Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.
судей Тимофеевой С.В., Голубь Е.С.
при секретаре Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 января 2013 года гражданское дело по иску Ворокосовой , Ворокосова к Администрации города Кургана о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключении семьи из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, возложении обязанности по восстановлению в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы
по апелляционной жалобе Ворокосовой , Ворокосова на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 октября 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявленных исковых требований Ворокосовой и Ворокосову к Администрации г. Кургана о признании незаконным и отмене решения об исключении семьи из очереди по учету для улучшения жилищных условий и подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы, обязании восстановления в очереди по участию в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2011-2015 годы, отказать.".
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения истцов Ворокосовой Т.С., Ворокосова Е.П., представителя истцов по ордеру адвоката Бобина О.П., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Администрации города Кургана по доверенности Голощаповой О.Ю., возражавшей против доводов апелляционной жалобы и просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ворокосова Т.С. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации города Кургана о признании незаконным и отмене решения о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении и исключении семьи из состава участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, возложении обязанности по восстановлению в составе участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
В обоснование иска указала, что распоряжением главы местного самоуправления от была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, номер очереди в общем списке . При такой очереди и темпах строительства жилья перспектива его получения была неисполнимой в ближайшие 15-20 лет, в связи с чем истец обратилась к ответчику с заявлением об участии в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы. Ежегодно она включалась в список молодых семей, а в 2012 году была исключена из указанной подпрограммы. Основанием послужил факт заключения между истцом и ОАО "Сбербанк России" договора об открытии невозобновляемой кредитной линии на приобретение строящемся доме, расположенном по адресу: . Согласно пункту 5.1.1 договора об участии в долевом строительстве плановый ввод объекта в эксплуатацию - 3-й квартал 2013 года. В соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2010-2015 годы" социальные выплаты используются на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до . В результате того, что кредит истцом получен в декабре 2011 года, ее исключили из списка участников подпрограммы и сняли с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении. Считает указанные действия незаконными.
Впоследствии в качестве соистца в дело вступил Ворокосов Е.П., который предъявил аналогичные исковые требования.
В судебном заседании истцы Ворокосова Т.С., Ворокосов Е.П. и их представитель по ордеру адвокат Бобин О.П. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Воденников В.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал, просил в удовлетворении иска отказать, пояснил, что истцы получили кредит после 1 января 2011 года, поэтому не могли использовать социальную выплату, предусмотренную подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, на погашение основной суммы долга и процентов по кредиту, поскольку истцы не являются малоимущими, приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении по категории "молодая семьи" как не обеспеченные жилым помещением, они были сняты с жилищного учета.
Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, ОАО "Сбербанк России", ООО "СМУ КПД", в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истцы Ворокосова Т.С., Ворокосов Е.П. просят решение суда отменить, вынести по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. Ссылаются на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В обоснование указывают доводы, изложенные в исковом заявлении и в суде первой инстанции. Полагают, что Ворокосова Т.С. в 2009 году была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, семья истцов являлась участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище", ежегодно включалась в список молодых семей, желающих получить социальную выплату на улучшение жилищных условий. Считают, что истцов неправомерно исключили из состава участников указанной подпрограммы в 2012 году, так как условие о возможности использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года, содержится в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, ранее действовавшая подпрограмма такого условия не содержала.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истцы Ворокосова Т.С., Ворокосов Е.П., их представитель по ордеру адвокат Бобин О.П. поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда отменить, исковые требования истцов удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Голощапова О.Ю. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Представители третьих лиц Главного управления образования Курганской области, ОАО "Сбербанк России", ООО "СМУ КПД" в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что Ворокосова Т.С. с состоит в зарегистрированном браке с Ворокосовым Е.П., от брака имеется ребенок Ворокосов В.Е., года рождения.
Семья истцов проживает по адресу: , с родителями истца Ворокосова Е.П. - Ворокосовой Н.В., Ворокосовым П.Л., собственником указанного жилого помещения Ворокосов Е.П. не является.
Ворокосовой Т.С. на праве собственности принадлежит доля трехкомнатной квартиры по адресу: , п, общей площадью кв.м.
Постановлением Администрации города Кургана от Ворокосова Т.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи три человека: муж, сын, общая очередь номер - , как молодая семья, имеющая уровень обеспеченности жилыми помещениями менее учетной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи (менее 13 кв.м).
Ворокосовой Т.С., Ворокосовым Е.П. подано заявление в Администрацию города Кургана о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в котором истцы указали, что ознакомлены с условиями участия в данной подпрограмме, поставили подписи в заявлении, приложив к заявлению копии паспортов и свидетельства о рождении ребенка.
