Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Мочегаева Н.П.
судей Тимофеевой С.В., Черновой Н.А.
при секретаре Поповой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 29 января 2013 года гражданское дело по иску Браташ к Администрации Петуховского района Курганской области о признании незаконным подпункта 1 пункта 2 Постановления Администрации Петуховского района Курганской области от 3 сентября 2012 года N 328 в части отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на погашение жилищного кредита, взыскании компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Администрации Петуховского района Курганской области на решение Петуховского районного суда Курганской области 22 ноября 2012 года, которым постановлено:
"Исковые требования Браташ к Администрации Петуховского района о признании незаконным подпункта "1" пункта "2" Постановления Администрации Петуховского района от "Выдача Свидетельств о праве на получение социальной выплаты", об обязании выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.
Признать подпункт "1" пункта "2" Постановления Администрации Петуховского района от "Выдача Свидетельств о праве на получение социальной выплаты" в части отказа молодой семье Браташ , Браташ в получении Свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома - незаконным.
Обязать Администрацию Петуховского района Курганской области выдать Браташ , Браташ - "Свидетельство о праве на получение социальной выплаты".
Взыскать с Администрации Петуховского района Курганской области в пользу Браташ денежную компенсацию морального вреда в размере рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований Браташ отказать.".
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя Администрации Петуховского района Курганской области по доверенности Головина В.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения истца Браташ Н.В., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Браташ Н.В. обратилась в суд с иском к Администрации Петуховского района Курганской области (далее Администрация Петуховского района) о признании недействительным подпункта 1 пункта 2 Постановления Администрации Петуховского района от в части отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты, возложении обязанности выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на погашение жилищного кредита молодой семье истца, возмещении морального вреда в размере руб.
Впоследствии истец изменила исковые требования, просила признать недействительным подпункт 1 пункта 2 Постановления Администрации Петуховского района от в части отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты молодой семье истца, возложить на ответчика обязанность восстановить семью истца в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на погашение жилищного кредита молодой семье истца - участнице подпрограммы, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере руб.
В обоснование иска истец указала, что на основании решения Петуховского районного суда Курганской области от семья истца была включена в список участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. истцом получено уведомление о предоставлении необходимых документов для получения свидетельства о праве на социальную выплату для погашения жилищного кредита. В установленный месячный срок документы были предоставлены истцом в полном объеме. В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 Постановления Администрации Петуховского района от , семье истца отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на основании пунктов 2, 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от (далее Правил). Истец считала отказ незаконным, полагая, что ее семья имеет право на получение социальной выплаты для погашения жилищного кредита, полученного , в соответствии с Правилами в редакции, действовавшей на день подачи заявления. Считала, что внесение Постановлением Правительства Российской Федерации от изменений в пункт 2 Правил в части введения подпункта "е", предусматривающего возможность использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до , должно распространяться на заявления о включении в состав участников подпрограммы, поданные после внесения изменений и не могут распространяться на семью истца. Кроме того, полагала, что право на получение социальной выплаты возникло у семьи истца на основании судебного решения о включении в состав участников подпрограммы. Ссылаясь на неправомерность действий органа местного самоуправления по отказу во включении в состав участников подпрограммы, а в последующем и в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты для погашения жилищного кредита, истцу причинен моральный вред. В связи с чем, на основании статей 151, 1099 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации истец просила взыскать с ответчика денежную компенсацию морального вреда в размере руб.
В судебном заседании истец Браташ Н.В. на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика Администрации Петуховского района по доверенности Головин В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что в соответствии с Правилами социальные выплаты используются для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до . Истцом получен кредит в марте 2011 года, поэтому документы, представленные истцом для получения социальной выплаты не соответствовали требованиям пункта 15(1) Правил, поэтому на основании пункта 27 Правил истцу было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Оспаривал утверждение истца о том, что решением Петуховского районного суда Курганской области от определены условия использования социальной выплаты, которую ответчик обязан выплатить истцу. Указал, что по судебному решению Администрация Петуховского района обязана была включить истца в список участников подпрограммы, что само по себе не является достаточным основанием для выдачи свидетельства о праве на получение социальной выплаты. Правила предусматривают пакет документов, который необходимо представить при рассмотрении вопроса о включении молодой семьи в число участников подпрограммы, а также отдельный пакет документов, который необходимо представить на стадии рассмотрения вопроса о выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты. На каждом этапе проверяется соответствие поданных претендентом на получение социальной выплаты документов, предъявляемым к ним требованиям. На первом этапе при рассмотрении вопроса о включении в число участников подпрограммы семья истца соответствовала требованиям, установленным Правилами и по судебному решению была включена в состав участников подпрограммы, однако на втором этапе при рассмотрении вопроса о выдаче свидетельства семья истца не представила необходимые документы, на основании которых в соответствии с Правилами истцу могла быть предоставлена социальная выплата на погашение жилищного кредита, поскольку такой кредит был получен семьей истца после .
