Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Голубь Е.С., Прасол Е.В.,
при секретаре Абакумовой Ю.О.,
с участием прокурора Федоровской Н.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 31.01.2013 гражданское дело по иску Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Кургана о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки,
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 02.11.2012, которым постановлено: удовлетворить иск Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области, заявленный в интересах неопределенного круга лиц.
Признать незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории, прилегающей к нежилым зданиям по и к жилым домам по .
Обязать Администрацию города Кургана организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории, прилегающей к нежилым зданиям по и к жилым домам по .
Заслушав доклад судьи Голубь Е.С., объяснения представителя ответчика Администрации города Кургана Петухова Д.В., представителей третьих лиц - Государственного автономного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования "Институт развития образования и социальных технологий" Кутикова А.О., ООО "Мечта-М" - Степаньянц О.Н., мнение прокурора Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Курганский межрайонный природоохранный прокурор Курганской области (далее - прокурор) обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации города Кургана о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что на территории, прилегающей к нежилым зданиям по и к домам по , расположена разрушенная контейнерная площадка с размещенными на ней твердыми бытовыми отходами. Территория не является официальным объектом размещения отходов и не внесена в государственный реестр таких объектов. В ходе осмотра места размещения обнаружены строительные отходы, отходы спиленных деревьев, использованная деревянная тара. Металлическое ограждение контейнерной площадки нарушено, установленные на площадке три контейнера переполнены бытовыми отходами, бетонное основание разрушено и полностью завалено отходами. Полагал, что указанные нарушения ущемляют конституционные права граждан на благоприятную окружающую природную среду, неопределенного круга лиц, жителей города Кургана, так как в местах свалок возникают пожары, с дождевыми и талыми водами вредные вещества попадают в почву, что является угрозой распространения инфекционных заболеваний и отравлений населения. Просит признать незаконным бездействие Администрации города Кургана, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории, прилегающей к нежилым зданиям по и к жилым домам по , обязать Администрацию города Кургана организовать работы по ликвидации указанной свалки.
В судебном заседании представитель истца - прокурор Кусков А.А. заявленные требования поддержал. Ранее в судебном заседании пояснял, что в результате проверки было установлено размещение несанкционированной свалки на территории, прилегающей к нежилым зданиям по и к жилым домам по . Поскольку в полномочия органов местного самоуправления входит организация создания безопасных условий для сбора и вывоза бытовых отходов в городе Кургане, организация выполнения мер по обустройству мест сбора, утилизации бытовых отходов. Полагал, что требования, заявленные к Администрации города Кургана, законны и обоснованны.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Петухов Д.В. иск не признал. Ранее в судебном заседании пояснял, что место размещения несанкционированной свалки напротив жилых домов относится к придомовой территории, следовательно, ответственность за неудовлетворительное состояние контейнерной площадки должны нести управляющие компании этих домов.
В судебном заседании представитель третьих лиц ООО "Надежное управление", ООО "Развитие" по доверенности Савин Б.И. возражал против удовлетворения иска. Ранее в судебном заседании пояснял, что дома переданы в управление ООО "УО "Развитие" уже в неудовлетворительном состоянии придомовых территорий. Дома находятся в управлении ООО "Возрождение". В связи с тем, что Управлением Роспотребнадзора по Курганской области со счетов ООО "УО "Развитие" были списаны денежные средства в сумме рублей в счет назначенного им штрафа за нарушение порядка вывоза мусора, оплатить в дальнейшем услуги организации по вывозу мусора не представилось возможным.
Третьи лица - Управление Роспотребнадзора по Курганской области, ООО "Возрождение", Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт развития образования и социальных технологий" (далее - ГАОУ ДПО ИРОСТ), ООО "Мечта-М" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены в установленном процессуальным законом порядке. От представителя Управления Роспотребнадзора по Курганской области поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 12).
Курганским городским судом 02.11.2012 принято изложенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Администрация города Кургана.
