Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Мочегаева Н.П.
судей Тимофеевой С.В., Пшеничникова Д.В.
при секретаре Комогоровой Е.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 5 февраля 2013 года гражданское дело по иску Ламсковой к Администрации Половинского района Курганской области о возложении обязанности включить в список на получение жилищного сертификата по программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы
по апелляционной жалобе Ламсковой на решение Половинского районного суда Курганской области от 7 декабря 2012 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Ламсковой к Администрации Половинского района Курганской области о возложении обязанности включения Ламсковой Р.С. в список на получение жилищного сертификата по программе "Жилище 2011-2015 год" отказать.".
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ламскова Р.С. обратилась в суд с исковыми требованиями к Администрации Половинского района Курганской области (далее Администрация Половинского района) о включении в список на получение жилищного сертификата по программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В обоснование иска указала, что родилась и проживала до сентября 1960 года в селе (в настоящее время ). В период с 1949 года по 1951 год производственное объединение "Маяк" производило сбросы радиоактивных отходов в реку Теча. Истец признана пострадавшей от радиации и имеет право на льготы, предусмотренные пунктом 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе имеет право на обеспечение жилой площадью как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 7 статьи 17 указанного Закона. Администрация Половинского района отказала истцу во включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, поскольку истец принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года. Согласно пункту 7 статьи 17 указанного Закона гражданам, указанным в пункте 6 части первой статьи 13 данного Закона, гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации, при этом нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Истец полагает, что пункт 7 статьи 17 указанного Закона не соответствует статьям Конституции Российской Федерации 18, 19 (часть 1), 40 (часть 1), 42, 45 (часть 1), 55 (части 2 и 3), как ограничивающий права граждан, пострадавших от радиации, эвакуированных (в том числе добровольно выехавших), принятых на учет до 1 января 2005 года по отношению к тем, кто на учет до 1 января 2005 года не встал и делает невозможным их участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Ссылалась на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П по этому же вопросу, принятому по обращениям граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, которым положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий как до 1 января 2005 года, так и после этой даты. Просила суд обязать ответчика включить ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Истец Ламскова Р.С. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие, на удовлетворении исковых требованиях настаивала.
Представитель ответчика Администрации Половинского района Курганской области по доверенности Веливченко Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Указала, что в Администрацию Половинского района Курганской области поступило заявление Ламсковой Р.С. с просьбой включить ее в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы. Не оспаривая статус истца как гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, на которого распространяется действие пункта 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" и факт нуждаемости истца в улучшении жилищных условий, полагала, что истец не имеет права на получение государственного жилищного сертификата за счет средств федерального бюджета в рамках указанной подпрограммы, поскольку принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении после 1 января 2005 года и на основании пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) истец имеет право на обеспечение жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Поэтому полагала, что оснований для включения Ламсковой Р.С. в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы не имеется.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ламскова Р.С. просит решение суда отменить. В обоснование жалобы ссылается на доводы, указанные в исковом заявлении. Настаивает на том, что в соответствии с положениями пункта 6 части первой статьи 13 и пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" истец относится к категории граждан, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в связи с чем полагает, что ее требования о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, являются правомерными и подлежат удовлетворению. Считает, что граждане указанной категории, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как до 1 января 2005 года, так и после этой даты, имеют равное право на улучшение жилищных условий в рамках указанной подпрограммы, при этом вновь ссылается на позицию Конституционного Суда Российской Федерации, выраженную в Постановлении от 10 ноября 2009 года N 17-П по этому же вопросу, принятому по обращениям граждан, ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Ламскова Р.С., представитель ответчика Администрации Половинского района не явились, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что Ламскова Р.С., года рождения, является лицом, выехавшим добровольно из населенного пункта - в 1958 году, подвергшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, и имеет право на льготы, предусмотренные для граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе на обеспечение жильем в порядке, установленном пунктом 7 статьи 17 указанного Закона.
Ламскова Р.С. проживает в жилом доме, расположенном по адресу: , общей площадью 48,8 кв.м, принадлежащем на праве собственности Ламсковой Р.С., Ламскову А.М., Ламсковой М.А. по доли каждому.
Постановлением Администрации Чулошенского сельсовета Половинского района Курганской области от Ламскова Р.С. принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Кроме того, заключением межведомственной комиссии при органе местного самоуправления от жилой в признан непригодным для проживания в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к жилому помещению, на основании Положения "О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от .
Ламскова Р.С. обратилась в Администрацию Половинского района с заявлением о включении в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Истец не была включена ответчиком в указанную подпрограмму со ссылкой на пункт 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", поскольку принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, в связи с чем Ламскова Р.С. обратилась за судебной защитой нарушенного права.
Разрешая спор, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца о возложении на ответчика обязанности включить истца в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, и отказал истцу в иске.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции как постановленными с нарушением норм материального права.