Представитель третьего лица Главного управления образования по Курганской области в судебное заседание не явился, представил письменное заявление о рассмотрении дела без его участия, исковые требования считал необоснованными.
Представитель третьего лица ОАО "Сбербанк России" в лице Макушинского отделения в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, решение спора оставил на усмотрение суда.
Представитель третьего лица Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что согласно Правилам, социальная выплата может быть использована на погашение основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до , кредитный договор истцом заключен , поэтому оснований для получения социальной выплаты семьей истца не имелось.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация Петуховского района просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе истцу в удовлетворении иска. Ответчик указывает, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права, а также выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела. Полагает, что обращение Браташ Н.В. и Браташ А.В. с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и последующее заявление о предоставлении социальной выплаты имели место именно в рамках указанной подпрограммы, которой начиная с 2011 года предусмотрена возможность использования молодыми семьями социальной выплаты на уплату первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома. Пункт 2 Правил в первоначальной редакции не предусматривал возможность использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, и лишь в пункт 2 Правил был введен подпункт "е", предусмотревший такую возможность, но только в отношении кредитов, полученных до , тем самым законодатель предоставил возможность молодым семьям, которые получили ипотечные кредиты и были участниками ранее действующей подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой подпрограммы "Жилище" на 2002-2010 годы, которые не получили социальные выплаты на улучшение жилищных условий, реализовать свое право на их получение. Полагают, что отказ ответчика семье истца в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты для погашения жилищного кредита, полученного , является обоснованным.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации Петуховского района по доверенности Головин В.С. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении иска Браташ Н.В. отказать.
Истец Браташ Н.В. в судебном заседании суда апелляционной инстанции возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.
Представители третьих лиц Главного управления образования по Курганской области, ОАО "Сбербанк России" в лице Макушинского отделения, Правительства Курганской области в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Браташ Н.В. с состоит в зарегистрированном браке с Браташ А.В., от брака имеется ребенок , года рождения.
В установленном законом порядке семья Браташ Н.В. принята на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, как молодая семья, имеющая уровень обеспеченности жилыми помещениями менее учетной нормы общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Браташ Н.В., Браташ А.В. подано заявление в Администрацию Петуховского района о включении их семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в котором истцы указали, что ознакомлены с условиями участия в данной подпрограмме, поставили подписи в заявлении, приложив к заявлению копии необходимых документов.
Постановлением Администрации Петуховского района от семье истца отказано во включении в список участников подпрограммы.
Решением Петуховского районного суда Курганской области от указанный отказ Администрации Петуховского района признан незаконным и на ответчика возложена обязанность включить семью Браташ Н.В. в список участников указанной подпрограммы. Судебное решение вступило в законную силу и исполнено ответчиком.
истцами из Администрации Петуховского района получено уведомление о представлении перечня документов, необходимых для получения социальной выплаты на погашение жилищного кредита как претендентам на ее получение в текущем году.
Для получения социальной выплаты в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы истцы представили кредитный договор от , заключенный между Браташ Н.В., Браташ А.В. и ОАО "Сбербанк России", на сумму руб. по программе "на жилье в сумме до рублей" по % годовых на покупку объекта незавершенного строительства, готовностью % и земельного участка по адресу: , на срок месяцев, договор купли-продажи указанного жилого дома от и свидетельство о государственной регистрации права общей совместной собственности на жилой дом.
Постановлением Администрации Петуховского района от семье Браташ Н.В. отказано в получении свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома на основании пунктов 2, 27 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от .
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности действий ответчика по отказу семье истца в предоставлении социальной выплаты для погашения жилищного кредита.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда в связи с нарушением норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон.
В целях государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, Постановлением Правительства Российской Федерации от "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы" утверждена федеральная целевая программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, в рамках которой действует подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
В Приложении к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы содержатся Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее Правила), которые устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Согласно пункту 2 Правил (в редакции действующей на дату принятия документа) социальные выплаты используются:
а) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (за исключением средств, когда оплата цены договора купли-продажи предусматривается в составе цены договора с уполномоченной организацией на приобретение жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья) (далее - договор на жилое помещение);
б) для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в) для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов в молодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива (далее - кооператив), после уплаты которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г) для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д) для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и (или) оплату услуг указанной организации.