В жалобе указывает, что многоквартирные дома по находятся в управлении ООО "УО "Развитие", дом - в управлении ООО "Надежное управление". Данные управляющие организации обязаны не допускать несанкционированных свалок на предоставленной и прилегающей территории к мусоросборникам и их площадкам, соблюдать правила благоустройства, организации уборки и обеспечения чистоты и порядка в городе Кургане. Ссылается на то, что собственники жилых помещений выбрали способ управления многоквартирными домами - управление управляющими организациями. Согласно Правилам содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, сбор и вывоз твердых бытовых отходов относится к содержанию общего имущества многоквартирных домов. Обустройство дворовых территорий должно предусматривать обустройство площадками для мусоросборников. Исходя из чего, считает, что площадка для мусоросборников является обязательным условием обустройства двора многоквартирного дома и относится к придомовой территории. Полагает, что обязанность по организации работы по ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на ту управляющую организацию, которая осуществляет обслуживание указанных в иске многоквартирных домов.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор просит решение суда оставить без изменения. Указывает, что часть жилых помещений в домах по является объектами муниципальной собственности. Сведений о земельном участке, прилегающем к домам по и нежилым зданиям по , не имеется. Свалка твердых бытовых отходов не располагается на придомовой территории указанных домов. Контейнерная площадка расположена на городских землях общего пользования.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области просит решение суда оставить без изменения. Указывает, что Администрация города Кургана, являясь собственником земельного участка, где расположена свалка твердых бытовых отходов, должна исполнять обязанности по организации их сбора, вывоза и переработки на основании Федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", "Об отходах производства и потребления", а также Устава города Кургана. Данную обязанность Администрация города Кургана надлежащим образом не исполняет.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации города Кургана по доверенности Петухов Д.В. поддержал доводы апелляционной жалобы, полагал, что виновными лицами в образовании свалки являются управляющие компании. Пояснил, что в июле 2012 Администрация города Кургана организовывала вывоз мусора со спорной территории только в связи с тем, что на тот момент дома находились без управляющей компании в связи с банкротством компании .
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица - ГАОУ ДПО ИРОСТ по доверенности Кутиков А.О. оставил принятие решения по жалобе на усмотрение суда. Пояснил, что права ГАОУ ДПО ИРОСТ принятым решением не нарушаются.
В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица - директор ООО "Мечта-М" Степаньянц О.Н. решение суда не оспаривала, оставила разрешение жалобы на усмотрение суда. Пояснила, что продуктовый магазин, принадлежащий ООО "Мечта-М", расположен по . ООО "Мечта-М" не имеет отношения к спорной площадке, так как на его территории имеется своя контейнерная площадка.
В суде апелляционной инстанции прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. полагала апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, решение суда - без изменения. Пояснила, что спорная контейнерная площадка находится в разрушенном состоянии, на городских землях, а не на придомовой территории, в июле 2012 Администрация города Кургана заключала договор на вывоз мусора с территории контейнерной площадки.
Третьи лица - Управление Роспотребнадзора по Курганской области, ООО "Надежное управление", ООО "УО "Развитие", ООО "Возрождение" явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении. Представитель Управления Роспотребнадзора по Курганской области в возражениях на апелляционную жалобу просит рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.
Проверив решение суда первой инстанции, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание участвующих в деле лиц, мнение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривалось представителем ответчика, на территории, прилегающей к нежилым зданиям по и к домам по , расположена контейнерная площадка с находящимися на ней твердыми бытовыми отходами (далее - ТБО), которая не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", Санитарных правил содержания территорий населенных мест N 4690-88. Ограждение контейнерной площадки частично разрушено. На территории контейнерной площадки имеется свалка мусора и ТБО. На контейнерной площадке установлено два металлических контейнера и один контейнер рядом с площадкой. Контейнеры переполнены. На территории контейнерной площадки и на прилегающей к ней территории устроена свалка бытового и крупногабаритного мусора, спиленных веток.
В соответствии с экспертной оценкой объекта от , выполненной , на территории, расположенной напротив многоквартирных домов по , в г. Кургане, обнаружены следы не до конца ликвидированной несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора, строительных отходов спиленных деревьев, использованной деревянной тары и прочего бытового хлама, остатки от которой загрязняют прилегающую к жилым домам территорию. Металлическое ограждение контейнерной площадки нарушено, установленные на площадке металлические контейнеры переполнены бытовыми отходами и мусором, бетонное основание разрушено и полностью завалено отходами и мусором, старой мебелью, посторонними предметами, что противоречит требованиям пунктов 2.1.1, 2.2.1 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", пункта 8.2.4 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях помещениях" (л.д. 52-54).
