Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Софиной И.М.,
судей Прасол Е.В., Голубь Е.С.,
при секретаре судебного заседания Поповой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 5 февраля 2013 года гражданское дело по иску Косицыной Е.Н. к Администрации Песчанского сельсовета Щучанского района Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по Щучанскому району о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в список получателей мер социальной поддержки на получении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, выдаче свидетельства на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья,
по апелляционной жалобе Косицыной Е.Н. на решение Щучанского районного суда Курганской области от 10 декабря 2012 года, которым постановлено:
в иске к Администрации Песчанского сельсовета Щучанского района Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, филиалу Главного Управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения Щучанского района о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, включении в список получателей мер социальной поддержки на получении единовременной денежной выплаты на приобретение жилья и выдаче свидетельства на получение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья, отказать.
Заслушав доклад судьи Софиной И.М. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Главного управления социальной защиты населения Курганской области Пригородовой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Косицына Е.Н. обратилась в суд с иском к Администрации Песчанского сельсовета Щучанского района Курганской области, Главному управлению социальной защиты населения Курганской области, филиалу Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отделу социальной защиты населения по Щучанскому району о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, о включении ее в список лиц, обладающих правом на получение мер социальной поддержки в виде единовременной субсидии на приобретение жилья, о выдаче свидетельства на получение единовременной субсидии на приобретение жилья.
В обоснование иска указывала, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, проживает в неблагоустроенном жилом доме площадью 60 кв.м., который принадлежит ее сыну, снохе и внукам. Своего жилья она не имеет. По состоянию здоровья она была вынуждена переехать из и проживать с семьей сына. По прежнему месту жительства социальной выплаты на улучшение жилищных условий она не получала. Обратившись в Песчанский сельсовет с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в улучшении жилья, ей было отказано. Полагала данный отказ неправомерным, поскольку возможности приобрести жилье за свой счет она не имеет, дом, в котором она проживает, ей не принадлежит, более того, он 1981 года постройки, требует ремонта: замены потолка, пола. Отопление в доме печное, водопровод и канализация имеется только в летнее время, крыша протекает.
В судебном заседании истец Косицына Е.Н. на удовлетворении иска настаивала, дополнительно пояснила, что до 2011 года проживала в . Имеющийся у нее дом она продала в связи с переездом в к сыну.
Представитель ответчика - глава Администрации Песчанского сельсовета Щучанского района Курганской области Сидорова Л.Ю. в судебном заседании с иском не согласилась, указывала, что в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет Косицыной Е.Н. было отказано правомерно, поскольку оснований для этого не имелось. Истец являлась собственником жилого дома в , который она продала в 2011 году, и стала проживать в , в доме своего сына. Поскольку истец намеренно ухудшила свои жилищные условия, и с момента совершения данной сделки прошло менее пяти лет, оснований для признания Косицыной Е.Н. нуждающейся в жилье не имелось. Ответчик также указала, что межведомственной комиссией при администрации сельсовета было проведено обследование жилищных условий истца. Согласно составленному по результатам данного обследования акту дом, в котором проживает Косицына Е.Н., является пригодным для проживания.
Ответчик Главное управление социальной защиты населения Курганской области и филиал Главного управления социальной защиты населения Курганской области - отдел социальной защиты населения по Щучанскому району в представленном отзыве с иском не согласились, указывая, что не являются надлежащими ответчиками по делу, поскольку истец не обращалась в органы социальной защиты населения с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета. Кроме того, указывали, что оснований для предоставления истцу указанных мер социальной поддержки не имеется, поскольку нуждающейся в жилье в установленном законом порядке она не признана, сведений о постановке ее на соответствующий учет Главное управление социальной защиты населения Курганской области от органов местного самоуправления не получало. В судебном заседании представитель ответчика Чикишева И.К., действующая на основании доверенности, против удовлетворения иска возражала по доводам, изложенным в отзыве.
Щучанским районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец Косицына Е.Н. просит решение суда отменить. В обоснование жалобы истец вновь ссылается на доводы и обстоятельства, указанные в исковом заявлении. Полагает, что в ходе судебного разбирательства не были выявлены с ее стороны действия, направленные на ухудшение жилищных условий, напротив, установлено, что продажа дома была вынужденной, обусловленной ее состоянием здоровья, преклонным возрастом и нуждаемостью в постороннем уходе. Указанные обстоятельства повлияли на то, что она продала свой дом и переехала жить к сыну. Также, выражает несогласие с выводом суда об обеспеченности ее жильем сверх установленной нормы, поскольку судом не учтено, что собственником дома являются не только ее сын, но и сноха, и двое внуков. Так, исходя из состава семьи пять человек - она и собственники, а также площади жилого дома 58,9 кв.м., ее обеспеченность жилым помещением составляет 11,7 кв.м., что ниже установленной Песчанским сельским советом нормы в размере 16 кв. м.
В заседании судебной коллегии представитель Главного управления социальной защиты населения Курганской области Пригородова Н.В. против доводов апелляционной жалобы возражала, просила решение суда оставить без изменения.
Истец Косицына Е.Н., представитель ответчика - Администрации Песчанского сельсовета Щучанского района Курганской области, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, истец Косицына Е.Н. является вдовой участника Великой Отечественной войны , имеет права на льготы и преимущества, установленные Федеральным законом "О ветеранах" (л.д. 7, 8, 9).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 ст. 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положением статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В силу ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан, в том числе ветеранов боевых действий. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Курганской области от 10 апреля 2006 года N 120 "О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов" утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны, и участников Великой Отечественной войны (приложение N1).