Пункт 15 Правил (в редакции действовавшей на дату принятия документа) предусматривал, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении , в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Непредставление или представление не в полном объеме указанных документов на основании пункта 27 Правил являлись основанием для отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Постановлением Правительства Российской Федерации от в пункт 2 Правил введен подпункт "е", который предусмотрел возможность использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до (далее - погашение долга по кредитам), за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Этим же Постановлением Правительства Российской Федерации от внесены изменения в пункт 15 Правил, согласно которому для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении , в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д) документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от введен пункт 15(1), согласно которому для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а) заявление по форме, приведенной в приложении к настоящим Правилам, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б) копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в) копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г) копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием средств ипотечного жилищного кредита (займа) (при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома представляются документы на строительство);
д) копия кредитного договора (договор займа), заключенного в период с по включительно;
е) документ, подтверждающий, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил на момент заключения кредитного договора (договора займа), указанного в подпункте "д" настоящего пункта;
ж) справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и сумме задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).
В соответствии с пунктом 27 Правил (в редакции Постановления Правительства РФ от ) для получения свидетельства молодая семья - претендент на получение социальной выплаты в соответствующем году в течение 1 месяца после получения уведомления о необходимости представления документов для получения свидетельства направляет в орган местного самоуправления по месту своего постоянного жительства заявление о выдаче свидетельства (в произвольной форме) и следующие документы:
в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктами "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" пункта 15 настоящих Правил;
в случае использования социальных выплат в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 настоящих Правил - документы, предусмотренные подпунктами "б" - "д" и "ж" пункта 15(1) настоящих Правил.
В заявлении молодая семья дает письменное согласие на получение социальной выплаты в порядке и на условиях, которые указаны в уведомлении. Орган местного самоуправления организует работу по проверке содержащихся в этих документах сведений. Основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются нарушение установленного настоящим пунктом срока представления необходимых документов для получения свидетельства, непредставление или представление не в полном объеме указанных документов, недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах, а также несоответствие жилого помещения, приобретенного (построенного) с помощью заемных средств, требованиям пункта 32 настоящих Правил.
Из материалов дела следует, что Браташ Н.В., Браташ А.В. в рамках указанной подпрограммы выразили намерение использовать социальную выплату для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по кредитному договору , заключенному с ОАО "Сбербанк России", на основании подпункта "е" пункта 2 Правил, поскольку оснований для использования социальной выплаты в иных формах, предусмотренных подпунктами "а" - "д" пункта 2 Правил, которые не изменялись с даты принятия нормативно-правового акта, у истцов не имелось.
Принимая во внимание то, что в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, участницей которой являлась семья Браташ Н.В., социальная выплата может быть направлена на погашение долга по кредитам, полученным до , тогда как кредитный договор получен Браташ Н.В., Браташ А.В. , Администрацией Петуховского района обоснованно отказано семье истца в получении социальной выплаты для погашения жилищного кредита в рамках указанной подпрограммы.
Ссылки истца на то, что решением Петуховского районного суда Курганской области от определены условия использования социальной выплаты, которую ответчик обязан выплатить семье Браташ Н.В., являются несостоятельными, поскольку, разрешая указанное дело, суд установил факт нарушения Администрацией Петуховского района порядка и срока рассмотрения заявления Браташ Н.В., Браташ А.В. от о включении в состав участников подпрограммы, в связи с чем суд признал данный отказ незаконным и обязал ответчика включить семью истца в список молодых семей - участников подпрограммы, при этом в предмет разрешенного судом спора не входило установление факта наличия или отсутствия у семьи Браташ Н.В. права на получение социальной выплаты.
С учетом изложенного, исковые требования Браташ Н.В. о признании незаконным подпункта 1 пункта 2 Постановления Администрации Петуховского района от в части отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на погашение жилищного кредита, взыскании компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями органа местного самоуправления, не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Поскольку принятое судом решение не соответствует требованиям закона, является необоснованным, оно подлежит отмене с принятием судом апелляционной инстанции нового решения об отказе истцу в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петуховского районного суда Курганской области от по иску Браташ к Администрации Петуховского района Курганской области отменить.
В удовлетворении исковых требований Браташ к Администрации Петуховского района Курганской области о признании незаконным подпункта 1 пункта 2 Постановления Администрации Петуховского района Курганской области от в части отказа в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения, возложении обязанности восстановить в списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты на погашение жилищного кредита, взыскании компенсации морального вреда отказать.
Судья - председательствующий Н.П. Мочегаев
Судьи: С.В. Тимофеева
Н.А. Чернова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.