Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Мочегаева Н.П.
судей Тимофеевой С.В., Клепчи С.Н.
при секретаре Абакумовой Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 24 января 2013 года гражданское дело по заявлению Захаровой о признании решения Администрации города Кургана в лице директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Дубанича М.М. по исключению из списков участников действующей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы незаконным, возложении на Администрацию города Кургана обязанности устранить допущенное нарушение и восстановить Захарову Е.М. и членов ее семьи в списках участников подпрограммы
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 18 октября 2012 года, которым постановлено:
"Заявление Захаровой о признании решения Администрации г. Кургана в лице директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Дубанича М.М. по исключению из списков участников действующей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" незаконным, о возложении обязательства на Администрацию г. Кургана устранить допущенное нарушение и восстановить Захарову Е.М. и членов ее семьи в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" удовлетворить.
Признать решение Администрации г. Кургана, доведенное до сведения Захаровой директором Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Дубаничем М.М. уведомлением от за исх. номером по исключению из списков участников действующей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Захаровой и членов ее семьи незаконным.
Обязать Администрацию г. Кургана устранить допущенное нарушение и восстановить Захарову Е.М. и членов ее семьи в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей".".
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения заявителя Захаровой Е.М. и ее представителя Соловьева Д.В., возражавших против доводов апелляционной жалобы Администрации города Кургана и просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Захарова Е.М. обратилась в суд с заявлением о признании действий заместителя руководителя Администрации города Кургана, директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Дубанича М.М. по исключению семьи заявителя из списков участников действующей подпрограммы незаконными, возложении обязанности на должностное лицо Администрации города Кургана устранить допущенное нарушение и восстановить ее и членов ее семьи в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Впоследствии заявитель неоднократно изменяла требования, в окончательном варианте просила признать незаконным решение Администрации города Кургана в лице директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Дубанича М.М. от по исключению семьи заявителя из списков участников действующей подпрограммы "Обеспечение жилье молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, обязать Администрацию города Кургана устранить допущенное нарушение и восстановить семью заявителя в списках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В обоснование заявления Захарова Е.М. указала, что в 2009 году она собрала пакет документов для участия семьи в подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы. Семья заявителя была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении и на основании заявления была включена в список участников указанной подпрограммы. По состоянию на апрель 2012 года семья заявителя значилась в списке участников подпрограммы по. В конце июня 2012 года заявителем было получено извещение об исключении семьи из списков участников действующей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в связи с тем, что в 2011 году ей исполнилось лет. Считает, что решение должностного лица незаконно и необоснованно, противоречит Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, в соответствии с которыми, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе, возраст каждого из супругов которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты не превышает лет. Указанное условие было заявителем соблюдено, ее возраст на момент обращения не превышал лет, поэтому семья Захаровой Е.М. была признана участником подпрограммы. Какой-либо поддержки за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета для улучшения жилищных условий ее семья до настоящего времени не получала в связи с недостаточным финансированием подпрограммы. Считает, что исключение ее семьи из списка действующей подпрограммы нарушает гарантированное государством право семьи на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках указанной подпрограммы.
В судебном заседании Захарова Е.М. и ее представитель Соловьев А.В. доводы заявления поддержали, пояснив, что Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования достижение супругами, являющимися участникам подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, возраста 35 лет не предусмотрено в качестве основания для исключения из списков участников подпрограммы, имеющих право на получение социальной выплаты.
Представитель Администрации города Кургана и директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Дубанича М.М. по доверенностям Филюшина Н.В., а также представитель Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана по доверенности Бурлева О.В. в судебном заседании с заявлением не согласились, считая оспариваемые действия по исключению семьи Захаровой Е.М. из состава участников подпрограммы в связи с достижением возраста 35 лет законными и соответствующими положениям как ранее действовавшей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, а также действующей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и утвержденным в рамках действующей подпрограммы Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.
Представитель заинтересованного лица Главного управления образования Курганской области по доверенности Шелепова С.Ю. разрешение заявления оставила на усмотрение суда, пояснив, что Захарова Е.М. и члены ее семьи в 2010 году включены в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в 2011 году семья заявителя состояла в списках участников указанной подпрограммы под номером 278, в связи с недостаточным финансированием в рамках указанной подпрограммы семья Захаровой Е.М. не получила социальную выплату, при этом была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и в списке участников указанной подпрограммы состояла под номером .