Как установлено судом и не оспаривалось представителем ответчика в ходе рассмотрения дела, спорная контейнерная площадка расположена на городских землях общего пользования. Данная территория не является официальным объектом размещения отходов и не внесена в государственный реестр объектов размещения отходов.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что на основании решения Курганской городской Думы от 20.09.2006 N 266 "Об утверждении Положения об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане" к полномочиям органов местного самоуправления г. Кургана относится организация создания безопасных условий для сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Кургане, организация выполнения комплексных мер по обустройству мест сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация мероприятий по охране окружающей среды в местах сбора, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Однако указанные полномочия органами местного самоуправления г. Кургана должным образом не реализуются.
Судебная коллегия, изучив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения и соглашается с выводом суда, принимая во внимание следующее.
В соответствии с Уставом муниципального образования города Кургана, утвержденным решением Курганской городской Думы от 28.02.2005 N 38, муниципальное образование город Курган - городской округ, органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных вопросов местного значения городского округа, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами Курганской области.
В силу пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Аналогичные полномочия в числе вопросов местного значения городского округа предусмотрены пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В силу пункта 1.29 Устава г. Кургана к вопросам местного значения города Кургана относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с Целевой программой "Охрана окружающей среды и экологическая безопасность города Кургана на 2011-2013 гг." (далее - Программа), утвержденной Постановлением Администрации города Кургана от 19.11.2010 N 10433, разработанной на основании названных Федеральных законов, одной из поставленных целей Программы является предотвращение вредного воздействия отходов производства и потребления на человека и окружающую среду, одной из задач - управление движением отходов. Ожидаемым конечным результатом реализации данной Программы является достижение снижения техногенной нагрузки за счет ликвидации несанкционированных свалок на территории города, предотвращение появления вновь образующихся свалок. Ответственными за ликвидацию несанкционированных свалок с территории города указаны Департамент развития городского хозяйства, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана.
Доводы апелляционной жалобы относительно возложения данной обязанности на управляющие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами по , к которым примыкает территория спорной контейнерной площадки, необоснованны.
Как установлено судом, многоквартирные дома по находятся в управлении ООО "УО "Развитие", дом по - в управлении ООО "Надежное управление", собственниками дома право выбора способа управления многоквартирного дома не реализовано.
Согласно пункту 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке (далее - общее имущество в многоквартирном доме).
Вместе с тем, доказательств передачи контейнерной площадки и контейнеров в состав общего имущества многоквартирных домов , расположенных по , а также назначение указанного имущества для обслуживания только указанных многоквартирных домов, ответчиком не представлено.
В силу статьи 162 ЖК РФ управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией в соответствии с договором, условия которого определены решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Договор на управление многоквартирным домом должен содержать состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществлять управление, а также перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, размер платы за оказанные услуги.
В материалах дела отсутствуют доказательства принятия на себя управляющими организациями обязательств по оказанию возмездных услуг за счет собственников помещений многоквартирных домов по содержанию спорной контейнерной площадки и расположенных на ней контейнеров.
Доказательств передачи спорной контейнерной площадки в состав общего имущества многоквартирных домов по , а также ее назначения для обслуживания указанных домов, ответчиком не представлено.
В суде апелляционной инстанции представитель Администрации города Кургана пояснил, что спорная контейнерная площадка не находится на земельных участках, отмежеванных под многоквартирные дома. Представитель ответчика подтвердил, что площадка расположена на городских землях общего пользования.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд пришел к обоснованному выводу о том, что работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов на спорной контейнерной площадке должна осуществлять Администрация города Кургана.
Кроме того, действия Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана по заключению 01.07.2012 договора на выполнение работ по вывозу мусора с территории по (л.д. 37) свидетельствуют о том, что спорная контейнерная площадка не передана в общую собственность многоквартирных домов, а Администрация города Кургана в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства проводила работы по вывозу мусора с территории по .
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование норм материального права и иную оценку установленных обстоятельств дела, которым суд в их совокупности дал надлежащую правовую оценку, правильно установив правоотношения сторон по делу.
С учетом изложенного, вывод суда о возложении на Администрацию города Кургана обязанности организовать работы по ликвидации несанкционированной свалки твердых бытовых отходов, расположенной на территории, прилегающей к нежилым зданиям по и к жилым домам по , не противоречит закону и имеющимся в деле доказательствам, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих данный вывод.
Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 02.11.2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья - председательствующий И.М. Софина
Судьи: Е.В. Прасол
Е.С. Голубь
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.