда, стаж службы истца в органах внутренних дел составил 16 лет 10 месяцев 07 дней, с учетом военной службы по призыву в календарном исчислении 18 лет 10 месяцев 18 дней.
При обращении истца за назначением пенсии по выслуге лет, в назначении пенсии ему было отказано по причине отсутствия стажа необходимой продолжительности, при этом выслуга лет для назначения пенсии истцу исчислена в размере 16 лет 09 месяцев 17 дней, что подтверждено справкой МО МВД РФ "" от (л.д. 19).
Судом в ходе рассмотрения дела установлено, что период военной службы по призыву в расчет выслуги лет для назначения пенсии не включен ни в льготном, ни в календарном исчислении, что не оспаривалось ответчиками по делу.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Судебная коллегия находит верным вывод суда об отказе удовлетворении ходатайства ответчиков о применении срока исковой давности. Указанный вывод основан на анализе ч. 2 ст. 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 17.10.2006 N 380-О.
Служба в органах внутренних дел является особым видом службы и определяется специальным нормативным актом "Положением о службе в органах внутренних дел РФ", утвержденным Постановлением ВС РФ от 23.12.1992 N4202-1.
Пенсионное обеспечение сотрудников внутренних дел осуществляется на основании Закона РФ от 12 февраля 1993 года N4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса - условия назначения данной категории лиц пенсий, порядок их исчисления, отличающиеся от аналогичных параметров как трудовых, так и иных видов пенсий.
Указанный нормативный акт не содержит понятия "стажа государственной службы в органах внутренних дел", поскольку, как правило, пенсия данной категории лиц устанавливается за наличие специального стажа на протяжении определенного времени, который поименован "выслугой лет".
Статьей 13 указанного Федерального закона для данной категории лиц предусмотрена такая мера социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги, в которую в том числе засчитывается и военная служба.
В силу изложенной нормы, право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы 20 лет и более;
б) лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Статья 1 указанного закона, к числу лиц, на которых распространяется действие настоящего Закона, относит лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. б настоящей статьи, и их семей); лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. б настоящей статьи, и их семей); лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. б настоящей статьи, и их семей); лиц, указанных в ст. 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают; б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей.
В соответствии со ст. 1 указанного Закона его действие распространяется на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, а не на военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (действительную срочную военную службу). Согласно ч. 2 ст. 18 этого Закона, время прохождения военной службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лишь лицам, указанным в ст. 1 этого Закона.
В соответствии с ч. 3 ст.18 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1 и п. 63 Положения о службе порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Указанный порядок определен Постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации"
В соответствии с п.5 данного Постановления, военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.
Не содержит норм о включении в выслугу лет на льготных условиях периода военной службы по призыву и Федеральный закон "О статусе военнослужащих". Названный Закон, исходя из его содержания и буквального смысла статей, вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих не регламентирует, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты.
Законность абзаца 1 пункта 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, была предметом рассмотрения Верховного суда РФ, который в своем решении от 05.04.2001 N ВКПИ01-12 указал, что указание о включении в выслугу лет военной службы по призыву в календарном исчислении, кроме указанных в этом пункте отдельных категорий военнослужащих, не противоречит ни Закону Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", ни п. 1 и 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", а также ст. 18 и 19 Конституции Российской Федерации.
Исходя из указанной нормы, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что предоставление льготы в части исчисления выслуги лет ставится в зависимость от того, проходил ли истец срочную службу по призыву в особых условиях, прямо оговоренных в постановлении Правительства, или нет.
Истцом в судебном заседании не предоставлено доказательств прохождения срочной военной службы по призыву в особых условиях, перечисленных в абзаце 1 п. 5 Постановления Правительства РФ N 941 от 22.09.1993, дающих право на зачет выслуги лет в льготном исчислении.
В соответствии с послужным списком, истец непосредственное участие в боевых операциях по ликвидации бандитизма, боевых столкновениях по охране границ не принимал, на излечении по случаю боевых ранений не находился, службу в отдаленной местности не проходил (л.д. 80).
Отсутствие прохождения истцом срочной военной службы в условиях, дающих право на льготное исчисление стажа, подтверждено справкой отдела Военного комиссариата Курганской области по и от (л.д. 130).
Доводы апелляционной жалобы о наличии права на льготное исчисление выслуги лет в спорный период на основании Федерального закона от 27 мая 1998 года N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" основаны на неправильном толковании закона.
Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ "О статусе военнослужащих", определяющего права и свободы военнослужащих, время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации) - один день военной службы за два дня работы.
Служба в органах внутренних дел, являющаяся составной частью правоохранительной службы, действительно входит в систему государственной службы РФ (ФЗ от 27 мая 2003 года N58-ФЗ "О системе государственной службы РФ").
Между тем, как предусматривает п. 1 ст. 14 ФЗ "О системе государственной службы РФ", стаж государственной службы, то есть общая продолжительность государственной службы, определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу, и законами субъектов РФ.
Таким образом, законодатель прямо указал, что применительно к пенсионному обеспечению, стаж государственной службы должен определяться в соответствии с соответствующим пенсионным законом, то есть в данном случае, в соответствии с Законом "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N941.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения исковых требований Пермякова В.А. о включении периодов срочной военной службы в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении, указанные периоды зачтены в выслугу лет в календарном исчислении.
В соответствии с расчетом выслуги лет истца, включающего период срочной военной службы по призыву в календарном исчислении, у Пермякова В.А. и на день увольнения со службы, и на день обращения за назначением пенсии отсутствует необходимый стаж 20 лет для назначения пенсии за выслугу лет, в связи с чем требования истца о назначении пенсии со дня обращения за ее назначением с обоснованно оставлены без удовлетворения (л.д. 133).
Судом первой инстанции полно и всесторонне проверены обстоятельства дела, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, достаточно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию истца, выраженную им в суде первой инстанции, исследованную судом и нашедшую правильную оценку в постановленном по делу решении.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Юргамышского районного суда Курганской области от 8 ноября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Н.В.Бурматова
Судьи: И.В.Литвинова
И.Г.Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.