На основании части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации определенным в законе категориям граждан, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законами нормами.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Система социальной защиты граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, введена Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 и включает в себя различные виды денежных выплат и устанавливаемых в дополнение к ним мер социальной поддержки.
Указанный Закон в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, предусматривал для граждан, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения или переселенных, в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, а также выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы, одноразовое внеочередное обеспечение благоустроенной жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда, жилыми помещениями в домах, принадлежащих колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, или одноразовое внеочередное приобретение квартир в домах государственного или муниципального фонда, а также одноразовое внеочередное вступление в жилищные или в жилищно-строительные кооперативы по новому месту жительства (пункты 6 и 11 части первой статьи 13, пункт 7 статьи 17 и статья 22).
В таком же порядке в силу пункта 7 части первой статьи 1 и части первой статьи 10 Федерального закона от 26 ноября 1998 года N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" обеспечивались жилыми помещениями и граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности).
1 января 2005 года вступил в силу Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, которым в рамках реформирования системы социальной защиты населения был изменен и порядок обеспечения жильем указанных категорий граждан, подвергшихся воздействию радиации: согласно пункту 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в новой редакции тем из них, кто был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, было предоставлено право на обеспечение жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного предписания Правительство Российской Федерации приняло постановление от 29 декабря 2004 года N 866, которым в качестве основной формы обеспечения таких граждан жильем за счет средств федерального бюджета было избрано предоставление субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В связи с внесением постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 865 изменений в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и аварии на производственном объединении "Маяк", принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, получили право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Соответствующее право предусмотрено и утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2010 года N 1050 одноименной подпрограммой федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Механизм предоставления социальных выплат (жилищных субсидий, субсидий) таким гражданам закрепляется Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации указанных подпрограмм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153, с последующими изменениями и дополнениями.
Для граждан, относящихся к указанным категориям, но принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, пункт 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ предусмотрел обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, введенная в процессе реформирования системы социальной защиты денежная форма предоставления такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и выехавшим добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение, и приравненным к ним в этом отношении гражданам, выехавшим добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), сохраняется лишь в отношении тех из них, кто был принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года.
Граждане же указанных категорий, принятые на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года и, соответственно, не имеющие статуса участников соответствующих подпрограмм федеральных целевых программ "Жилище" на 2002 - 2010 годы и на 2011 - 2015 годы, согласно Жилищному кодексу Российской Федерации приобретают право на получение жилых помещений по договору социального найма на общих основаниях.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 30 января 2013 года N 3-П по делу о проверке конституционности пункта 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) в связи с жалобой гражданина Е.Н. Степанцова и запросом Челябинского областного суда, вступившим в силу 1 февраля 2013 года, пункт 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) признан не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой установленный его положениями правовой механизм обеспечения жилыми помещениями граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (зона проживания с правом на отселение) и вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где средняя годовая эффективная доза облучения превышает 1 мЗв (0,1 бэр) (дополнительно над уровнем естественного радиационного фона для данной местности), нуждающихся в улучшении жилищных условий, в системе действующего правового регулирования не гарантирует равным образом - вне зависимости от даты принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (до 1 января 2005 года или после этой даты) - однократное предоставление жилых помещений всем относящимся к указанным категориям гражданам.
Принимая настоящее Постановление Конституционный Суд Российской Федерации указал, что введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении тех граждан, относящихся к указанным категориям, которые были приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 года, при отсутствии адекватных социальных гарантий для граждан, относящихся к тем же категориям, но вставших на учет после этой даты, повлекло необоснованную дифференциацию внутри каждой категории в зависимости исключительно от даты принятия гражданина на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после 1 января 2005 года), которая, в свою очередь, привела к снижению уровня социальной защиты для части этих граждан. Такая дифференциация - при наличии у граждан, относящихся к одной и той же категории, одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, подвергшихся радиационному воздействию в связи с аварией на Чернобыльской АЭС либо аварией на производственном объединении "Маяк" или сбросами радиоактивных отходов в реку Теча и нуждающихся в улучшении жилищных условий, а потому находящихся в одинаковой ситуации, что не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
Поскольку Ламскова Р.С. относится к категории граждан, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета (пункт 6 части первой статьи 13 и пункт 7 статьи 17 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), принята на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, предъявленный истцом иск является правомерным и она подлежит включению в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Половинского районного суда Курганской области от 7 декабря 2012 года по иску Ламсковой к Администрации Половинского района Курганской области отменить.
Исковые требования Ламсковой к Администрации Половинского района Курганской области удовлетворить.
Обязать Администрацию Половинского района Курганской области включить Ламскову в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Судья - председательствующий Н.П. Мочегаев
Судьи: С.В. Тимофеева
Д.В. Пшеничников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.