Пункт 2 указанного Порядка предусматривает, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, осуществляется путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета на реализацию полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно п. 3 Порядка Главное управление социальной защиты населения Курганской области (далее - уполномоченный орган) запрашивает в органах местного самоуправления муниципальных образований Курганской области (далее - органы местного самоуправления) информацию о гражданах, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления, по форме, утвержденной уполномоченным органом. На основании информации, полученной от органов местного самоуправления, уполномоченный орган формирует общий реестр граждан, который ежемесячно актуализируется. Реестр формируется в той же хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Граждане, поставленные на учет в один и тот же день, указываются в реестре в алфавитном порядке.
Анализ приведенных выше норм позволяет сделать вывод о том, что члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах" (т.е. на получение социальных выплат) при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Косицына Е.Н. обратилась с заявлением в Администрацию Песчанского сельсовета о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как вдовы участника Великой Отечественной войны
, ссылаясь на отсутствие у нее жилого помещения (л.д. 13, 59).
Администрацией Песчанского сельсовета Щучанского района Курганской области со ссылкой на ст. 53, п. 3 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказано Косицыной Е.Н в принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении ввиду отсутствия оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении (л.д. 13, 63).
В силу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Из материалов дела следует, что истец Косицына Е.Н. до августа 2011 года являлась собственником жилого дома площадью 47,5 кв.м. в .
29 июля 2011 года Косицына Е.Н. распорядилась указанным домом, продав его и земельный участок, на котором он расположен, и на основании договора купли-продажи за рублей.
После отчуждения принадлежащего истцу жилого помещения, Косицына Е.Н. вселилась жилой дом, принадлежащий семье ее сына , и стала проживать в нем вместе с сыном в качестве члена его семьи.
Указанные обстоятельства подтверждены представленными в дело доказательствами и сторонами по делу не оспаривались.
Таким образом, изложенное свидетельствует, что до отчуждения принадлежащего ей жилого дома истец являлась собственником жилого помещения общей площадью 47,5 кв.м., что превышает учетную норму, установленную на территории Песчанского сельсовета (16 кв.м. общей площади на одного человека).
Поскольку истцом совершены действия, в результате которых ухудшились ее жилищные условия, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием к отказу в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на протяжении 5 лет с момента совершения указанных действий, судом обоснованно отказано Косицыной Е.Н. в иске о признании незаконным отказа Администрации Песчанского сельсовета в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Ссылки истца на то обстоятельство, что она вынуждена была продать принадлежащий ей жилой дом в связи с его ветхим состоянием и необходимостью постороннего ухода, обоснованно не приняты во внимание судом первой инстанции, поскольку каких-либо доказательств, подтверждающих данные доводы Косицыной Е.Н., суду представлено не было.
Таким образом, суд при разрешении спора пришел к обоснованному выводу, что именно действия истца Косицыной Е.Н. по отчуждению принадлежащего ей жилого помещения привели к возникновению оснований для признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий.
При таких обстоятельствах орган местного самоуправления правомерно отказал истцу в принятии на учет лиц, нуждающихся в жилых помещениях, оспариваемое решение принято в соответствии с законом и в пределах полномочий органа местного самоуправления, в связи с чем судом обоснованно отказано в иске Косицыной Е.Н. о постановке ее на учет нуждающихся в жилом помещении.
Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, соответствующим закону и имеющимся в деле доказательствам.
При этом судебная коллегия находит убедительными доводы апелляционной жалобы истца о том, что судом при вынесении решения неверно была рассчитана приходящаяся на ее долю площадь жилого дома, в котором она проживает в настоящее время.
Так, из дела следует, что истец проживает в жилом доме, расположенном по адресу: , который на праве собственности принадлежит сыну истца , жене сына , и внучкам , по 1/4 доле каждому (л.д. 49).
Так, в силу пунктов 1, 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
Таким образом, равное с собственником право пользования жилым помещением законодатель связывает с двумя моментами: принадлежность к определенной категории лиц и проживание в жилом помещении вместе собственником.
Между тем, в ходе судебного разбирательства было установлено, что в жилом доме в проживают лишь Косицына Е.Н. и ее сын , остальные собственники жилого дома в нем не проживают. Указанные обстоятельства лицами, участвующими в деле, не оспаривались.
Определяя размер общей площади, приходящейся на долю истца в спорном доме, суд, исчисляя его из общей площади всего дома, не учел, что, проживая в жилом помещении в качестве члена семьи одного из сособственников, Косицына Е.Н. праве претендовать лишь на его долю в общем имуществе.
Поскольку на долю в спорном жилом доме приходится 14,7 кв.м общей площади, вывод суда об обеспеченности Косицыной Е.Н. жилым помещением сверх учетной нормы не может быть признан правильным.
Между тем, указанное обстоятельство не является основанием для отмены решения суда, так как ошибочный вывод суда не повлек вынесение неправосудного решения, поскольку, как указывалось выше, совершение действий, в результате которых ухудшились жилищные условия истца, в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации является самостоятельным основанием к отказу в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий на протяжении 5 лет.
Так как Косицына Е.Н. не является нуждающейся в жилом помещении, в иске о возложении на ГУ СЗН по Курганской области обязанности включить ее в реестр граждан для получения единовременной субсидии на приобретение жилья отказано правомерно.
Учитывая изложенное, решение суда сомнений в законности не вызывает, доводы апелляционной жалобы основаны на избирательном толковании норм материального права, исходя из процессуальной позиции стороны истца, в связи с чем не могут служить основаниями для отмены судебного решения. Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Щучанского районного суда Курганской области от 10 декабря 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судья-председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.