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Кургана просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе Захаровой Е.М. в удовлетворении заявления. В обоснование доводов жалобы ссылается на пункт 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы", согласно которому участником подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая определенным условиям. Одним из условий является возраст супругов, который у каждого из них на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Полагает, что Администрация города Кургана письмом от обоснованно уведомила Захарову Е.М. о том, что ее семья исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в связи с достижением возраста 35 лет.
В возражениях на апелляционную жалобу заявитель Захарова Е.М. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель Захарова Е.М. и ее представитель Соловьев Д.В. возражали против доводов апелляционной жалобы Администрации города Кургана, просили оставить решение суда без изменения.
Представители Администрации города Кургана, директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Дубанича М.М., Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана, Главного управления образования Курганской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений против апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со статьей 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Из материалов дела следует, что Захарова Е.М. с состоит в зарегистрированном браке с Захаровым А.С., от брака имеется ребенок Захаров В.А., года рождения. Семья Захаровой Е.М. проживала в общежитии по адресу: , состояла на регистрационном учете по данному адресу.
Постановлением Администрации города Кургана от Захарова Е.М. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи три человека: муж, сын, общая очередь номер - , по категории "молодая семья".
Захаровым А.С. заключен кредитный договор (ипотечный) с ОАО "Сбербанк России" на сумму руб. под % годовых сроком по на инвестирование строительства квартиры N .
Захаровой Е.М., Захаровым А.С. подано заявление в Администрацию города Кургана о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 годы".
Согласно пункту 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации указанной подпрограммы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от , участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Поскольку семья Захаровой Е.М. соответствовала данным условиям, на основании заявления от семья заявителя была включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и значилась в списке участников указанной подпрограммы по состоянию на 2011 год под номером .
в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесена запись о государственной регистрации права собственности Захарова А.С. на с обременением ипотекой в силу закона.
Социальная выплата на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту на приобретение жилья не была использована семьей Захаровой Е.М. в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы в связи с недостаточным финансированием.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в рамках которой действует подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В Приложении N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы содержатся Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила), которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Согласно пункту 6 действующих Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Подпунктом "е" пункта 2 действующих Правил (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2011 года N 575) предусмотрена возможность использования социальных выплат для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1 января 2011 года (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Согласно списку молодых семей - участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", изъявивших желание получить социальную выплату в 2012 года, семья Захаровой Е.М. включена в состав участников указанной подпрограммы под номером .
Письмом от 26 июня 2012 года N 1015 заместителя руководителя Администрации города Кургана, директора Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Дубанича М.М. Захарова Е.М. была уведомлена о том, что в связи с достижением возраста 35 лет, семья заявителя не может быть более участником подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, поэтому исключена из списков участников действующей подпрограммы.
Проанализировав положения действующей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, а также предусмотренные подпрограммой Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что условия признания молодой семьи участницей подпрограммы, установленные в пункте 6 действующих Правил (в том числе по возрастному критерию), соответствуют пункту 5 ранее действующих Правил, и в пункте 18 действующих Правил предусмотрена возможность отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в связи с несоответствием молодой семьи (в том числе по возрасту) требованиям, предусмотренным пунктом 6 действующих Правил (аналогичное основание для отказа содержалось в пункте 18 ранее действующих Правил), но не предусмотрена возможность исключения молодой семьи, не реализовавшей право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки, из числа участников подпрограммы в связи с достижением одним из членов молодой семьи возраста 35 лет, как и не предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по указанному основанию.
Поскольку семья Захаровой Е.М. в установленном порядке признана участницей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, не реализовала право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты в рамках указанной подпрограммы, включена в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, суд первой инстанции правомерно признал незаконным решение Администрации города Кургана об исключении семьи Захаровой Е.М. из состава участников указанной подпрограммы и обязал Администрацию города Кургана устранить допущенное нарушение путем восстановления семьи заявителя в списках участников подпрограммы.
Доводы апелляционной жалобы Администрации города Кургана были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка в судебном акте.
Решение суда соответствует требованиям закона и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 18 октября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья - председательствующий Н.П. Мочегаев
Судьи: С.В. Тимофеева
С.Н. Клепча
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.