На основании указанного заявления истцы были включены в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Администрация города Кургана направила истцам уведомление о необходимости представления в срок до уточненного перечня документов, необходимых для получения социальной выплаты как претендентам на ее получение в текущем году.
Для получения социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы истцы представили договор участия в долевом строительстве 10-этажного многоквартирного жилого дома по адресу: г. заключенный между Ворокосовым Е.П. и ООО "Строительно-монтажное управление крупнопанельного домостроения", по условиям которого цена объекта долевого строительства составляет руб. и подлежала уплате в срок не позднее , а также договор об открытии невозобновляемой кредитной линии , заключенный между Ворокосовым Е.П., Ворокосовой Т.С. и ОАО "Сбербанк России", на основании которого банк предоставил созаемщикам невозобновляемую кредитную линию на приобретение строящегося жилья по программе "Молодая семья" в сумме руб. под % годовых на срок до , денежная сумма была уплачена в счет цены договора участия в долевом строительстве объекта недвижимости - строящемся доле по адресу: .
Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана Ворокосовой Т.С. направлен ответ, в котором истцам отказано в получении социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и в дальнейшем участии в указанной подпрограмме.
Проанализировав нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон, суд пришел к обоснованному выводу о правомерности действий ответчика по следующим основаниям.
В целях государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена федеральная целевая программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в рамках которой действует подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В Приложении N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы содержатся Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила), которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Согласно пункту 2 Правил социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации;
е) для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. (подпункт "е" введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575).
Ворокосова Т.С., Ворокосов Е.П. в рамках указанной подпрограммы выразили намерение использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по договору об открытии невозобновляемой кредитной линии , заключенному с ОАО "Сбербанк России".
На основании пункта 15(1) Правил для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении N 2 к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство);
д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с 1 января 2006 года по 31 декабря 2010 года включительно;
е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;
ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
В соответствии с пунктом 27 Правил (в ред. Постановления Правительства РФ от 14 июля 2011 года N 575) для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы:
в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 15 настоящих Правил;
в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" и "ж" пункта 15(1) настоящих Правил.
В заявлении молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые указаны в уведомлении. Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются нарушение установленного настоящим пунктом срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 32 настоящих Правил.
Поскольку Ворокосова Т.С., Ворокосов Е.П. просили предоставить им социальную выплату в рамках указанной подпрограммы для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному кредиту на приобретение жилого помещения, полученному истцами в ОАО "Сбербанк России" 3 декабря 2011 года, тогда как в рамках указанной подпрограммы социальная выплата может быть направлена на погашение кредита, полученного до 1 января 2011 года, суд первой инстанции обоснованно признал действия Администрации города Кургана об отказе в получении социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и в дальнейшем участии в указанной подпрограмме правомерными.
Доводы апелляционной жалобы истцов о том, что ранее действовавшая подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, не ставила возможность использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилья, в зависимость от даты получения кредита, не могут быть приняты во внимание, поскольку в период действия указанной подпрограммы в 2002 - 2010 годах истцы не имели ипотечного кредита и не приобрели право на использование социальной выплаты в рамках данной подпрограммы на погашение кредита, истцы в заявительном порядке выразили желание на участие в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, являлись участниками указанной подпрограммы и могли использовать социальную выплату только на цели, предусмотренные законодателем в этой подпрограмме.
Согласно части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
На основании части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В силу пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Из материалов дела следует, что Ворокосова Т.С. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи три человека, включая мужа и сына, как молодая семья, имеющая уровень обеспеченности жилыми помещениями менее учетной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи (менее 13 кв.м) с целью дальнейшего участия в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, при этом малоимущей семья не являлась.
В настоящее время семья истцов также не относится к категории малоимущих граждан, что не оспаривалось истцами в суде первой и апелляционной инстанций.
С учетом изложенного, постановлением Администрации города Кургана от Ворокосова Т.С. с составом семьи три человека: муж Ворокосов Е.П., сын Ворокосов В.Е., правомерно снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Решение суда постановлено в соответствии с установленными обстоятельствами, требованиями закона и не может быть отменено по доводам, изложенным в апелляционной жалобе истцов Ворокосовой Т.С., Ворокосова Е.П., которые направлены на переоценку выводов суда и исследованных в судебном заседании доказательств, оснований для удовлетворения которых судебная коллегия не находит, поэтому не принимает во внимание. Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено, иных доводов, имеющих правовое значение и способных повлиять на законность и обоснованность решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 25 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ворокосовой , Ворокосова - без удовлетворения.
Судья - председательствующий: И.М. Софина
Судьи: С.В. Тимофеева
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.